СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему :А.С,Пушкин "Песнь о вещем Олеге".Защита проектов.Работа в группах, сформированных по интересам

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе в 6 классе на тему:" А .С. Пушкин "Песнь о. вещем Олеге" Урок защиты проектов в группах .сформиованных по интересам.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему :А.С,Пушкин "Песнь о вещем Олеге".Защита проектов.Работа в группах, сформированных по интересам»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа №4»

















Урок по литературе на тему:

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

6-й класс.

Защита проектов.



















Учитель русского языка и литературы

Н.И. Кравченко







2019 год

ТИП УРОКА: защита проектов. Работа велась в группах, сформированных по интересам.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; текст «Песни…»; карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI – XI вв.; эпиграф на доске («Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»); толковый словарь; необходимый набор канцелярских принадлежностей для учащихся.

Цели проекта:

- воскресить опоэтизированные Пушкиным страницы далекого прошлого;

- продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствование умений анализировать художественные тексты;

- пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности;

- развитие творческих способностей учащихся;

создание ситуации, побуждающей к самостоятельному поиску решения проблемы.

Характеристика проектов, подготовленных к защите:

По характеру доминирующей в группе деятельности:

- научно – исследовательский;

- творчески – информационный;

- творческий.

По предметно – содержательной области: межпредметный (литература, история, изобразительное искусство).

По количеству участников: групповой.

По характеру контактов: внутриклассный.

По продолжительности выполнения: 1 блок (90 минут).



Этапы работы над проектом:

1. Замысел проекта:

- разрабатывался по совместной инициативе учителя и учащихся;

- проект стал значимым для учащихся 6-го класса.

2. Постановка проблемы:

- когнитивный метод – ведущий

- выявление актуальности поставленной проблемы.

Актуальность темы обусловлена необходимостью воспитания у подрастающего поколения интереса к далекому прошлому своего отечества, осознания гениальности великого поэта.

3. Этапы выдвижения гипотез:

- коллективное конструирование версий;

- разделение на группы;

- постановка частных задач;

- определение основных методических понятий исследования.

4. Планирование:

- составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;

- распределение заданий между членами группы.

5. Выполнение:

- Сбор информации, создание «информационного багажа».

6. Пошаговый анализ материала:

- синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;

- обоснование практического применения результатов (в данном случае

- воспитание гражданина – патриота).

7. Социализация – защита выполненной работы.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжим изучение творчества А.С. Пушкина, гениального поэта, который напоминает нам о богатствах человеческой души, о свободолюбии, стремлении к миру, счастью, справедливости. И сегодня мы окунемся в далекое прошлое, задумаемся, что заставило поэта обратится к «преданьям старины глубокой» и создать «Песню о вещем Олеге». Какая проблема волновала ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте? Какова главная мысль этого произведения? Давайте об этом порассуждаем.

Инструкция:

Сегодня мы проведем большую работу, где каждый из вас попытается проявить себя как исследователь – историк и результаты деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования вы оформите в виде тезисов – на листках ватманов, находящихся у вас на партах. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп.

Критерии оценивания:

1. Глубина знаний учебного материала

- Умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства

- Умение выделять главное

- Умение аргументировать и доказывать свое мнение

- Умение самостоятельно делать выводы

- Умение уместно цитировать

2. Оценка уровня творчества при защите

- Умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственными исследованиями

- Оригинальность защиты



3. Оценка наглядности

- Полнота доказательств

- Уместность отраженного

- Грамотность

- Эстетика

4. Оценка ораторского искусства:

- Умение вести дискуссию грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников

II. Создание проблемной ситуации

Почему Пушкин обращается к страницам далекого прошлого? Что в предании о гибели Олега интересует летописца, а что Пушкина?

III. Этапы поиска решения проблемы

Защита

1. Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы - 3 минуты.

I группа: Ученые-историки

Тип проекта: научно – исследовательский (ученые-историки приглашают учащихся в заочное путешествие по Древней Руси и знакомят их с летописным источником «Песни…»

II группа: Поэты-литературоведы

Каким слогом написано произведение?

III группа: Режиссеры

Программа действий:

1. Определить места, где будут развиваться события фильма, в связи с этим установить, сколько будет частей в нем.

2. Назвать героев, участников событий (действующих лиц).

3. Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть фильма.

IV группа: Художники

Нарисуйте иллюстрации к данным цитатам (по выбору учащихся).

Цитаты:

1.«Князь по полю едет на верном коне…»

2. «Из темного леса навстречу ему едет вдохновенный кудесник…»

3. «Вы, откроки-други, возьмите коня…»

4. «И, тихо ступивши на череп коня, князь молвил…»

2. Какие чувства вызывает у вас баллада? Смогли бы вы изобразить эти чувства в цвете? Если да, то на отдельном листе покажите этот цвет. Его можно назвать цветом-символом.

IV. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности

Деятельность Учителя:

- вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости)

Деятельность учащихся:

- формулирование и запись в тетрадь вопросов и ответов, раскрывающих суть проблемы урока

Деятельность учителя при защите групп: контролирующая, обучающе-информативная.

V. Заключительное слово учителя

Подводя итоги сегодняшнего урока, я еще раз хочу акцентировать ваше внимание, ребята, на том, что «Песнь о вещем Олеге» - проявление интереса Пушкина к пролому нашего отечества. Свою «Песнь…» он создает в 1822 году, находясь в очередной ссылке, непросредственно увидев те края, где разворачивается события его стихотворной баллады. Пушкин обращается к далекой старине не потому, что мало интересного ему дает современность. История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы их современной жизни. Это страшные, горькие уроки. Это решение труднейших проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть его творчество? Есть ли ответы в тексте? Сегодня мы его нашли. В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность. Именно словами волхва - «вдохновенного кудесника» Пушкин несомненно выражает свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декламирует независимость и преданность подлинной поэзии:

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что А.С. Пушкин в поисках доказательств своих взглядов на явления и события современной ему жизни уверенно и с глубоким пониманием обращается в своем творчестве к истории.

VII. Домашнее задание

Устное словесное рисование: «Кому из героев “Песни…” я поставил бы памятник и какой?»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!