А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина»
Цель:
исследование принципов циклизации в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина. Эта общая цель предполагает решение следующих задач :
1) изучить научную литературу, посвящённую данному вопросу. Дать рабочее определение литературного цикла ;
2) рассмотреть функцию рассказчиков и образа Белкина в циклообразовании «Повестей»;
3) проанализировать основные жанровые модели, используемые А.С.Пушкиным в произведении .
Актуальность
исследования обусловлена тем, что может дать представление о процессе формирования «крупной» повествовательной формы.
«Повести Белкина» – это один из этапов развития русской реалистической прозы , определявшейся движением от повести к роману . В этом процессе авторская циклизация занимает одно из ведущих мест.
- исследования обусловлена тем, что может дать представление о процессе формирования «крупной» повествовательной формы. «Повести Белкина» – это один из этапов развития русской реалистической прозы , определявшейся движением от повести к роману . В этом процессе авторская циклизация занимает одно из ведущих мест.
Определение литературного цикла
Проблемой циклизации занимались многие учёные (В.В. Виноградов,
В.А. Сапогов, И.В. Фоменко, Л.Е. Ляпина, М.Н.Дарвин и др.).
Общепринятым определением литературного цикла является следующее: литературный цикл – это группа произведений, составленная и объединённая самим автором и представляющая собой художественное целое.
Основные признаки циклизации:
1) авторское заглавие;
2) устойчивость текста;
3) целостность произведения.
Обратимся к « Повестям Белкина » .
Р асположение повестей в окончательном варианте:
Обратите внимание, что время создания отдельных повестей не совпадает с принципом их расположения в конечном издании.
В состав повестей входят следующие произведения :
- 9 сентября
«Гробовщик»
«Станционный .. смотритель»
- 14 сентября
«Барышня-крестьянка»
- 20 сентября
«Выстрел»
- 14 октября
- 20 октября
«Метель»
Система рассказчиков
- Нельзя не заметить, что произведение представляет в начале цикла двух авторов: биографического и вымышленного. Кроме того, в отдельных повестях имеется сложная система рассказчиков: от участника событий – к рассказчику, затем от рассказчика – к Ивану Петровичу Белкину – от Белкина к «издателю» А.П., от него – к Пушкину. Роль Белкина, таким образом, можно рассматривать по аналогии с ролью рассказчика, замещающего настоящего автора.
Иван Петрович Белкин
- Издатель А.П. счёл необходимым сообщить читателю некоторые факты его биографии. Все они (рождение «в не богатой семье», «первоначальное образование от деревенского дьячка», «служба в пехотном егерском полку», «жизнь самая умеренная») свидетельствуют о том, что Иван Петрович – человек самый обыкновенный . Не случайно, что даже детали портрета представляют человека вполне обычного. Он «имел средний рост, глаза серые, волосы русые, нос прямой; лицом был бел и худощав».
- «Повести» открывает эпиграф из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: «То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник». Белкин является именно таким «охотником» за историями, которые не вписываются в привычный для Ивана Петровича уклад жизни. Его многое связывает с рассказчиками, которые сообщили ему эти «случаи». Они, как и Белкин, были поражены удивительным стечением обстоятельств в той или иной ситуации. В их рассказах доминируют интонации и стилистика устной речи. Но есть и отличия от них. Белкин как будто коллекционирует поразившие его воображение случаи из жизни. И эпиграф подчёркивает эту его особенность.
«Выстрел»
центральное сюжетное событие – дуэль . Кроме участников дуэли, третьем действующим лицом является рассказчик – отставной подполковник. Герои воспринимаются нами сквозь призму взгляда рассказчика. Эта повесть была рассказана Белкину подполковником И.Л.П.
«Метель»
- В «Метели» повествование объективированное. Повествователь использует форму третьего лица множественного числа: «Мы уже сказывали…», «Но возвратимся к добрым Ненарадовским помещикам…». Рассказчик выступает в роли очевидца, но не участника событий. Это приятель, который сообщил Белкину данную историю. В этой повести рассказчиком также является один из главных персонажей – Бурмин, сообщивший Марье Гавриловне историю своего «ветреного поступка». Повесть Белкину была «поведана» девицею К.И.Т .
Иллюстрации к повести «Метель».
«Гробовщик»
В «Гробовщике», как и в «Метели», повествование объективированное и повествователь использует форму третьего лица множественного числа. Повесть была рассказана Белкину приказчиком Б.В.
«Станционный смотритель»
- представляет сложную структуру повествования, включающую в себя повествование проезжающего и обширный монолог Самсона Вырина.
- Таким образом, смотритель также является рассказчиком. Поведана «история» Белкину титулярным советником А.Г.
Иллюстрация к повести «Станционный смотритель».
«Барышня-крестьянка»
Эта повесть была поведана Белкину девицею К.И.Т.
Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка».
Общие выводы в целом по работе
- Многоступенчатая система рассказчиков: от неизвестных очевидцев и участников «историй», к Белкину, от него к издателю А.П. и к Пушкину придают единство произведению , состоящему из пяти повестей , каждая из которых имеет свой круг действующих лиц. Объединяющим звеном является Иван Петрович Белкин. Каждый из рассказчиков осознаёт «поведанную» историю как случайное стечение обстоятельств.
- Белкин – собиратель этих необыкновенных историй, которые были «слышны им от разных особ». Момент двойного авторства и вытекающего отсюда единства всего текста «Повестей» Пушкиным подчёркнут и полным названием произведения, и финальной его ремаркой («Конец повестям И.П.Белкина»), и системой эпиграфов. Там, где Белкин видит пять творений, Пушкин – одно. Там, где Белкин усматривает разрешение конфликта, исчерпанность темы , Пушкин видит незавершённость, а потому обращается к очередной «повести», освещающ ей предыдущую по принципу художественного «монтажа».
Пушкин как автор, который придумал и Белкина, и всех рассказчиков, и, мы помним , он расположил все повести не в той последовательности, в какой были они написаны, включает все события, произошедшие с главными персонажами «белкинских» историй в контекст «большой» истории - от Отечественной Войны 1812 года до 1825 года. Это придаёт другое измерение тексту и нашему восприятию его. Мы воспринимаем все повести как целостный текст, реалистическую картину жизни. Пушкинское произведение побуждает читателя задуматься о таких философских понятиях, как случайность и закономерность, судьба и воля отдельного человека.
- Одним из доминантных и сквозных мотивов в циклическом произведении Пушкина является мотив выбора. Оказавшись в сложной, исключительной ситуации, герои «Повестей Белкина» должны совершить выбор, служащий показателем их нравственных возможностей.
- «Повести Белкина» - особое жанровое образование, своего рода «эскиз романа». Они значимы для русской литературы не только в качестве одного из своеобразн ых её творений, но и как опыт на пути к жанру романа , который станет ведущим жанром во второй половине XIX в.
Список используемой литературы
1.Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М.: Советская Россия.,1985.
2.Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2004.
3.Гинсбург Л.Г. Занимательное литературоведение. – М.: Гелиос АРВ,2003.
4.Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Наука.,2003.
5.Краткая литературная энциклопедия:В 9-ти т.Т.6.-М.:Советская энциклопедия, 1971.
6.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л.: Наука.,1987.
7.Пути анализа литературного произведения/ Под ред. Б.Ф.Егорова. – М.: Просвещение,1981.
8.Пушкин в школе./ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Рост.,1998.
9.Тюпа В.И. Притча о блудном сыне в контексте «повестей Белкина» как художественного целого.//Болдинские чтения. – Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1983,с.67-81
10.Хализев В.Е. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина» - М.:Высш. шк.,1989