СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин "Туча", Унылая пора..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин "Туча", Унылая пора..."»

- Какое сейчас время года в природе? -Назовите осенние месяцы. - Рассмотрите осенние пейзажи. -Какое настроение вызывают осенние пейзажи? -чем нравится вам осень? С. Жуковский. Осень. Веранда

- Какое сейчас время года в природе?

-Назовите осенние месяцы.

- Рассмотрите осенние пейзажи.

-Какое настроение вызывают осенние пейзажи?

-чем нравится вам осень?

С. Жуковский.

Осень. Веранда

С. Герасимов. Золотая осень. 1956

С. Герасимов. Золотая осень. 1956

На уроке мы должны:  Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.   2) Познакомиться с литературными приёмами, позволяющими автору передать всю полноту чувств.

На уроке мы должны:

  • Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
  • 2) Познакомиться с литературными приёмами, позволяющими автору передать всю полноту чувств.
Белая шляпа – сбор информации. Работа по плакату (ассоциативный куст). Красная шляпа – это наши чувства , эмоции, впечатления. Вспомните стихи, музыку об осени. Жёлтая шляпа  – увидеть лучшее в осени. Что это? Преимущество , выгода, польза. Черная шляпа  –это цвет осторожности, помогает увидеть отрицательные стороны. Чем плоха осень? Зеленая шляпа - цвет исследований, новых идей. - предположим, что в году три времени года, нет осени. Можно ли избежать листопад,? Синяя шляпа  – подведение итогов. Не делите ничего ни в природе, ни в жизни на важное и неважное. Все важно, все нужно, все интересно: и осень, и зима, и весна ,и лето. Докажи

Белая шляпа – сбор информации. Работа по плакату (ассоциативный куст).

Красная шляпа – это наши чувства , эмоции, впечатления. Вспомните стихи, музыку об осени.

Жёлтая шляпа  – увидеть лучшее в осени. Что это?

Преимущество , выгода, польза.

Черная шляпа  –это цвет осторожности, помогает увидеть отрицательные стороны. Чем плоха осень?

Зеленая шляпа - цвет исследований, новых идей.

- предположим, что в году три времени года, нет осени.

Можно ли избежать листопад,?

Синяя шляпа  – подведение итогов.

Не делите ничего ни в природе, ни в жизни на важное и неважное. Все важно, все нужно, все интересно: и осень, и зима, и весна ,и лето. Докажи

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799-1837)

Сегодня мы познакомимся ещё с двумя стихотворениями А. С. Пушкина «Туча» и “Унылая пора! Очей очарованье!”.

Сегодня мы познакомимся ещё с двумя стихотворениями

А. С. Пушкина «Туча» и “Унылая пора! Очей очарованье!”.

Запишите ассоциативный ряд к слову «туча». ПЕЧАЛЬ НЕНАСТЬЕ ДОЖДЬ БУРЯ МРАК СТРАХ БЕДА ОДИНОЧЕСТВО ВОЛНЕНИЕ ТРЕВОГА

Запишите ассоциативный ряд к слову «туча».

ПЕЧАЛЬ НЕНАСТЬЕ ДОЖДЬ

БУРЯ

МРАК

СТРАХ

БЕДА ОДИНОЧЕСТВО ВОЛНЕНИЕ ТРЕВОГА

слушать

слушать

Алчный (высок.) – жаждущий. Древес (устар.) – деревья. Лазурь (устар. и высок.) – светло-синий цвет, синева. Унылый – грустный, мрачный. Ликующий – восторженно радостный; торжествующий. Рассеянная (буря) – разбросанный на большом пространстве; редкий. Облегать – покрывать что-либо сплошной массой. Обвивать – охватывать. Миновалась – прошла.

Алчный (высок.) – жаждущий.

Древес (устар.) – деревья.

Лазурь (устар. и высок.) – светло-синий цвет, синева.

Унылый – грустный, мрачный.

Ликующий – восторженно радостный; торжествующий.

Рассеянная (буря) – разбросанный на большом пространстве; редкий.

Облегать – покрывать что-либо сплошной массой.

Обвивать – охватывать.

Миновалась – прошла.

А.С. Пушкин «туча» -Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова он для этого выбирает? -Объясните значение слова «алчный». -Подберите синоним к слову «унылый». -Подберите антоним к слову «ликующий». -Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с , тучей? Объясните. Выразительное чтение стихотворения. -Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение. -Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

А.С. Пушкин «туча»

-Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова он для этого выбирает?

-Объясните значение слова «алчный».

-Подберите синоним к слову «унылый».

-Подберите антоним к слову «ликующий».

-Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с , тучей? Объясните.

Выразительное чтение стихотворения.

-Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

-Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

И.И Левитан. Озеро. Русь, 1900

И.И Левитан. Озеро. Русь, 1900

1 и 4 группы ищут – эпитеты.  Зачем нужны? 2 и 5 группа- олицетворение.  Зачем нужны? 3 и 6 группы – все глаголы.  Зачем нужны?

1 и 4 группы ищут – эпитеты.

Зачем нужны?

2 и 5 группа- олицетворение.

Зачем нужны?

3 и 6 группы – все глаголы.

Зачем нужны?

Найдите эпитеты в стихотворении. ЭПИТЕТЫ: последняя туча рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий день. таинственный гром, алчную землю, с успокоенных небес.  Эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.

Найдите эпитеты в стихотворении.

ЭПИТЕТЫ: последняя туча рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий день. таинственный гром, алчную землю, с успокоенных небес. 

Эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.

Найдите олицетворение в стихотворении. ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь, облегала, молния…обвивала, ты [туча] издавала, поила, пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.  Туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.

Найдите олицетворение в стихотворении.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь, облегала, молния…обвивала, ты [туча] издавала, поила, пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит. 

Туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.

Найдите глаголы в стихотворении. Глаголы: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит.  Насыщенность глаголами придает стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.

Найдите глаголы в стихотворении.

Глаголы: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит. 

Насыщенность глаголами придает стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.

слушать романс

слушать романс

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» слушать произведение

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

слушать

произведение

Увяданье  – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Багрец –   1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.   2). Драгоценная багровая ткань, пурпур. Очи, око – глаз. Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ  рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

Увяданье  – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.

Багрец –  1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.  2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

Очи, око – глаз.

Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ  рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?    – Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души , свои чувства ?   Лирическое произведение - Какие чувства передаёт автор?

Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? 

Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души , свои чувства ?  

Лирическое произведение

- Какие чувства передаёт автор?

ОКСЮМОРОН  – художественный приём; сочетание противоположных ( сочетание несочетаемого ) , противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. Например: горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса-А.С. Пушкин, убогая роскошь – Н.А. Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок

ОКСЮМОРОН  – художественный приём; сочетание противоположных ( сочетание несочетаемого ) , противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе.

Например: горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса-А.С. Пушкин, убогая роскошь – Н.А. Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок

ветра шум и свежее дыханье и небеса отдалённые седой зимы угрозы и первые морозы и небеса Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. 

ветра шум

и свежее дыханье

и небеса

отдалённые седой зимы угрозы

и первые морозы

и небеса

Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. 

– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит? – Что автор больше всего любит в осени?  – Что вы понимаете под словом «увяданье»?  – Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ. -Что значит «пышное»? Какое устаревшее слово вы встретили в стихотворении?  А что придают устаревшие слова данному произведению?

Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит?

Что автор больше всего любит в осени?

 – Что вы понимаете под словом «увяданье»?

 – Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ.

-Что значит «пышное»?

  • Какое устаревшее слово
  • вы встретили в
  • стихотворении?
  • А что придают
  • устаревшие слова
  • данному произведению?
слушать романс

слушать романс

А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов. Унылая пора! Очей очарованье!  (правая рука к груди)  Приятна мне твоя прощальная краса –  (машем рукой – имитируем “прощай”)  Люблю я пышное природы увяданье,  (развести руки в стороны, рука вниз)  В багрец и в золото одетые леса,  (руки вверх)  В их сенях ветра шум  (покачивание) и свежее дыханье ,(вдох)  И мглой волнистою покрыты небеса,  (мимика, глаза, брови свели)  И редкий солнца луч,  (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,  И отдаленные седой зимы угрозы  (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.

Унылая пора! Очей очарованье!  (правая рука к груди) Приятна мне твоя прощальная краса –  (машем рукой – имитируем “прощай”) Люблю я пышное природы увяданье,  (развести руки в стороны, рука вниз) В багрец и в золото одетые леса,  (руки вверх) В их сенях ветра шум  (покачивание) и свежее дыханье ,(вдох) И мглой волнистою покрыты небеса,  (мимика, глаза, брови свели) И редкий солнца луч,  (улыбка, брови натянуть) и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы  (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

Какие произведения называются лирическими?  а) выражающие различные мысли и чувства;  б) предназначенные для постановки на сцене;  в) имеющие в своей основе вымысел.
  • Какие произведения называются лирическими?

а) выражающие различные мысли и чувства;

б) предназначенные для постановки на сцене;

в) имеющие в своей основе вымысел.

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?  а) радость наступления осени;  б) грусть осеннего увядания;  в) тоска наступающей зимы.

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?

а) радость наступления осени;

б) грусть осеннего увядания;

в) тоска наступающей зимы.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.  а) наличие сложных предложений;  б) наличие большого количества глаголов;  в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных предложений; б) наличие большого количества глаголов; в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

4. Что такое оксюморон?  а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;  б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;  в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

4. Что такое оксюморон?

а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим; б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении; в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

-Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина? -Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?

-Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?

-Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?

ШКАЛА УСПЕХА   - не доволен, сделал не всё,  что мог  - мог бы лучше  - сделал всё, что моих силах для успеха группы

ШКАЛА УСПЕХА

- не доволен, сделал не всё,

что мог

- мог бы лучше

- сделал всё, что моих силах для успеха группы

Что вспомнили на уроке? Чему учились? Что на уроке вам понравилось? Какая работа показалась сложной? Оцените свою работу.

Что вспомнили на уроке?

Чему учились?

Что на уроке вам понравилось?

Какая работа показалась сложной?

Оцените свою работу.

Интересный конспект: http://festival.1september.ru/articles/581344/

Интересный конспект:

http://festival.1september.ru/articles/581344/


Скачать

© 2021 5425 1098

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!