СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство - две вещи несовместные»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрать значение Болдинской осени в творчестве А.С. Пушкина. Дана характеристика "маленьким трагедиям", проведен анализ трагедии "Моцарт и Сальери"

Просмотр содержимого документа
««А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство - две вещи несовместные»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района белгородской области




«А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».

Гений и злодейство - две вещи несовместные»



Номинация: «Преподавание родной русской литературы»










Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Рагозина Любовь Митрофановна















Тема урока: «А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».

«Гений и злодейство - две вещи несовместные»

  • Цели и задачи урока: раскрыть значение Болдинской осени 1830 года в творчестве А.С.Пушкина; дать общую характеристику «маленьких трагедий»; создать условия для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения.

  • Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.

  • Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), работа в парах (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

  • Материалы к уроку: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», слайд-презентация по теме урока, тест для контроля знаний по теме урока.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Звучит музыка Моцарта (Фантазия «Ре-минор» в современном исполнении)

  2. Определение темы и целей урока

  3. Объяснение нового материала

II. Слово учителя. (сопровождается слайдами - презентации)

В 1830 году, посватавшись второй раз к Наталье Николаевне Гончаровой, А.С. Пушкин получил согласие. Перед свадьбой было необходимо уладить дела с имением Болдино в Нижегородской губернии. Пушкин надеялся управиться за неделю. Однако из-за эпидемии холеры на дорогах были установлены карантины, выехать было невозможно, и Пушкин пробыл в Болдино почти три месяца, которые известны как Болдинская осень- выражение, ставшее нарицательным. Вынужденное заточение стало временем небывалого творческого взлета: был закончен роман в стихах «Евгений Онегин», написаны «маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения, литературные статьи.

Цикл «Маленькие трагедии» полностью был опубликован уже после смерти автора, а название было дано редактором. Свои «Маленькие трагедии» Пушкин хотел назвать то «Драматическими сценами», то «Драматическими очерками», то « Драматическими изучениями» и, наконец, «Опытами драматических изучений». Ни одно из этих названий не утвердилось. Удержалось то, которое поэт мельком дал в письме к Плетневу. Пушкин сообщал, что вместе с другими произведениями он создал «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Трагедии «маленькие» только по объему текста, но не по глубине проблем, поднятых в них, и не по художественному мастерству. Написаны они были всего лишь в течение двух недель осени 1830 года. 23 октября – «Скупой рыцарь», 26 октября – «Моцарт и Сальери», 4 ноября – «Каменный гость», 6 ноября – «Пир во время чумы» (Слайды № 3,4,5, 6)

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

  • гордость, презирающая всех;

  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

  • зависть, доводящая до злодеяния;

  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;

  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия. (слайд № 7)

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти. [3; 18,21,25] (слайд №8)

Прежде чем мы перейдем непосредственно к трагедии «Моцарт и Сальери» вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери?

Определим, почему Пушкин обращается к теме Моцарта и Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии?

  1. Сообщения учеников

Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери.

1. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.

С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта. [6] (слайд № 9,10)

2.Сальери Антонио (1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери —«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене. (слайд №11)

Учитель: К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». Никаких доказательств подобного преступления не существует. [5]

  1. Словарная работа:

Профанация - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление.

Конфликт – столкновение.

Фигляр – фокусник, перенос. человек, который паясничает, шут.

Алигьери Данте – итальянский поэт, автор «Божественной комедии».

Херувим – ангел.

Догматик – человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере.

Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное

музыкальное произведение. [4] (Звуковой фрагмент)

V. Выразительное чтение отрывка

Сцена 1. (Комнат).

Сальери. Монолог

(Звучит музыка Сальери)

VI. Слово учителя

Чем определяется дар человека. Что это? Условие упорного труда? Сальери труженик, он действительно человек умелый. И есть художники, которые получили свой дар, не приложив к этому, как кажется Сальери, упорного труда. Вопрос философский. Именно гении определяют движение вперед., зависть к гению будет существовать всегда, и, скорее всего, Пушкин опирался в ее изображении на собственный опыт, тем более, что между ним и Моцартом можно провести параллель. Они относятся к одному типу художника, и Сальери как бы противостоит им обоим.

И вдруг Сальери встречает человека, на первый взгляд, сочиняющего легко и непринужденно. И тогда мир Сальери рушится и следует бунт. Сальери борется с той несправедливостью, на которой построено мироздание. Не любовь к искусству, не самоотвержение, не понимание, а дар, который приходит неизвестно откуда и неизвестно за что. Вот в чем та глубочайшая несправедливость, на которой зиждется мир.

Конфликт двух типов художников у Сальери переходит в зависть, зависть к ничтожному на его взгляд человеку, которому по ошибке достался величайший талант. В представлении Сальери, такой дар должен достаться только подобному ему человеку. Cила произведения заключается в том, что всего лишь несколькими штрихами набросаны портреты великих художников, рассказана история великой зависти. [3; 15-16]

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне – сам скажу – я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. – О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт! [1; 25]

VII. Анализ трагедии.

- Почему Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)

- Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти, зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству).

- Поначалу «маленькая трагедия» носила название «Зависть». Как вы думаете, почему Пушкин изменил заглавие? (Это касалось бы одного персонажа. Новое название – свидетельство глубины и напряженности конфликта).

- Как построил поэт сцены? (Он избрал антитезу как композиционную основу)

- В чём её смысл? Ведь Моцарт и Сальери дружат. Их связала «святая к музыке любовь». Оба талантливы, преданы музыке. Но Сальери придёт к убийству Моцарта. Как это произойдёт?

- Вместе с Сальери мы совершаем путешествие в прошлое. Какое чувство вызывает у вас исповедь Сальери? Талантлив ли он? (Да, он талантлив, особенно в самоотверженном труде, в овладении тайнами музыки. Но его и жаль: музыку он воспринял как сумму технических приёмов, которыми владеет блестяще. Честен перед собой: понимает, что его талант сродни ремеслу, ибо он результат аскетического образа жизни и титанического труда, поэтому красота и гармония постепенно отдаляются от него, вдохновение покидает его).

Учитель - Зависть и гордыня поселились в душе Сальери. Этот груз можно было нести, пока не явился Моцарт – удивительно талантливый, гармоничный, - «гений», «гуляка праздный» - и гордыня Сальери ущемлена.

- Когда мы говорим о гениальности человека?  Что есть талант? Что есть гений? (Талант – развитый природный дар, гениальность – высшая степень таланта).

- В таком случае в истории и в жизни мы найдём массу примеров гениальных злодеев. Значит, что-то должно отличать истинного гения? (Гений – это величие души, нравственное её начало, «высочайшее развитее духовных сил», почти святость!)

- Гений Моцарта в величии его души... В чём оно проявляется в Моцарте? (Он для Пушкина прежде всего - человек: добрый, светлый, щедрый, любящий)

- Видит ли это Сальери? Как смотрит на друга? (Он видит только "праздного гуляку" и возмущается этим качеством, считая его легкомыслием.)

- А что это за состояние?(Легкость вдохновения. Это Искра Божья, зажженная Творцом. Это свет гения, подаренный людям)

Учитель - Пушкину тоже многие ставили в вину легкомыслие "гуляки праздного" при жизни и сейчас. (слайд №13)

- Зачем введена сцена со слепым скрипачом? Каков её смысл?

(Моцарт известен и любим. Слепой скрипач со слуха знает его вещи. Это не то, что "глухая слава" Сальери. К тому же Моцарт  "набросал" новую вещь и работает над Реквиемом. Это венец его творчества) (Слайд № 14)

- Как Сальери оценил новое произведение Моцарта?

(Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; [1; 27] (Слайд № 15)

(Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остается равнодушной, искусство не действует на нее очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением.) [2; 84]

-А сам Моцарт?.

( Как «безделице», которую второпях «набросал» во время «бессонницы». Самоирония - свидетельство бодрости, крепости духа) [2; 84]

- Однако Моцарт сознаётся Сальери, что "Реквием его тревожит"? Как вы поняли эти слова?

(Он живёт чужим горем, принимает его в себя. К тому же это и подлинное чувство тревоги)

-Как оно передано?

(Сон - "виденье гробовое", чёрный человек) [1; 30]

- Как связаны между собой сон – Реквием - чёрный человек? (Это выразительный символический образ враждебного мира Пушкин положил ему начало и отправил в долгий путь по русской литературе "чёрного человека". Вы встретите его у Достоевского, Чехова, Есенина)

- Играя Реквием, Моцарт как бы отпевает сам себя. Почему он так слеп?

(Это его трагедия. Как истинный гений, он доверчив по-детски, добр, щедр. Более того, глубоко убеждён, что "гений и злодейство - две вещи несовместные ").    Это его нравственное кредо. (Слайд № 16)

- А теперь раскройте смысл антитезы, обратив внимание на стилистическое оформление этой ключевой фразы. Увидели разницу?  (Тире!)

- Почему во фразе Сальери оно отсутствует?

(Нет нравственных преград. Он оправдывает свои действия и разрешает себе преступление, утверждая " Я избран". Но кем? Страстью - завистью. Ремесленник от искусства легко стал ремесленником - убийцей, убедив себя в бесполезности Моцарта)

- Так что же делает, по мнению Пушкина, искусство - искусством, что возвышает его?

("Прекрасное должно быть величаво") - нравственное начало таланта и гения, а "всякий талант неизъясним".)

Учитель - Мысль эта для самого Пушкина была важнейшей нравственной заповедью творчества.

- Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?( Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя: Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.) (Слайд №18)

Звучит «Реквием» А. Моцарта

VIII. Подведение итогов

  1. Вывод: Именно Моцарт у Пушкина – выразитель высшей мудрости, что «...гений и злодейство – две вещи несовместные» - истины, которую так и не понял Сальери… (Слайд № 19)

  2. Обобщение: Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале.

Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу (слайд № 20)

  1. Тестирование по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

1. В каком году были написаны «Маленькие трагедии»

А) 1825

Б) 1830

В) 1836

2. В какой период творчества были созданы «Маленькие трагедии»?

А) Петербургский период

Б) Южная ссылка

В) Болдинская осень

3. Уберите лишнее

А) «Скупой рыцарь»

Б) «Каменный гость»

В) «Пир во время чумы»

Г) «Моцарт и Сальери»

Д) «Борис Годунов»

4. Кто из героев произносит эти слова:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет – и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

А) Моцарт

Б) Сальери

5. Кто из героев произносит эти слова:

Он же гений.

Как ты да я. А гений и злодейство-

Две вещи несовместные. Не правда ль?

А) Моцарт

Б) Сальери

6. Определите тему трагедии «Моцарт и Сальери»

А) Жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

Б) Зависть, доводящая до злодеяния.

В) Гордость, презирающая всех.


Ключи: 1 –Б, 2- В, 3 – Д, 4 – Б, 5 –А, 6 –Б.


IX. Домашнее задание

Ответить на вопрос «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (но примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери») (письменно).













Список использованной литературы:

  1. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 11, м. «Терра», 1998.

  2. Литература в школе. Методический журнал, май-июнь 1990, - М. : «Просвещение».

  3. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Состав. В. Я. Коровина. - М.: РОСТ, 1999/

  4. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1990.

  5. Википедия – свободная энциклопедия ru.wikipedia.org

  6. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mocarta




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!