16.03.2023 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
А. С. ПУШКИН «ПТИЧКА»
Цель: познакомить со стихотворением Пушкина «Птичка»; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, воображение; прививать интерес к литературе.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.
ХОД УРОКА
1. Организация и начало урока
2. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения В. А. Жуковского «Жаворонок»
3. Подготовка первичного восприятия
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке
Вы догадались, о каком писателе пойдет речь? Это А.С. Пушкин.
Сформулируйте цель нашего урока.
4. Первичное усвоение новый знаний.
-Сегодня мы начнем разговор о творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Какие его произведения вы знаете? Что знаете о жизни поэта?
- После окончания Лицея Пушкин живет в Петербурге, много пишет. Его талант крепнет, Пушкин становится знаменит. Современник Пушкина литератор И. И. Лажечников писал, что его «мелкие стихотворения, наскоро, на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть».
В 1823 году Пушкин написал стихотворение «Птичка». Посылая его в письме к своему другу Н.И. Гнедичу, Пушкин писал : «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку ? Вот вам стихи на это». Послушайте это стихотворение.
Чтение стихотворения.
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Понравилось ли вам стихотворение?
5. Закрепление.
- Стихотворение написано во время южной ссылки в Бессарабии, (ссылка -вид наказания – пребывание на поселении в отдалённом месте), в 1823 году. В тот момент Пушкин служил в Кишинёве. Служба была ненавистна поэту. Поэт узнал о русской православной традиции, которая существовала среди простого народа: на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) выпускать на волю птиц. Вдохновленный этим обычаем, он написал стихотворение «Птичка».
- Прочитайте стихотворение на стр. 108-109.
-Почему для героя стихотворения так важно выпустить птичку на свободу?
Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Благовещение выпускает на волю птичку. Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в неволе.
Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.
- Какова основная мысль стихотворения?
Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.
Обобщение. Каждый в этом обычае нашел свою радость.
6. Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Что вам сегодня удалось?
- Что нового узнали?
- Чему нас учит автор? (любви к Родине, к народным традициям)
Д/з: выучить наизусть стихотворение Пушкина.
2