Школа России
Литературное чтение
3 класс
НАЧИНАЕТСЯ
УРОК!
Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.
Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
Д/з
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения
А.С. Пушкина
«Зимнее утро».
(с.88-89).
Подбери строчки из стихотворения к иллюстрациям.
Как вы думаете, кому установлен этот памятник?
Как он может быть связан с темой урока?
Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.
Анастасия Ногтева,
11 лет
Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана.
Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.
Стефания Степаненко, 8 лет
Картина Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина»
На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском. - Что вы видите на картине?
Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки; -для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей; -она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; -няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; -от неё поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.
Памятник «Пушкин и крестьянка» был установлен в Летнем саду пушкинского парка , в ознаменование ежегодного Пушкинского праздника поэзии. Во время ссылки няня также находилась в Михайловском, став для Пушкина спасительницей от одиночества.
Зимний вечер
1. Объясни значение слова «веретено», «кроет», «лачужка».
2. Подбери синонимы к словам «заплачет», «подружка», «обветшалая».
3.Подбери антонимы к словам «темна», «утомлена».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры.
6.Сравни настроение героев стихотворения «Зимнее утро» и стихотворения «Зимний вечер». Приведи цитаты.
7.Какой образ природы дан в начале стихотворения?
8.С кем и с чем сравнивает поэт бурю?
9.Как относится поэт к своей няне?
10.Приведи прием антитезы в этом стихотворении.
11.Спокоен ли лирический герой стихотворения и чувствует ли он себя защищенным?
слушать
смотреть
Работа по теме урока с. 90 - 91
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /. Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. Веретено – приспособление для прядения.
веретено - ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине
кроет - закрывает
лачужка - маленькое, бедное, жалкое жилище
Для чего автор написал это стихотворение? -Чтобы рассказать о своих чувствах. -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями. -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.
Эпитеты
вихри снежные
ветхая лачужка
бедной юности
Метафоры
буря - как зверь, как дитя, как путник
Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.
Синонимы
заплачет - заревет, зарыдает,
подружка - приятельница, друг,
обветшалая - ветхая, старая.
Антонимы
темна - светла,
утомлена - бодра
Кира Горкунова, 10 лет
Ира Слинкина, 12 лет
Станислав Овчинников, 12 лет
Гаяне Авагян, 15 лет
Юля Сучкова, 9 лет
Анастасия Ситкова, 10 лет
Ответы. Зимний вечер
1. Объясни значение слова «веретено» - ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине,
«кроет» - закрывает ,
«лачужка» - маленькое, бедное, жалкое жилище. .
2. Подбери синонимы к словам «заплачет» - заревет, зарыдает,
«подружка» - приятельница, друг,
«обветшалая» - ветхая, старая.
3.Подбери антонимы к словам «темна» - светла, «утомлена» - бодра.
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (вихри снежные, ветхая лачужка, бедной юности)
5. Выпиши сравнения и метафоры. (буря - как зверь, как дитя, как путник)
6.Сравни настроение героев стихотворения «Зимнее утро» и стихотворения «Зимний вечер». Приведи цитаты.
7.Какой образ природы дан в начале стихотворения?
8.С кем и с чем сравнивает поэт бурю? (буря - как зверь, как дитя, как путник)
9.Как относится поэт к своей няне?
10.Приведи прием антитезы в этом стихотворении.
11.Спокоен ли лирический герой стихотворения и чувствует ли он себя защищенным?
-Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина? -С каким произведением поэта познакомились? -У каждого из вас есть бабушки. В наше современное время они выполняют роль няни. У некоторых детей, кроме бабушек, есть и няни. Что вы можете рассказать о них?
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения
А.С. Пушкина
«Зимний вечер».
(с.90-91).
52
Прозвенел звонок весёлый,
Подошёл урок к концу.
Повторили всё, что знали
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!