Тема: Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» (Урок внеклассного чтения в 8 классе)
Тип урока. Комплексное применение знаний.
Форма урока. Семинар.
Цели урока:
Обучающая - познакомиться с творческой историей создания повести, определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры.
Развивающие:совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение; продолжить работу над словарным материалом, необходимым для написания сочинения-миниатюры; развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения
Воспитательные: формировать нравственные ориентации для распознавание истинных и ложных ценностей.
Организационный момент.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Объявление темы урока.
Проверка выполнения домашнего задания.
ЦЕЛЬ. Установить полноту и правильность выполнения задания, устранить обнаруженные пробелы.
Индивидуальное сообщение об истории создания повести.
Повесть «Пиковая дама» написана А. С. Пушкиным в его имении в Болдине, в октябре-начале ноября 1833 года. Первоначально он дал повести название «Холостой выстрел», впоследствии изменив его. Повесть была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году. «Пиковая дама» имела успех и была очень популярной. Вот, что поэт записал в своем дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза».
В основе повести «Пиковая дама» курьезный случай, рассказанный Пушкину князем Голицыным, который однажды сильно проигрался в карты, и ему пришлось идти просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной, особы надменной и властной. Князь просил денег, но она их не дала, зато передала секрет трех выигрывающих карт. Внук поставил на них и отыгрался.
Эта история стала основой сюжета повести.
Сюжет - это ряд событий, описанных в художественном произведении.
(Оценка ответа учащегося).
Беседа по вопросам.
- Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына, каких новых персонажей ввел? - Графиня и Германн не родственники, находятся на разных сословных лестницах; иной финал, чем в приключении Голицына - герой сходит с ума; ввел образ Лизы, бедной воспитанницы графини.
Проблема (вопрос) урока: «Почему у Пушкина появляется новый герой? Каков он?» Записывается на доске заранее.
Знакомство с эпиграфами урока. Записаны на доске.
О чем же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь...
/А. С. Пушкин, отрывок из поэмы «Медный всадник»/
Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший...
/А. С. Грибоедов из комедии «Горе от ума»/
В центре работы - анализ образа Германна в сопоставлении, сравнении с другими персонажами повести.
ЦЕЛЬ. Сформировать конкретные представления об изучаемых фактах, их сущности;
выделить главное, провести обобщение.
1. Выборочное чтение текста с выделением ключевых слов по предложенным вопросам.
каков Германн!» - сказал один из гостей, указывая на молодого инженера». «Германн немец: он расчетлив, вот и все!» - заметил Томский».
Что сам Германн говорит о себе? -«... ноя не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».
Как автор говорит о своем герое? - «... он был скрытен и честолюбив... Он имел сильные страсти и огненное воображение. но твердость спасла его от
... заблуждений молодости».
На доске запись:
Немец. Инженер.
Расчетлив.
Скрытен. Сильные страсти.
Честолюбив. Огненное воображение.
Твердость.
Перед нами психологический потрет героя, во многом противоречивого. Выделяет ли Пушкин однозначно отрицательные черты в характере героя? - Нет, всегда важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям.
Чего же хочет Германн, к чему стремится? Какова «формула» жизни героя, которая (как он надеется) приведет его к успеху? - «Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Записано на доске и спрятано.
Назовите в этой «формуле» цель жизни, к которой стремится герой, и способы ее достижения - Цель - покой и независимость; средства - расчет, умеренность и трудолюбие.
2. Подведем небольшой итог. Сопоставим Германна с другими игроками. - Общее - люди одной эпохи, 19 века; их дело - карточная игра; различия - общественное положение (они дворяне - он инженер, скромное сословное положение), им все дается легко, т.к. есть деньги - у Германна жизнь тяжела, скромное материальное положение; отсюда и отношение к игре (для них - забава, для него - успех, деньги, дающие власть).
V. Первичная проверка понимания нового учебного материала.
ЦЕЛЬ. Установить осознанность усвоения нового материала, связей между фактами; выявить пробелы.
Как используется «формула»? На что идет герой ради денег? ( Беседа по вопросам. Чтение по ролям).
- Зачем Пушкин вводит в повествование образ Лизы? - Чтобы Германн смог подобраться к старухе и ее тайне, ведь в повести (в отличие от реальной истории) Германн и графиня не родственники, между ними сословная пропасть (не будучи дворянского рода, Германн не может быть представлен графине).
Познакомимся с Лизой. Глубже понять героя, мотивы его поступков поможет интерьер. Что такое интерьер?- Описание внутреннего пространства помещения.
Сравним две комнаты, комнату графини и комнату Лизы, и сделаем вывод о каждой из дам. - Графиня. Перед нами богатая светская дама, стремящаяся следить за модой - с одной стороны; с другой стороны - все в ее комнате полиняло, золото сошло, лампадка теплится, т.е. везде отпечаток времени, и сама она доживает свой век, старуха, «уродливое и необходимое украшение бала». Лиза. Домашняя мученица, «живо чувствующая свое положение».
Раскрытие образов героинь Пушкин строит на противопоставлении. Как называется этот художественный прием? -Антитеза.
Прочтем эпизод, в котором графиня собирается на прогулку по ролям. Оценка ответов учащихся.
Какие чувства в душе читателя вызывает образ Лизы? - Сочувствие, жалость.
Кем становится для Лизы Германн? - Надеждой на освобождение, на счастье («с нетерпением ожидала избавителя»).
А кем становится для него она? - Орудие, способ добраться до тайны. Им движет не любовь, а расчет. Это игра в любовь для успеха игры в карты.
На что в своей «формуле» сделал главную ставку Германн? - На расчет.
VI. Закрепление знаний.
ЦЕЛЬ. Организовать деятельность по применению учащимися знаний.
Верна ли ставка Германна? (Беседа по вопросам.)
На кого похож Германн, по словам Томского? - «...у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. ... на его совести ... три злодейства».
Какое число в повести является ключевым? Приведите примеры. - Три (карты,
героя, составляющих формулы, злодейства).
Какие три злодейства совершает Германн? - 1) Невольное убийство графини - «не чувствовал угрызение совести», «не чувствуя раскаяние... имея множество предрассудков» идет на похороны. 2) Лиза - «В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. ... не тревожило его души». «Вышла замуж за очень любезного молодого человека», т.е. не по любви. 3) Сам Германн. Рушится вся его жизнь, все надежды.
Назовите кульминационный эпизод повести. Что такое кульминация? -Наивысшего развития действия повесть достигает в сцене карточной игры в доме Чекалинского.
Знакомство с правилами игры в штосс.
Талья. Германн дождался, когда кончатся карты в колоде у банкомета и не начали другую. Из рассыпанной на столе колоды карт игрок выбирает одну, на которую делает ставку. У банкомета в руках другая колода. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная игроком карта падает направо, выигрывает банкомет, если налево - игрок. «... как мог он обдернуться», т.е. по ошибке отложить другую карту. VII. Обобщение и систематизация знаний. ЦЕЛЬ. Усвоение системы понятий.
Верна ли «формула» Германна? Перечтем 1-ый эпиграф. Какого слова нет в повести? Но есть другое - читаем: «... он (Германн) был скрытен и честолюбив» определяя значение слова, подбираем синонимы. - Честолюбие ~ тщеславие, стремление к славе. Тщеславие - тщетная слава, т. е честолюбие - стремление к ненужной. напрасной славе. Что хочет узнать Германн? - Тайну трех карт: «тройки», «семерки» и «туза». Где мы уже встречали эти три выигрышные карты? - В «формуле»: утроить - тройка, усемерить - семерка, с капиталом ты - туз. Что же получается, тайны никакой нет?! То, к чему так стремился Германн было у него изначально, но в погоне за независимостью герой переступает через других людей, через себя, и поэтому, начав жить без чести, Германна в конце ждет...
Пиковая дама.
- Перечтем 2-ой эпиграф. В своей повести «Пиковая дама» Пушкин рисует и сравнивает, даже сталкивает, два века, век графини - 18 и век Германна -19. Смотрит писатель на них с одних и тех же позиций: карты и любовь.
На доске запись:

Чаплицкий Лиза
В чем разница? Чем отличается одно, уходящее время, от другого, идущего ему на смену? - Графиня отдала тайну ради любви, Германн же жертвует любовью ради тайны. «Все это было не любовь. Деньги - вот что алкала душа его.»
На смену веку 18 идет век 19, век расчета, сиюминутного обогащения, век денег. Этот процесс захватил уже Европу и подбирается к России. Поэтому вместо честного дворянина, борющегося и отстаивающего честь, появляется иной герой, инженер, жаждущий денег, которые вознесут его если не по сословной (до дворянства), то хотя бы по имущественной лестнице. Изменились люди, изменились и ценности. «Теперь сражаются не на шпагах и не за честь, а за богатство».
VII. Подведение итогов урока.
ЦЕЛЬ. Проанализировать успешность овладения знаниями и способами деятельности, установить недостатки.
– Почему Германн обречён? (Продал душу дьяволу.)
– Что привело Германна к трагическому концу? (Алчность, жажда обогащения. Совершив сделку с дьяволом, он погубил душу, перестал быть человеком.)
– Обратимся к эпиграфу с пояснением. Мечтавший о покое и независимости Германн оказался в больнице для душевнобольных. Это ли не самое суровое наказание для человека?
– В повести «Пиковая Дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (переступание через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека)
Вывод: нельзя переступать через евангельские заповеди, надо всегда оставаться человеком.
VIII Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему Германн проиграл»? Что значит "оставаться человеком?"