- Какое сейчас время года в природе?
-Назовите осенние месяцы.
- Рассмотрите осенние пейзажи.
-Какое настроение вызывают осенние пейзажи?
-чем нравится вам осень?
С. Жуковский.
Осень. Веранда
С. Герасимов. Золотая осень. 1956
На уроке мы должны:
- Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
- 2) Познакомиться с литературными приёмами, позволяющими автору передать всю полноту чувств.
Белая шляпа – сбор информации. Работа по плакату (ассоциативный куст).
Красная шляпа – это наши чувства , эмоции, впечатления. Вспомните стихи, музыку об осени.
Жёлтая шляпа – увидеть лучшее в осени. Что это?
Преимущество , выгода, польза.
Черная шляпа –это цвет осторожности, помогает увидеть отрицательные стороны. Чем плоха осень?
Зеленая шляпа - цвет исследований, новых идей.
- предположим, что в году три времени года, нет осени.
Можно ли избежать листопад,?
Синяя шляпа – подведение итогов.
Не делите ничего ни в природе, ни в жизни на важное и неважное. Все важно, все нужно, все интересно: и осень, и зима, и весна ,и лето. Докажи
Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
Сегодня мы познакомимся ещё с двумя стихотворениями
А. С. Пушкина «Туча» и “Унылая пора! Очей очарованье!”.
Запишите ассоциативный ряд к слову «туча».
ПЕЧАЛЬ НЕНАСТЬЕ ДОЖДЬ
БУРЯ
МРАК
СТРАХ
БЕДА ОДИНОЧЕСТВО ВОЛНЕНИЕ ТРЕВОГА
слушать
Алчный (высок.) – жаждущий.
Древес (устар.) – деревья.
Лазурь (устар. и высок.) – светло-синий цвет, синева.
Унылый – грустный, мрачный.
Ликующий – восторженно радостный; торжествующий.
Рассеянная (буря) – разбросанный на большом пространстве; редкий.
Облегать – покрывать что-либо сплошной массой.
Обвивать – охватывать.
Миновалась – прошла.
А.С. Пушкин «туча»
-Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова он для этого выбирает?
-Объясните значение слова «алчный».
-Подберите синоним к слову «унылый».
-Подберите антоним к слову «ликующий».
-Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с , тучей? Объясните.
Выразительное чтение стихотворения.
-Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.
-Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?
И.И Левитан. Озеро. Русь, 1900
1 и 4 группы ищут – эпитеты.
Зачем нужны?
2 и 5 группа- олицетворение.
Зачем нужны?
3 и 6 группы – все глаголы.
Зачем нужны?
Найдите эпитеты в стихотворении.
ЭПИТЕТЫ: последняя туча рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий день. таинственный гром, алчную землю, с успокоенных небес.
Эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.
Найдите олицетворение в стихотворении.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь, облегала, молния…обвивала, ты [туча] издавала, поила, пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.
Туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Найдите глаголы в стихотворении.
Глаголы: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит.
Насыщенность глаголами придает стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.
слушать романс
А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
слушать
произведение
Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.
Багрец – 1). Красная краска тёмного оттенка, багровая. 2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.
Очи, око – глаз.
Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?
– Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души , свои чувства ?
Лирическое произведение
- Какие чувства передаёт автор?
ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных ( сочетание несочетаемого ) , противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе.
Например: горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса-А.С. Пушкин, убогая роскошь – Н.А. Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок
ветра шум
и свежее дыханье
и небеса
отдалённые седой зимы угрозы
и первые морозы
и небеса
Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит.
– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит?
– Что автор больше всего любит в осени?
– Что вы понимаете под словом «увяданье»?
– Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ.
-Что значит «пышное»?
- Какое устаревшее слово
- вы встретили в
- стихотворении?
- А что придают
- устаревшие слова
- данному произведению?
слушать романс
А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.
Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди) Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”) Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз) В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх) В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье ,(вдох) И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели) И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).
- Какие произведения называются лирическими?
а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.
2. Какова основная мысль данного лирического произведения?
а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.
3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.
а) наличие сложных предложений; б) наличие большого количества глаголов; в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.
4. Что такое оксюморон?
а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим; б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении; в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
-Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?
-Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?
ШКАЛА УСПЕХА
- не доволен, сделал не всё,
что мог
- мог бы лучше
- сделал всё, что моих силах для успеха группы
Что вспомнили на уроке?
Чему учились?
Что на уроке вам понравилось?
Какая работа показалась сложной?
Оцените свою работу.
Интересный конспект:
http://festival.1september.ru/articles/581344/