СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

10. Цели урока:

 

1. Продолжить обучение приемам анализа поэтического текста: определение места, занимаемого стихотворением в творчестве поэта, определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в стихотворении.

2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом стихотворения, опираясь на их жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приемы технологии развития критического мышления.

3. Показать широкие воспитательные возможности текста: формировать представления о свободолюбивой лирике Пушкина, о его гражданственности и философских исканиях; воспитывать нравственные качества личности: сострадание к слабым, неприятие деспотизма во всех его проявлениях, гуманное отношение к человеку.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар»»

Конспект урока литературы в 8 классе.

1. Предмет: литература

2. Класс: 8

3. Учитель: Гибизова Вера Ивановна

4. Тема урока: А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар»

5. Место урока в системе уроков по теме «Литература 19 века. Творчество А.С.Пушкина»: урок №5


6. Тип урока: ознакомление с новым материалом


7. Дата проведения: 04. 10. 2016 г.


8. Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, ИКТ


9. Межпредметные связи – история


10. Цели урока:


1. Продолжить обучение приемам анализа поэтического текста: определение места, занимаемого стихотворением в творчестве поэта, определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в стихотворении.

2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом стихотворения, опираясь на их жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приемы технологии развития критического мышления.

3. Показать широкие воспитательные возможности текста: формировать представления о свободолюбивой лирике Пушкина, о его гражданственности и философских исканиях; воспитывать нравственные качества личности: сострадание к слабым, неприятие деспотизма во всех его проявлениях, гуманное отношение к человеку.


Ход урока

1.      Организация класса.


2.      Вступление. Сообщение темы, целей урока.

Поэт в России – больше, чем поэт,

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит

Гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет. (Е.Евтушенко)

-Как вы понимаете смысл этих строк?

(Поэт должен быть, прежде всего, гражданином – человеком, который заботится о благе общества, о процветании своей страны. Поэтом может быть человек неравнодушный ко всему, что происходит вокруг него, тот человек, который не находит покоя, если видит несправедливость).

Учитель: Именно таким человеком был великий русский поэт А.С. Пушкин. Его стихи – это утверждение добра, свободы и любви.

Но! «Пушкин – это ещё всегда открытие и всегда тайна». (С. Гейченко)

И в этом вы сможете убедиться сегодня на уроке, мы попытаемся открыть для себя другого Пушкина, потому что нам предстоит познакомиться с самым трагическим из всех стихотворений поэта. Это стихотворение «Анчар», написанное им в 1828 году.

Мы попытаемся понять, почему среди всех жизнеутверждающих стихотворений у поэта вдруг рождается такое мрачное произведение. И почему слово «добро», так любимое поэтом, ни разу не прозвучит в нем. А звучать будет слово с противоположным значением. Какое? (Зло.) Объяснение этому мы и попытаемся найти на сегодняшнем уроке.


3. Ассоциации.

- Прежде, чем я прочитаю стихотворение, ответьте: какие ассоциации у вас возникают при слове «Анчар»? (чары, тайна)


4. Чтение стихотворения «Анчар» наизусть учителем.


5. Проверка восприятия.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, возмущение…)

- Какие бы вы использовали цвета, если бы вам предложили цветом изобразить настроение? (черный, серый)

-А где происходит действие? (в пустыне, постоянно упоминаются жар, зной, безводность).

-А почему нет солнца, света? (Свет и солнце для Пушкина несовместимы со злом и рабством, зато образы тьмы в стихотворении мелькают: «вихорь черный», «лист дремучий»).

-А как вы думаете, есть ли такое дерево на самом деле?


-Да, такое дерево есть, полулегендарные сведения о существовании этого дерева и положены в основу сюжета, послушаем сообщение (индивидуальное задание для одного из учеников).


Сообщение учащегося: - презентация.

В 1783-м году в лондонском журнале была напечатана заметка о чрезвычайно ядовитом дереве рода анчар, найденном в одном из селений Индонезии: утверждалось, что его яд настолько силён, что убил всё живое в радиусе 25-ти км — повсюду лишь трупы людей и скота. Это оказалось мистификацией.

Дерево анчар действительно существует, его открыл французский путешественник и ботаник Жан Лешено де ла Тур, и его листья правда содержат мощный токсин, однако не настолько, чтобы истреблять всех, кто приближается к нему. Конечно, первые исследователи, наслушавшись немало страшных рассказов об этом дереве, были удивлены, завидев птиц, безнаказанно восседавших на ветвях. Со временем выяснилось, что не только ветви, но и другие части анчара вполне безвредны как для животных, так и для человека. Только густой млечный сок, вытекающий в местах повреждений его ствола, действительно обладает ядовитыми свойствами, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но ухищрения людей, применивших перегонку анчарового сока со спиртом, помогли в некоторой мере оправдать "былую славу" дерева. Так получают сильнейший яд антиарин (от научного названия анчара - "антиарис"). Пользуясь скудными и преувеличенными сведениями о ядовитом анчаре, Пушкин и написал свое великолепное стихотворение.

6. История создания стихотворения.


Учитель: В 1828 году к сюжету о дереве яда обратился Пушкин.

-Как вы считаете, почему поэт обратился к этому сюжету?


А.С.Пушкин всегда надеялся, что народ в России будет свободен:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?


- О какой свободе он говорил? (об отмене крепостного права)


Но в 1828 году (год написания «Анчара») надежды на то, что народ станет свободным остается все меньше, реформы Николая 1 ничего не меняют. И вот тема свободы становится уже не социальной, а философской, поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого, а также о том, что в каждом человеке живет раб, преклоняющийся перед силой. В стихотворении развиваются три мотива: 1) изображение анчара, 2) посылка раба за ядом, 3) «князь» «использует» яд. Вот такие грустные размышления и воплотились в нём. Цензура усмотрела связь между политической обстановкой в стране после 1825 г. и стихотворением.


- Где и когда было опубликовано стих-е?

Сообщение учащегося:


Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы» без высочайшего на то соизволения. Его тематика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у Бенкендорфа (шефа жандармов), и Пушкину пришлось давать объяснения.

В основу стихотворения положена легенда о смертоносном ядовитом дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII — начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П. Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «древа жизни», символизировавший «милосердие царево». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «древе смерти» как антитезу катенинскому образцу.


7. Анализ стихотворения.
а) Работа в парах. Прочитайте стихотворение ещё раз, подумайте, на сколько частей его можно разбить, определите размер.

Композиция:

- Сколько частей? ( Стих-е чётко делится на 2 части)

- Найдите границы этих частей? (1 часть - 1-5 строфы, 2 часть – 4-9).

- О чем говорится в каждой части? (1 часть - 1-5 строфы о природе и ядовитом дереве.
2 часть – 4-9 строфы о рабе и господине, т.е. о людях, о человеческих взаимоотношениях) - Какой размер использует автор? (четырёхстопный ямб с перрихиями).


б) Поразмышляйте над содержанием 1 части.

1 строфа:

- Какой образ возникает при чтении 1 строки?? (образ пустыни — тема одиночества)

-Какие эпитеты использует Пушкин? (эпитеты одушевленности: чахлая и скупая). Они наделяют пустыню человеческой волей, активностью. Поэтому мы воспринимаем ее как злое существо.

-О чем говорится во 2 строке? Сухая, раскаленная зноем почва- это мертвая почва, бесплодная. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков – образ матери, создающей жизнь. При этом указывается на её влажность: «Мать-сыра земля». Пушкин создает образ мира зла, антимира, где все наоборот.

-Прочитайте последние строки строфы.

- Какой художественный приём использован Пушкиным для показа отделённости анчара от всего мира?

(Гипербола - «один во всей Вселенной»; объясняем, почему это преувеличение).

- Какова функция сравнения «анчар, как грозный часовой…»?

(Анчар стоит на страже своего мира – пустыни; образ создаёт ощущение ограниченного пространства, замкнутого мира, так как у него есть границы, которые охраняются).

- Как сказалось происхождение анчара на его основной вредоносной функции?

(Природа его породила в «день гнева» и напоила ядом ветви и корни; это напоминает сказку о злой ведьме, которая в гневе рождает чудовище, несущее зло людям).

- Дайте истолкование эпитета «жаждущих» степей.

(Измученных жаждой, страдающих; пустыня, пустое пространство – образ напоминает о нездоровье природы).

- Дайте истолкование эпитетов «чахлой и скупой» пустыне, часовой «грозный».

- Дайте истолкование эпитета «тлетворный» (вихорь).

(Слово «тлетворный» - из высокой славянской лексики; имеет два корня: «тлен» - разрушение, гибель, уничтожение; «творить» - создавать. Тлетворный – «смертоносный», «ядовитый», «пагубный»).


Вывод: 1 строфа стихотворения привела нас в мрачный мир вселенского зла.


2 строфа:

-Каков основной образ второй строфы? (образ Анчара)

В самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое.

-Слово «зелень» что подразумевает? (жизнь).

Сочетание «зелень мертвая» воспринимается как чудовищное нарушение норм природы. Именно потому, что Пушкин очень любил лес и дерево, для него эти образы всегда связывались с жизнью, сочетание дерева и смерти казалось ему особенно противоестественным.


3 строфа:

-Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда? (каплет, застывает, растопясь).


4 строфа:

-Как ведут себя птица, тигр и почему? (К нему и птица не летит, и тигр нейдет)

4 строфа едва ли не самая важная в раскрытии поэтического замысла стихотворения. Существовало несколько ее вариантов.
Сравним две редакции автора:

И тигр в пустыню забежав,

В мученьях бьется, издыхает.

Паря над ней орел, стремглав

Кружась, безжизненный, спадает.

Поэт вел кропотливую работу в поисках нужного языкового материала, в первоначальный текст внес более 200 исправлений.

- Почему А.С.Пушкин перечеркнул безжалостно всю строфу? (уч-ся предлагают свои варианты)

- Что принципиально новое он внес во второй редакции? (Если орел и тигр сами вошли в эту зону и погибли, то в новой редакции поэт  выразил другую мысль: в природе все живое в сгусток зла по собственной воле не идет, избегает его).

Поэту важно было устранить все приметы жизни в зоне зла. Живая природа разумна и нравственна, потому что сторонится зла, игнорирует его, не способна к нему. Слово «птица» в оценочном отношении нейтрально, но «тигр» устойчиво связывается с идеей хищничества; переход от птицы к тигру дает нарастание зла: даже злое в природе убегает от анчара.

- Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными.( Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название «вихорь черный» и, пролетая мимо него, становится носителем зла).


Прослушаем звукопись 4 строфы:

К нему и птица не летит

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

- Слышны: рык, рев, гром, шум, скрежет, шипенье. Как называется такой приём? (аллитерация)

5 строфа

- А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? (Ядовитым).

Обратите внимание: В стихотворении нагнеталось значение жажды — «раскаленный», «чахлый», «жаждущий» и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти.

- Есть ли в первой части признаки мыслей и чувств лирического героя? Почему? (Герой никак себя не проявляет, потому что он нравствен, следует природному закону и тоже сторонится зла).

Вывод: «Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе». Закон природы: все живое избегает зла.


г) Поразмышляйте над содержанием 2 части

-А что происходит во второй части стихотворения? (Человек заставляет другого человека идти к дереву за ядом).

- К каким строчкам первой части относится союз но, который резко делит интонацию стихотворения на две части? (К четвертой строфе).


6 строфа

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

- В представлении Пушкина царь – человек, а раб- человек? (Да)

- Почему один человек может другого послать на верную смерть? (Смысл выявляется в последующих строках, где один человек именуется «раб», а другой — «царь». Перед лицом природы оба человека равны между собой, но в человеческом обществе один из них — владыка, а другой — раб).

- Какое слово подчёркивает беспредельную покорность раба? (послушно)


7 и 8 строфы

- Какие старославянизмы и архаизмы использует поэт при описании раба? (хладный, ветвь, чело) придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.

- Какие глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба? Принес, ослабел, лег, умер.

-Но почему Пушкин, веривший в конечное торжество свободы и равенства над тиранией, назвал в стихотворении «Анчар» владыку непобедимым? (Причина в рабе: он «послушно в путь потек». Непобедимость владыки основана на слепом повиновении раба).


9 строфа

- Докажите, что для Пушкина рабство и война связаны и что человек-распространитель зла.

(Царь — убийца послушного раба,… гибель разослал к соседам в чуждые пределы).

- С чем соотносит поэт князя? (С вихрем. Он точно так же сеет зло и смерть в мире, как и вихрь, слепая и неразумная сила природы).
- Но в чем их разница? (Князь намного страшнее, т. к. зло в его руках стало целенаправленным – «послушливые стрелы». Оно теперь грозит катастрофой всему живому. От него не спастись. Князь завладел разрушительной силой мирового зла).
- Кто же виноват в изображенной Пушкиным мировой катастрофе? (Виноват прежде всего раб, потому что добровольно согласился стать орудием убийства в руках своего господина. Непобедимость, всесилие князя держится на рабской покорности. И именно слепое повиновение чужой воле – причина всех катастроф).

Идея стихотворения заключается в последствии несвободы и причинах зла.


8. Рефлексия. Работа в парах. Написание синквейна «Анчар».

Правила написания синквейна:

1 строчка – существительное

2 строчка — два прилагательных к теме

3 строчка — глагола, описывающие действия к теме синквейна

4 строчка — фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме.

5 строчка — это слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение.

Анчар

Ядовитый, смертоносный

Отравляет, губит, убивает

Уничтожает всё живое

Зло


9. Итог урока Главное, к чему призывал нас Пушкин: чтобы мы не забывали, что каждый человек имеет право на жизнь и свободу. Поэтому наш урок я закончу словами поэта:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


10. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение, вопросы стр.38-39



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!