СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку 9. А. С. Пушкин. "Узник", "К морю"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы "А. С. Пушкин. "Узник", "К морю""

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку 9. А. С. Пушкин. "Узник", "К морю"»

 Эпиграф к уроку  Всё читается трояким образом: первое - читать и не понимать ; второе - читать и понимать ; третье - читать и понимать даже то, что не написано . Я. Княжнин

Эпиграф к уроку

Всё читается трояким образом: первое - читать и не понимать ; второе - читать и понимать ; третье - читать и понимать даже то, что не написано .

Я. Княжнин

Учимся понимать поэтический текст  Понять художественный текст трудно, но можно. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы.  Читатель пользуется толковым словарём и справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.

Учимся понимать поэтический текст

Понять художественный текст трудно, но можно. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы.

Читатель пользуется толковым словарём и справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.

Поэт был сослан на юг России за то, что … (с. 20).

Поэт был сослан на юг России

за то, что … (с. 20).

Поэт был сослан на юг России за то, что … «наводнил Россию возмутительными стихами», ….

Поэт был сослан на юг России

за то, что … «наводнил Россию

возмутительными стихами», ….

Поэт едет в Екатеринослав, где знакомится с семьёй Раевских.

Поэт едет в Екатеринослав,

где знакомится с семьёй Раевских.

В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает.

В Кишиневе Пушкин знакомится и общается

с будущими декабристами, много работает.

Произведения, написанные за три года южной ссылки: «Кавказский пленник» «Бахчисарайский фонтан» «Песнь о вещем Олеге» «Узник»

Произведения, написанные

за три года южной ссылки:

«Кавказский пленник»

«Бахчисарайский фонтан»

«Песнь о вещем Олеге»

«Узник»

Тематика стихотворения «Узник» тесно связана со свободой, которой так жаждет лирический герой.

Тематика стихотворения «Узник» тесно связана со свободой, которой так жаждет лирический герой.

Композиционно стихотворение делится на две части.

Композиционно стихотворение

делится на две части.

 Стихотворение начинает-ся со спокойного рассказа, а заканчивается бурным, насыщенным страстью криком, требованием свободы.

Стихотворение начинает-ся со спокойного рассказа, а заканчивается бурным, насыщенным страстью криком, требованием свободы.

Антитеза  — резкое противо-поставление понятий, поло-жений, образов, состояний, связанных между собой внутренним смыслом.

Антитеза резкое противо-поставление понятий, поло-жений, образов, состояний, связанных между собой внутренним смыслом.

 Человек обязан быть свободным, как птица.  Свобода — естествен-ное желание каждого живого существа на земле, а воля — самая величайшая награда.

Человек обязан быть свободным, как птица.

Свобода — естествен-ное желание каждого живого существа на земле, а воля — самая величайшая награда.

 «К морю» (1824 г.)   Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское.  Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» - писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником». А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки.  Так появилось стихотворение «К морю».

«К морю» (1824 г.)

Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское.

Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» - писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником». А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки.

Так появилось стихотворение «К морю».

Элегия -   жанр лирики, философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека

Элегия -

жанр лирики, философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека

Море - «  свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»

Море -

« свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»

Основная тема элегии -  тема свободы, т.к. все атрибуты моря – это в равной степени и атрибуты свободы: «гордая краса», «своенравные порывы».

Основная тема элегии -

тема свободы, т.к. все атрибуты моря – это в равной степени и атрибуты свободы: «гордая краса», «своенравные порывы».

Черты романтизма в элегии: Пронизана романтическим настроением. Романтический пейзаж. Гордое одиночество поэта. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.

Черты романтизма в элегии:

  • Пронизана романтическим настроением.
  • Романтический пейзаж.
  • Гордое одиночество поэта.
  • Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.
  • Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
 Мир опустел... Теперь куда же  Меня б ты вынес, океан?  Судьба людей повсюду та же:  Где капля блага, там на страже  Уж просвещенье иль тиран.   Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы .

Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы .

И.Е. Репин, И.К.Айвазовский Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия!»

И.Е. Репин, И.К.Айвазовский

Пушкин у моря.

«Прощай, свободная стихия!»

 Прощание Пушкина с морем - это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищает-ся «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Четвертая строфа - признание в любви к морю.

Прощание Пушкина с морем - это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищает-ся «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Четвертая строфа - признание в любви к морю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя