СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкина «Пиковая дама» (Урок внеклассного чтения в 8 классе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама".

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкина «Пиковая дама» (Урок внеклассного чтения в 8 классе)»

Тема: Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» (Урок внеклассного чтения в 8 классе)

Тип урока. Комплексное применение знаний.

Форма урока. Семинар.

Цели урока:

Обучающая - познакомиться с творческой историей создания повести, определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры.

Развивающие:совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение; продолжить работу над словарным материалом, необходимым для написания сочинения-миниатюры; развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения

Воспитательные: формировать нравственные ориентации для распознавание истинных и ложных ценностей.

  1. Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Объявление темы урока.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

ЦЕЛЬ. Установить полноту и правильность выполнения задания, устранить обнаруженные пробелы.

    1. Индивидуальное сообщение об истории создания повести.

Повесть «Пиковая дама» написана А. С. Пушкиным в его имении в Болдине, в октябре-начале ноября 1833 года. Первоначально он дал повести название «Холостой выстрел», впоследствии изменив его. Повесть была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году. «Пиковая дама» имела успех и была очень популярной. Вот, что поэт записал в своем дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза».

В основе повести «Пиковая дама» курьезный случай, рассказанный Пушкину князем Голицыным, который однажды сильно проигрался в карты, и ему пришлось идти просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной, особы надменной и властной. Князь просил денег, но она их не дала, зато передала секрет трех выигрывающих карт. Внук поставил на них и отыгрался.

Эта история стала основой сюжета повести.

Сюжет - это ряд событий, описанных в художественном произведении.

(Оценка ответа учащегося).

    1. Беседа по вопросам.

- Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына, каких новых персонажей ввел? - Графиня и Германн не родственники, находятся на разных сословных лестницах; иной финал, чем в приключении Голицына - герой сходит с ума; ввел образ Лизы, бедной воспитанницы графини.

  • Как Пушкину в повести удается убедить ее героев (да и читателя), что три заветные карты действительно существуют? -Приводит историю (случай) с Чаплицким.

    1. Подготовка учащихся к активной УПД. ЦЕЛЬ. Подготовить и мотивировать УПД.

Проблема (вопрос) урока: «Почему у Пушкина появляется новый герой? Каков он?» Записывается на доске заранее.

Знакомство с эпиграфами урока. Записаны на доске.

О чем же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь...

/А. С. Пушкин, отрывок из поэмы «Медный всадник»/

Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший...

/А. С. Грибоедов из комедии «Горе от ума»/

В центре работы - анализ образа Германна в сопоставлении, сравнении с другими персонажами повести.

    1. Усвоение новых знаний.

ЦЕЛЬ. Сформировать конкретные представления об изучаемых фактах, их сущности;

выделить главное, провести обобщение.

1. Выборочное чтение текста с выделением ключевых слов по предложенным вопросам.

  • Каков главный герой повести? Что о нем говорят те, с кем он проводит время? - «А

каков Германн!» - сказал один из гостей, указывая на молодого инженера». «Германн немец: он расчетлив, вот и все!» - заметил Томский».

  • Что сам Германн говорит о себе? -«... ноя не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

  • Как автор говорит о своем герое? - «... он был скрытен и честолюбив... Он имел сильные страсти и огненное воображение. но твердость спасла его от

... заблуждений молодости».

На доске запись:

Немец. Инженер.

Расчетлив.

Скрытен. Сильные страсти.

Честолюбив. Огненное воображение.

Твердость.

  • Перед нами психологический потрет героя, во многом противоречивого. Выделяет ли Пушкин однозначно отрицательные черты в характере героя? - Нет, всегда важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям.

  • Чего же хочет Германн, к чему стремится? Какова «формула» жизни героя, которая (как он надеется) приведет его к успеху? - «Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Записано на доске и спрятано.

  • Назовите в этой «формуле» цель жизни, к которой стремится герой, и способы ее достижения - Цель - покой и независимость; средства - расчет, умеренность и трудолюбие.

2. Подведем небольшой итог. Сопоставим Германна с другими игроками. - Общее - люди одной эпохи, 19 века; их дело - карточная игра; различия - общественное положение (они дворяне - он инженер, скромное сословное положение), им все дается легко, т.к. есть деньги - у Германна жизнь тяжела, скромное материальное положение; отсюда и отношение к игре (для них - забава, для него - успех, деньги, дающие власть).

V. Первичная проверка понимания нового учебного материала.

ЦЕЛЬ. Установить осознанность усвоения нового материала, связей между фактами; выявить пробелы.

Как используется «формула»? На что идет герой ради денег? ( Беседа по вопросам. Чтение по ролям).

- Зачем Пушкин вводит в повествование образ Лизы? - Чтобы Германн смог подобраться к старухе и ее тайне, ведь в повести (в отличие от реальной истории) Германн и графиня не родственники, между ними сословная пропасть (не будучи дворянского рода, Германн не может быть представлен графине).

  • Познакомимся с Лизой. Глубже понять героя, мотивы его поступков поможет интерьер. Что такое интерьер?- Описание внутреннего пространства помещения.

  • Сравним две комнаты, комнату графини и комнату Лизы, и сделаем вывод о каждой из дам. - Графиня. Перед нами богатая светская дама, стремящаяся следить за модой - с одной стороны; с другой стороны - все в ее комнате полиняло, золото сошло, лампадка теплится, т.е. везде отпечаток времени, и сама она доживает свой век, старуха, «уродливое и необходимое украшение бала». Лиза. Домашняя мученица, «живо чувствующая свое положение».

  • Раскрытие образов героинь Пушкин строит на противопоставлении. Как называется этот художественный прием? -Антитеза.

  • Прочтем эпизод, в котором графиня собирается на прогулку по ролям. Оценка ответов учащихся.

  • Какие чувства в душе читателя вызывает образ Лизы? - Сочувствие, жалость.

  • Кем становится для Лизы Германн? - Надеждой на освобождение, на счастье («с нетерпением ожидала избавителя»).

  • А кем становится для него она? - Орудие, способ добраться до тайны. Им движет не любовь, а расчет. Это игра в любовь для успеха игры в карты.

  • На что в своей «формуле» сделал главную ставку Германн? - На расчет.

VI. Закрепление знаний.

ЦЕЛЬ. Организовать деятельность по применению учащимися знаний.

Верна ли ставка Германна? (Беседа по вопросам.)

  • На кого похож Германн, по словам Томского? - «...у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. ... на его совести ... три злодейства».

  • Какое число в повести является ключевым? Приведите примеры. - Три (карты,

героя, составляющих формулы, злодейства).

  • Какие три злодейства совершает Германн? - 1) Невольное убийство графини - «не чувствовал угрызение совести», «не чувствуя раскаяние... имея множество предрассудков» идет на похороны. 2) Лиза - «В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. ... не тревожило его души». «Вышла замуж за очень любезного молодого человека», т.е. не по любви. 3) Сам Германн. Рушится вся его жизнь, все надежды.

  • Назовите кульминационный эпизод повести. Что такое кульминация? -Наивысшего развития действия повесть достигает в сцене карточной игры в доме Чекалинского.

  • Знакомство с правилами игры в штосс.

Талья. Германн дождался, когда кончатся карты в колоде у банкомета и не начали другую. Из рассыпанной на столе колоды карт игрок выбирает одну, на которую делает ставку. У банкомета в руках другая колода. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная игроком карта падает направо, выигрывает банкомет, если налево - игрок. «... как мог он обдернуться», т.е. по ошибке отложить другую карту. VII. Обобщение и систематизация знаний. ЦЕЛЬ. Усвоение системы понятий.

  • Верна ли «формула» Германна? Перечтем 1-ый эпиграф. Какого слова нет в повести? Но есть другое - читаем: «... он (Германн) был скрытен и честолюбив» определяя значение слова, подбираем синонимы. - Честолюбие ~ тщеславие, стремление к славе. Тщеславие - тщетная слава, т. е честолюбие - стремление к ненужной. напрасной славе. Что хочет узнать Германн? - Тайну трех карт: «тройки», «семерки» и «туза». Где мы уже встречали эти три выигрышные карты? - В «формуле»: утроить - тройка, усемерить - семерка, с капиталом ты - туз. Что же получается, тайны никакой нет?! То, к чему так стремился Германн было у него изначально, но в погоне за независимостью герой переступает через других людей, через себя, и поэтому, начав жить без чести, Германна в конце ждет...

  • Пиковая дама.

- Перечтем 2-ой эпиграф. В своей повести «Пиковая дама» Пушкин рисует и сравнивает, даже сталкивает, два века, век графини - 18 и век Германна -19. Смотрит писатель на них с одних и тех же позиций: карты и любовь.

На доске запись:

Чаплицкий Лиза




  • В чем разница? Чем отличается одно, уходящее время, от другого, идущего ему на смену? - Графиня отдала тайну ради любви, Германн же жертвует любовью ради тайны. «Все это было не любовь. Деньги - вот что алкала душа его.»

  • На смену веку 18 идет век 19, век расчета, сиюминутного обогащения, век денег. Этот процесс захватил уже Европу и подбирается к России. Поэтому вместо честного дворянина, борющегося и отстаивающего честь, появляется иной герой, инженер, жаждущий денег, которые вознесут его если не по сословной (до дворянства), то хотя бы по имущественной лестнице. Изменились люди, изменились и ценности. «Теперь сражаются не на шпагах и не за честь, а за богатство».

VII. Подведение итогов урока.

ЦЕЛЬ. Проанализировать успешность овладения знаниями и способами деятельности, установить недостатки.

– Почему Германн обречён? (Продал душу дьяволу.)
– Что привело Германна к трагическому концу? (Алчность, жажда обогащения. Совершив сделку с дьяволом, он погубил душу, перестал быть человеком.) 
– Обратимся к эпиграфу с пояснением. Мечтавший о покое и независимости Германн оказался в больнице для душевнобольных. Это ли не самое суровое наказание для человека?
– В повести «Пиковая Дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (переступание через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека)

Вывод: нельзя переступать через евангельские заповеди, надо всегда оставаться человеком.

VIII Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему Германн проиграл»?  Что значит "оставаться человеком?"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс