ПРАВОВАЯ ИГРА «Мой взгляд»
Цели:
познакомиться с основами российского законодательства;
проиграть типичные правонарушения среди несовершеннолетних;
развивать навыки участия в дискуссии;
развивать умение излагать собственную позицию, выслушивать других.
Вступительное слово
1-й ведущий. Дорогие друзья! Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если он не имел заступника, желающего отстоять его права на собственность и жизнь. Не так - то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство.
2-й ведущий. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в VII в. до н.э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон.
3-й ведущий. С тех пор прошло много времени, появилось множество других проблем: расизм, геноцид, массовые миграции, связанные с войнами государств. Жизнь стала опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, которое сотрясают войны и катастрофы? С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны. Нужно было найти такого защитника, который смог бы заставить государства поступиться собственными интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы не случилось,
4-й ведущий. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН. Организация Объеденных Наций была основана в 1945 году. Штаб-квартира ООН находится в Нью- Йорке. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддержать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению угрозы миру...»
1-й ведущий. Организация Объединенных Наций заботиться и оправах детей. Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка в 1924 г. и Декларации о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.
2-й ведущий. Иногда нужно принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН был создан 11 декабря 1946 года. Главным объектом фонда стали миллионы детей развивающихся стран, страдающих от недоедания и болезней.
3-й ведущий. В 1965 году ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира. Главная задача ЮНИСЕФ - помощь правительствам развивающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расовой принадлежности и вероисповедания.
4-й ведущий. Над разработкой специального документа по правам ребенка работа продолжалась 30 лет. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.
1-й ведущий.
Вы знаете, что 10 декабря - всемирный день права. Сегодня мы приветствуем вас на нашей правовой игре «Мой взгляд». Участниками сегодняшней игры будут: команды 9-11-х классов.
2-й ведущий. Оценивать работу наших участников сегодня будет жюри.
Основная часть.
На сцену выходят двое ведущих первого тура.
1-й ведущий. Итак, первый тур «Разминка», приглашаем на сцену по два представителя от каждого класса. Максимальный бал за конкурс - 3 бала.
2-й ведущий. Мы будем зачитывать вам словесные портреты известных сыщиков мира, а вы постараетесь узнать и сказать о ком идет речь.
1-й ведущий. Если вы сможете узнать по словесному описанию, на экране появится подсказка: изображение актера, который в кино играл роль обозначенного сыщика.
2-й ведущий. Вы имеете право пользоваться помощью зала. Если вы и ваш класс не сможет ответить, то это право переходит другим командам. Итак, начали.
Читают по очереди словесные портреты.
«Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть позывной номер, а любое препятствие для него - сущий пустяк. (Джеймс Бонд).
«Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикатов. Хобби - музицирование. (Шерлок Холмс).
«Этот герой не очень любит черных кошек. О нем поет группа «Любе». Его клиентами были: Кирпич, Манька Облигация, Фокс» (Глеб Жеглов).
«Он часто засыпал в машине. У него были хорошие отношения со священником. Его работе посвящен целый телесериал, в названии которого присутствует слово «весна». Свои донесения он подписывал именем, начинающимся на предпоследнею букву алфавита Юстос» (Штирлиц.)
«Она первая женщина - детектив. Уже не молода, но очень наблюдательна и проницательна. Ее придумала Агата Кристи». (Миссис Марпл).
После первого тура на сцену выходят Шерлок Холмс, доктор Ватсон и мисс Хадсон.
Шерлок Холмс. Я приветствую вас, дорогие друзья! И вы, Ватсон, здравствуйте. Мне очень приятно, что сегодня в этом зале собралось так много наших помощников.
Доктор Ватсон. Помощников?
Шерлок Холмс. Да, Ватсон, вы не ослышались, именно помощников! Разве мы когда- нибудь сидели без дела?
Доктор Ватсон. Ах, вот в чем дело, Холмс! Тогда понятно, почему вы пригласили в гости этих юных созданий.
Шерлок Холмс. Да, Ватсон, сегодня мы должны подобрать себе отличную команду. Можно сказать, создать СЮД. (Входит мисс Хадсон.)
Мисс Хадсон. О, опять эти загадочные названия! От тайн и неизвестности голова идет кругом! Добрый день, Холмс, добрый день, доктор Ватсон! Кто эти милые ребята? Вы пригласили их на обед?
Шерлок Холмс. Нет, мисс Хадсон. Я пригласил их на состязание, а вам я вручаю бразды правления.
Мисс Хадсон. Я боюсь не справиться с этой трудной миссией, хотя предложение довольно заманчивое.
Доктор Ватсон. Соглашайтесь, мисс Хадсон! Ведь у жюри еще более сложная задача, им предстоит выявить лучшую команду, и поверьте это не просто.
Мисс Хадсон. Тогда я согласна. Итак, милостивые господа, приготовьтесь к выполнению задания второго тура «Юридическая консультация».
На сцену приглашаются по одному представителю от класса, чтобы получить карточки с ситуациями, которые необходимо проанализировать, оценить и найти верное решение. Задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение со стороны болельщиков команда может получить дополнительный 1 балл (приложение 1).
Закрывается занавес.
Мисс Хадсон. Пока классы находят правильные ответы, предлагаю вам поиграть и принести дополнительное очко своей команде (приложение 2).
Мисс Хад сон . Итак, давайте послушаем ответы команд.
После ответов команд, открывается занавес.
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь там на съедение волкам!
(Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась...
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий (тот же что и зеркальце). Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала...
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
На сцену выходят двое ведущих третьего тура.
1-й ведущий. Вспомнили название сказки? Это сказка, как и многие другие имеет счастливый конец. Царевна осталась жива, ей помог царевич Елисей и сказочные силы.
2-й ведущий. Переходим к началу третьего тура «Угадай сказку». Командам необходимо вспомнить сказки, назвать их и сказать о нарушении какого права в них говорится. Приглашаем на сцену по два представителю от каждого класса. Конкурс оценивается по 3-х бальной шкале (приложение 3).
1-й ведущий. Если вы сможете узнать сказку по описанию, на экране появится подсказка: кадр из сказки.
2-й ведущий. Вы имеете право пользоваться помощью класса из зала. Если вы и ваш класс не сможет ответить, то это право переходит другим командам. Итак, начали.
На сцену выходя ведущие четвертого тура.
1-й ведущий. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - как часто многие произносят эти слова. В представленных сказках нарушены права сказочных героев. В сказках справедливость восстановлена вмешательством других героев или самим временем. В наше время действуют нормативные акты, которые закрепляют права людей.
2-й ведущий. Основные документы, в которых закреплены наши права и обязанности - это Конституция РФ, различные законы и подзаконные акты. Права детей защищает Конвенция прав ребенка. Мы предлагаем классам поработать с этими документами. Наш следующий тур называется «Правовая пиктограмма». Пиктограмма - это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание (приложение 5)
1-й ведущий. Приглашаем на сцену по два представителя от класса, которые умеют рисовать и не обделены воображением. Сейчас вам будут предложены по одной статье из Конституции или Конвенции прав ребенка. За определенное время вы должны будете «зашифровать» предложенную статью, после чего ваши соперники за одну минуту должны будут угадать о какой статье шла речь. Жюри оценит ваши способности по 5-ти бальной системе, а способность ваших соперников отгадать по 1-му балу.
2-й ведущий. Пока команды трудятся, мы предлагаем болельщикам принести дополнительные балы своей команде (приложение 4).
На сцену выходят ведущие пятого тура.
1-й ведущий. Как часто музыка помогает нам понять суть события, о котором желает рассказать автор или сценарист фильма.
2-й ведущий. Это ты о чем? Ведем серьезный разговор и вдруг музыка.
1-й ведущий. Я о последнем пятом туре «Музыкальный». В нашем кинематографе множество фильмов отражают правовую тематику. Согласись, многие сериалы рассказывают о нарушении прав человека, а опытные сыщики восстанавливают справедливость.
2-й ведущий. Согласна, и ко всем фильмам написана соответствующая музыка. Объявляем последний конкурс, классам будет предложено прослушать фонограммы и сказать название фильма. Будет учитываться правильность и быстрота угадывания фильма по 5-ти бальной системе. Просьба соблюдать очередность.
1-й ведущий. Если вы сможете узнать фильм по фонограмме, на экране появится подсказка: кадры из этого фильма.
2-й ведущий. Если класс не сможет ответить, то это право переходит другим командам. Итак, начали.
Звучат минусовки, команды называют названия фильмов.
1-й ведущий. Чтобы жюри было проще оценить этот тур, а команды поняли, где они совершили ошибку, давайте еще посмотрим из каких фильмов звучали мелодии.
2-й ведущий. Ну а сейчас, просим жюри подвести итоги.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1 «Юридическая консультация»
12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается, не малый доход имеет. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?
(С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК).
Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?
(Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передаётся в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет». Прав ли он?
(За нарушение трудовой дисциплины администрация вправе применить следующие взыскания: замечания, выговор, строгий выговор, увольнение).
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет ИДН).
Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?
(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Приложение 2. Игра со зрителями
Кто в России считается ребенком? (лицо, не достигшее 18 лет)
Он очень отважный полицейский. Его партнер - человек. Он - породистый пес? (Комиссар Рекс.)
Кем был доктор Ватсон до встречи с Шерлоком Холмсом? (Отставным врачом.)
Какие международные документы о правах ребенка вы знаете? (Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция о правах ребенка, 1989 г)
Он - герой, защитник будущего. Он - необычный персонаж. Он - мутант? (Черепашка-ниндзя.)
Любимая фраза Шерлока Холмса? (Это же элементарно, Ватсон.)
Кто в России является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил? (Президент РФ)
На каком инструменте играл Шерлока Холмс? (На скрипке.)
Какое преступление совершил Геракл, совершая свои подвиги? (Украл золотые яблоки.)
Какой международный документ гарантирует соблюдение прав человека? (Декларация прав человека)
Приложение 3. Сказки.
В какой сказке личность осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? («Красная Шапочка»).
В этой сказке должностное лицо грубо нарушает принцип «от каждого по способностям, каждому - по труду» и присваивает зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»).
В какой сказке лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»).
В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который не имея хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности погибает. («Колобок»)
В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части. В итоге - богатство было уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
Приложение4. Викторина.
Решение суда о виновности или невиновности подсудимого? (Приговор)
Как сказать иначе: мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера)
Какой породы была собака Баскервилей. (Мастиф)
Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз и насилия. (Рэкет)
Сыщик в Западной Европе? (Детектив)
Выслеживание и розыск преступников - устаревшее название. (Сыск)
Место, где происходят конспирированные встречи. (Явка)
Морские разбойники. (Пират)
Лицо, приглашенное для участия в производстве осмотра, обыска или других следственных действий. (Понятой)
Лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права. (Истец)
Государственное преступление, особо опасное, выражается в похищении, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну. (Шпионаж).
Человек, разбирающий и выносящий решения по мелким гражданским делам (не возвращение долга, личное оскорбление, пересмотр документов о наследстве и т.д.). (Мировой судья)
Приложение 5 «Конституция»
Ст. 40 Конституции РФ. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Ст. 19, п.3 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Ст. 9 Конвенции о правах ребенка. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют... что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Ст. 23 Конституции РФ. Каждый имеет право на неприкосновенность частной собственности, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Ст. 14 Конвенция прав ребенка. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.