СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил…” «Дни поздней осени…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению 

А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил…”  «Дни поздней осени…»

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил…” «Дни поздней осени…»»

Конспект урока по литературному чтению















Тема: А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил…” «Дни поздней осени…»

Цели:

  • познакомить детей с отрывками стихотворений А.С. Пушкина “Октябрь уж наступил…”, «Дни поздней осени..»

  • учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;

  • развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

  • воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.

  • Задачи:

  • 1. Образовательная – Научить детей сравнивать произведения живописи и литературы, находить сходства и различия.

  • 2. Развивающая – развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

  • 3. Воспитательная – воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.

  • Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.

  • Планируемые результаты:

  • 1. Предметные

  • - определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);

  • - сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

  • 2. Личностные

  • - развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

  • - формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

  • 3. Метапредметные: - уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, делать выводы из изученного материала, слушать собеседника, овладения навыками смыслового чтения текста.

  • Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные

  • 1. Уметь осознавать тему, цели и задачи урока;

  • 2. Уметь планировать способы достижения намеченной цели;

  • Познавательные

  • 1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • 2. Осмысленно слушать, извлекать из текста необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания.

  • Коммуникативные

  • 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

  • 2. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.





Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина, художник Тропинин;

  2. Аудиозаписи:
    П.И. Чайковский “Октябрь” (из цикла “Времена года”)
    А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил …” (в исполнении профессионального артиста);

  3. Иллюстрации с осенними пейзажами;

  4. Словарик настроений и чувств

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Я хочу пригласить вас в одно царство.

Видео-1

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая,
С замираньем летит на звезду.
И в душе, и в долине прохлада
Синий сумрак – как стадо овец
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец.
(С.А. Есенин)

-Это прекрасное стихотворение написал С. Есенин.

-Какому времени года он посвятил это стихотворение?

1) -Какому времени года сегодня посвящен наш урок?

2) -Какие чувства вызывает у вас осень? Покажите, какую осень видите вы? На столе у учащихся по 5 карточек (восхищение, удивление, радость, грусть, загадочность, завороженность, печаль).

Ребята показывают одну карточку.

-Я вижу, что у всех разные чувства!

Как и разные рисунки, которые вы нарисовали.

(Ранняя осень-яркие оттенки, поздняя-темные. Каких только цветов оттенков не имеет осень! И в этом ее красота!

3)Давайте послушаем, как видит осень композитор П.И.Чайковский

Звучит музыка Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»

4) –Какую картину увидели? (листья опадают, птицы улетают, моросит дождь, ветер срывает листья с деревьев)

5) -Какое настроение у вас вызвала музыка? (грустное, печальное)

Слайд 1

-Музыка осени звучит у нас на уроке неслучайно. Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся с отрывками стихотворений великого поэта.

Слайд 2

6)Давайте угадаем, о каком поэте будем говорить?_

-Никита, прочитай 1 вопрос. Вика, прочитай 2 вопрос, Азат, прочитай 3 вопрос

-Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?

-Кто написал отрывок из поэмы «У Лукоморья дуб зеленый»?

-Чьей няней была Арина Родионовна ?

7)Скажите, о ком будем говорить?

Слайд-3

-Формулируем тему урока

«Осень в поэзии Пушкина»

Слайд-4

8) -Карцев Матвей подготовил сообщение о жизни и творчестве писателя

Слайды- 5,6,7,8,9

Краткая биография Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в дворянской семье, в Москве.

В детстве он проводил много времени со своей няней — Ариной Родионовной, которой позднее посвятил несколько стихотворений («Няне», «Зимний вечер»).

В 12 лет Пушкин поступил на учебу в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он начал активно заниматься литературой и написал первые стихи.

Его учителя сразу поняли, что у Пушкина есть талант.

После окончания лицея поэт переехал в Санкт-Петербург, где поступил на государственную службу.

В 32 года А.С. женился на Наталье Гончаровой . У них родилось 4 детей.

Александр Сергеевич Пушкин еще при жизни стал великим поэтом. Его стихи и сказки известны по всему миру. Он подарил много прекрасных произведений.



9) --Сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич.

Он сам об этом говорил так: Слайд-10

«Осень…любимое мое время…пора моих литературных трудов».

10)

-Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.

Пушкин 1 сентября выехал в Болдино.В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.

В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”.

Давайте представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество и прочитаем отрывки из стихотворений

(На экране открываются иллюстрации с осенними пейзажами ).

Слайд-11

Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно стихи.

1.Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

- Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

12 слайд

2. ЗАКРЫТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, нажать на (-)

11) -Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений.

Послушайте ещё одно из них.

12) IV. Первичное восприятие стихотворения

Прослушивание аудиозаписи

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник

не тщеславный,

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной…

V. Проверка качества первичного восприятия

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали? ( обратимся к словарику) Вначале чувство восхищения природой, а в конце чувство грусти «Все уходит…»

VI. Вторичное восприятие стихотворения (учитель)

- Давайте прочитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени.

15). Словарная работа

-Как выдумаете, что такое ТЩЕСЛАВНЫЙ ?

Тщеславный –любящий славу, похваляющийся своими достоинствами;

-СМИРЕННО- (послушная, покорная)

VII. Анализ произведения

-Как Пушкин относился к осени? Зачитайте.

Пушкин писал, что «Дни поздней осени бранят обыкновенно», подберите синоним к слову бранят ( ругают) А антоним? ( хвалить, восхищаться, любить)

- Почему осень «бранят обыкновенно»?

(Потому что на улице слякоть, плохая погода, птицы уже не поют, звери приготовились ко сну, голосов на улице мало)

- А за что поэт её любит? («Красою тихою, блистающей смиренно…»

-Как вы понимаете это выражение?

-( Нет ярких красок, больше серых, светло и темно серых красок, люди чаще всего ходят в более темных одеждах. Пушкин любил совершать прогулки в это время года.)



17).- Какими литературными приёмами пользуется поэт? (олицетворение, метафора, сравнение, эпитеты)

-Чтобы найти литературные приемы, которыми пользовался автор, давайте вспомним определения

13 слайд

Олицетворение- перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления

Сравнение-это способ описания предмета через сходство с другим предметом

Метафора-Скрытое сравнение (каменное сердце), как камень

Эпитет-Яркое и образное, художественное определение

1.-Как автор использует олицетворение?

-С помощью олицетворения поэт превращает осень в живого человека.

2.- С кем он сравнивает осень? (с нелюбимым дите)

3.-Какое предложение обозначено метафорой?

Предложение « Я нечто в ней нашел мечтою своенравной…» обозначена метафорой

Это напоминание о том, что всё рано или поздно заканчивается и уходит, каким бы тёплым и прекрасным оно ни было. Отсюда и традиционная осенняя грусть. Но Пушкину осень приносила радость, глубочайшую радость, которой он не находил в других временах года!

4.- Найдите эпитеты.(красою тихою, любовник не тщеславный, мечтою своенравной).

Подчеркните их в стихотворении (на рабочем листе.)

14 слайд. Проверьте!(на экране текст) Если все эпитеты правильно нашли, поставьте +

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет
Раз – наклон, два – наклон –
Зашумел листвою клен.



VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Какие слова в этом стихотворении самые важные? Такие слова мы называем ключевыми. ( мне она мила)

Каким будет темп чтения? Он неторопливый, медленный, немного взволнованный. Голосом он признается в любви к Осени

Какой будет интонация? Восхищенная в начале чтения и грустная, немного тревожная в конце.

Какова громкость чтения? Стихотворение лучше читать спокойно, передавая любовь поэта к осени.

19). Пробы выразительного чтения.

_Слушание стихотворение А.С. Пушкина “ Дни поздней осени» в исполнении детей

20).-Под стихотворением помещена иллюстрация. Удачно ли подобрали иллюстрацию к этому стихотворению? Докажите свой ответ. С помощью каких красок передал художник плохую погоду? (с помощью серых, коричневых. синих красок

15слайд ВЫВОД

21) Работа в карточках. Вставить пропущенные слова



КАРТОЧКА

__Ф. И._______________________________________________________

.Стихотворение «Дни поздней осени» написано______________________________________________(ф.и. о. автора)

2. Этот отрывок посвящен______________________________(время года)

3. Настроение данного отрывка _____________________________________

4.К этому времени года поэт относится________________________________

5. Свое отношение к осени А. С. Пушкин характеризует________________________________________________________________________________________________________(найди строку)



X. Слушание стихотворения «Октябрь уж наступил» в исполнении артиста (аудиозапись)

Слайд 15

- Какие картины вы представили? (деревья сбросили последние листья, на улице похолодало, минусовая температура, так как дорога промерзает и застыл пруд, сосед с собаками едет на охоту)

XI. Повторное восприятие

1.- Прочитайте, как изменилась жизнь с наступлением осени

2.- Какие непонятные слова и выражения вам встретились?

Отъезжие(поля)-земли, отдаленные от усадьбы;

Озими- поля, засеянные озимыми(под зиму) культурами

3.-Как вы понимаете выражение «И страждут озими от бешеной забавы»

(описывается сцена из жизни помещика, от которых гибнут посевы крестьян)

4 -.Отметьте паузы и логические ударения в данном стихотворении

СЛАЙД 16 . Проверьте, все ли правильно отметили


5. Выразительное чтение стих. «Октябрь» детьми

6.- Но осень – это не только золото и красота, но и её звуки.  О каких звуках природы говорится в стихотворении? (дохнул осенний хлад, журча бежит ручей, лай собак)

-6. Какие согласные в этой строке помогают услышать журчание ручья? (ж,ч,р) ,шум падающих листьев (щ,р,в), дыхание ветра(д,х,н)

-Повторение согласных звуков для усиления выразительности речи называется аллитерацией.

7.Записать в тетрадь

Аллитерация-повторение согласных звуков



5 Итог урока.

- С какими произведениями познакомились? «Дни поздней осени…» , «Октябрь уж наступил…»

- Какому времени года посвящены произведения?

- Что нового узнали? (данные произведения учат видеть красоту там, где ее заметит не каждый


6.Рефлексия 17 слайд


-А теперь составим синквейн «Осень». Вам помогут прилагательные и глаголы на рабочем листе


7.Какие чувства вы испытывали во время урока?

-Я поняла, почему он называет осень любимым временем года. Он видел то, что другие не замечали.

-Только гениальный Пушкин мог найти в привычных картинах осени столько прелести и вдохновения. За этот редкий дар мы и ценим его как великого поэта

8.Над чем задумались?

–Я задумалась о том, что надо пристальнее всматриваться во все, что нас окружает, тогда мир будет удивлять и вдохновлять каждую минуту



  1. У вас у каждого разноцветные осенние листья.

Оцените свою работу на уроке:

-если вы активно работали на уроке, делились своими суждениями, возьмите зеленый листик

-если вы участвовали на уроке, но не всегда могли ответить на вопрос, возьмите желтый листик

Если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, возьмите красный. Я очень рада, что ваш листопад состоит из зеленых и желтых листьев

Отметки:

Вы сегодня все были активны на уроке, спасибо вам за работу!

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившееся стихотворение