СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Уроки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матриал к уроку по балладе А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Презентация к уроку в другом файле

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Уроки»

Пушкин хорошо знал сказание об Олеге. Надо полагать, он поднимался на Щекавицу (откуда открываются и в наше время замечательные панорамы Киева); в дальнейшем поэт написал знаменитую «Песнь о вещем Олеге», навеянную кие

Сравните летописный рассказ о смерти

В год 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил еще несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой («Повесть временных лет», перевод академика Д.С.Лихачева).

А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе…


Олегу кажется, что он сможет уйти от злого рока, и он отсылает коня, пытаясь избавиться от угрозы смерти:


Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня…


Но через много лет, когда князь думает, что опасность миновала, потому что его конь мертв, судьба настигает Олега:


Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.


Пушкин представляет коня таким же сильным и смелым, как и его хозяин. Он верен Олегу, который ценит его преданность:


И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой…
…А где мой товарищ? – промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?


Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». (1-й урок)

 

Цель: 1. Создать определённый эмоциональный фон изучению жизни и  творчества поэта;

             2. Познакомить учащихся с историей написания стихотворения «Песнь о вещем Олеге»;

             3. Раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у А.С.Пушкина по сравнению с летописным повествованием.                                              

 

 7. Работа по вопросам. Беседа с учащимися. Комментированное чтение.

 8. Физкультминутка.

 

        Литературу любим мы, друзья,

         Читаем пушкинские строки…

         Но нам без отдыха никак нельзя!

         Так отдохнём мы на уроке:

 

        Раз, два, три, четыре, пять…

        Мы не будем уставать!

        Руки – вверх, потом – направо…

        И начнём считать сначала.

 

        Раз, два, три, четыре, пять…

        Нам приятно отдыхать!

        Руки – вверх, потом – налево…

        Отдохнул? Работай смело!















22.10. 10 Тема: Песнь о вещем Олеге

Цели: теория литературы — определение баллады, композиционное отличие баллады Пушкина от летописного источника; исторический комментарий к балладе А. С. Пушкина; выразительное чтение баллады, тема судьбы в балладе.

Оборудование: карточка-информатор; письменные работы учащихся, презентация, проектор, компьютер или ноутбук, экран или интерактивная доска.

Ход урока

— Мы уже говорили о том, как внимательно А. С. Пушкин относился к событиям русской истории. Именно Пушкину одним из первых было суждено стать летописцем крестьянского мятежа 18 века, его перу принадлежат «История Пугачева», роман «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Медный всадник», а также баллада «Песнь о вещем Олеге», с которой мы сегодня будем подробно знакомиться. А начнем разговор с «расшифровки» названия произведения. (Слайды 6, 7).

— Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». А кто такой Олег? (обычно про Олега дети говорят, что это князь)

—  Послушаем небольшую историческую справку (ученик зачитывает карточку — информатор)



Карточка-информатор (Летопись) Отрывок из Летописи, приведённый в учебнике на стр. 81. Буква «ять» читается как Е.

Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда

Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.


О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царь-граду.

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в “Песне о вещем Олеге”. А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, “предания веков”. В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока.


— А что означает слово «вещий»? (значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова)

- Чтение стихотворения (5 минут)

План

  1. Предсказание (10 -11 слайды) Уважал старших. Вежлив. Щедрый – предлагает коня. Есть ли в Олеге отрицательные черты? Человек, привыкший к власти. Воинственный: «Сёлы и нивы… обрек он мечам и пожарам» - это жестоко.

Поиск поэтом наиболее точных и верных эпитетов: «на смирном коне» — «на верном коне». Что достигается заменой слова?

«смирный» - спокойный, тихий, покорный.

«верный» - «надёжный, прочный, стойкий». Конь не просто существо, покорное воле князя, но его надёжный товарищ в битвах и походах.

2. Разлука с конем (12 – 14 слайды) Добрый князь. Трогательная любовь к коню.

3. Возвращение на Родину. Каким образом мы догадываемся, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет?

4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища (16 -18)

5. Появление змеи

6. Гибель князя

Перечитаем сцену встречи князя Олега с кудесником (слайд 10 - 11). В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М. Васнецов. Одна из них перед вами.

- Какие черты старца говорят о том, что князь не мог не послушаться его совета?

- Как в речи волхва переданы особенности его характера?       Размышляя над характерами героев, особенностями их речи, школьники отмечают, что удачлив, добр и храбр Олег, но сила волхва в другом: «Правдив и свободен их вещий язык // И с волей небесною дружен». Бескорыстный, независимый кудесник говорит, что ему не нужен подарок князя, предсказывает ему дальнейшие победы, восхваляет его доблесть и предрекает неожиданную смерть: «Но примешь ты смерть от коня своего».

Как описывает автор кудесника? Поиск поэтом наиболее точных и верных эпитетов («престарелый кудесник» — «вдохновенный кудесник»): Замена одного слова повлияла на представление об образе волхва. Вдохновение, то есть прилив творческих сил – дар свыше. В словах кудесника ощущаем божественную волю.

— А как князь относится к предсказанию кудесника? (читаем и комментируем строфу 8)

— Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становился рабом убийцы. Князь умер от коня! По поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы её развития. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания.

—  За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника («лживый, безумный старик» - стр. 85). Во времена язычества считалось, что человек подчиняется всесильным богам и судьбе. Князь Олег, совершив в жизни так много подвигов, основой которых была его воля, усомнился в том, что жизнью человека управляют боги. Удаляя от себя любимого коня, Олег бросает вызов богам, хочет доказать, что воля богов над ним не властна.

— Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (тема судьбы)

— Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...».


- Почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? От судьбы не уйдешь! Могучий воин попытался обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.


- Не изменился Олег и с годами. Презрение к кудеснику, насмешливость. Наступает ногой на череп коня. Стр. 85 (2-я строфа) Когда Олег узнаёт, что его любимый конь мёртв, он чувствует, что не может по-прежнему верить в языческих богов, так как предсказание волхва не сбылось.

Почему Олег хочет увидеть коня? Затем ли, чтобы удостовериться в его смерти? Олег хочет осознать своё открытие: человек способен изменить свою судьбу, способен противостоять богам. Его сомнение в том, что боги не всесильны, что, может быть, жрецы не понимают волю богов, изменяет картину мира и требует осмысления:


Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твоё предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.


Пушкинский Олег кощунствует, ругая волхва, в летописи насмехаясь над его совами. Но смерть Олега доказывает, что волхв был прав, что воля богов сильнее воли человека, даже такого могущественного, как киевский князь Олег.

Школьники объясняют, с какой целью используются в тексте песни слова-архаизмы ныне, сбирается, отмстить и пр., составляют словарь устаревших слов.

Обратим внимание, что устаревшие слова легко сочетаются с сугубо пушкинскими, романтически окрашенными словами обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель.


Эпитеты: княжеский двор, царьградская броня.

Олицетворение: ковши шипят, годы таятся, дожди моют.

Сравнения: змея – лента

Метафора: товарищ, слуга – к коню.

Итог урока:     «Песнь о вещем Олеге» - это замечательное произведение Пушкина, сюжет которого навеян обращением к материалу древнерусских летописей. Однако летописец повествует о события очень кратко, не высказывая по этому поводу никаких суждений и эмоций. Он строго фиксирует известные ему факты.

Содержание пушкинского произведения не ограничивается передачей летописного сюжета: оно включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы. «Песнь о вещем Олеге», - не просто пересказ летописного сюжета, а самостоятельное произведение, которое несёт в себе глубокие мысли и поднимает историю о смерти князя от змеи, выползшей из черепа любимого коня, до общечеловеческого уровня.

  Итак, «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов» — это прикосновение поэта к истории, размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы.

Работа на выразительным чтением.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!