Эпиграф к уроку
Всё читается трояким образом: первое - читать и не понимать ; второе - читать и понимать ; третье - читать и понимать даже то, что не написано .
Я. Княжнин
Учимся понимать поэтический текст
Понять художественный текст трудно, но можно. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы.
Читатель пользуется толковым словарём и справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.
Поэт был сослан на юг России
за то, что … (с. 20).
Поэт был сослан на юг России
за то, что … «наводнил Россию
возмутительными стихами», ….
Поэт едет в Екатеринослав,
где знакомится с семьёй Раевских.
В Кишиневе Пушкин знакомится и общается
с будущими декабристами, много работает.
Произведения, написанные
за три года южной ссылки:
«Кавказский пленник»
«Бахчисарайский фонтан»
«Песнь о вещем Олеге»
«Узник»
Тематика стихотворения «Узник» тесно связана со свободой, которой так жаждет лирический герой.
Композиционно стихотворение
делится на две части.
Стихотворение начинает-ся со спокойного рассказа, а заканчивается бурным, насыщенным страстью криком, требованием свободы.
Антитеза — резкое противо-поставление понятий, поло-жений, образов, состояний, связанных между собой внутренним смыслом.
Человек обязан быть свободным, как птица.
Свобода — естествен-ное желание каждого живого существа на земле, а воля — самая величайшая награда.
«К морю» (1824 г.)
Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское.
Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» - писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником». А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки.
Так появилось стихотворение «К морю».
Элегия -
жанр лирики, философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека
Море -
« свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»
Основная тема элегии -
тема свободы, т.к. все атрибуты моря – это в равной степени и атрибуты свободы: «гордая краса», «своенравные порывы».
Черты романтизма в элегии:
- Пронизана романтическим настроением.
- Романтический пейзаж.
- Гордое одиночество поэта.
- Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.
- Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы .
И.Е. Репин, И.К.Айвазовский
Пушкин у моря.
«Прощай, свободная стихия!»
Прощание Пушкина с морем - это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищает-ся «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Четвертая строфа - признание в любви к морю.