Экология как наука. Экологические факторы
ЭКОЛОГИЯ – НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Эрнст
Геккель
Определение:
Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.
Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.
тема. Среда обитания организмов.
Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм
Среда обитания
организмов
Водная
(Гидробионты )
Организмен-
ная
(Эндобионты)
Почвенная
Эдафобионты
Наземно-
воздушная
(Аэробионты)
Условия жизни в разных средах:
много света;
много кислорода;
изменения температуры по сезонам;
Низкая плотность, давление,
количество света меняется в зависимости от глубины;
кислород растворённый в воде;
нет перепадов температуры.
подвижность, вязкость, плотность, давление
свет отсутствует;
кислорода мало;
температура практически постоянная.
гумус
Слайд 2
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗМ
Факторы живой природы (БИОТИЧЕСКИЕ)
Факторы, связанные с воздействием человека на природу (АНТРОПОГЕННЫЕ)
Факторы неживой природы (АБИОТИЧЕСКИЕ)
- влияние организмов или популяций одного вида друг на друга;
- температура,
- свет,
- влажность,
- концентрация солей,
- давление,
- осадки,
- рельеф,
- движение воздушных масс
- прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы;
- взаимодействие особей или популяций разных видов
- воздействие человека на среду обитания различных видов
Экологические факторы
- 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.
- 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов
- 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания
ЗАДАНИЕ
Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь
ОТВЕТ
- лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку
- погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения
- выпавший снег, знойная жара, дождь
Подберите к вопросам правильные ответы.
- Все компоненты природной среды, влияющие на
состояние организмов, сообществ, называют факторами:
а) абиотическими,
б) биотическими,
в) экологическими,
г) антропогенными.
2) Что относится к биотическим факторам среды:
а) растения, животные, грибы, бактерии,
б) температура воды, атмосферное давление,
в) влажность, солёность воды.
Закончите недописанные фразы.
- Взаимоотношения между организмами,
соревнующимися за одни и те же ресурсы среды,
имеющиеся в недостатке называются…
2) Взаимоотношения организмов в природе
называются…
3) В биосфере живые организмы активно взаимодействуют
друг с другом. Характер этих взаимодействий – предмет
изучения науки…
Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы
Абиотические факторы (неживой природы)
- 1.температура
- 2.свет
- 3.влажность
- 4.концентрация солей
- 5.давление
- 6.осадки
- 7.рельеф
- 8.движение воздушных масс
Температура
- Различают животные организмы:
- 1. с постоянной температурой тела (теплокровные)
- 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).
Хладнокровные животные
Теплокровные животные
Свет
видимые лучи инфракрасные ультрофиолетовое излучение
(основной основной источник длина волны 0,3 мкм,
источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии,
на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах
длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д)
45 % от общего количества
лучистой энергии на Земле
(фотосинтез)
Растения по отношению к свету
- 1 . светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
- 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
- 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.
Светолюбивые растения
Тенелюбивы е растения
Теневыносливые растения
- Фотопериод – это продолжительность и интенсивность воздействие света
Животные, ведущие дневной образ жизни
Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни
Влажность. Группы растений по отношению к воде
1. водные растения - гидатофиты
2. околоводные растения ( наземно-водные) - гидрофиты
3. наземные растения - мезофиты
4. растения сухих и очень сухих мест – ксерофиты
5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела
6. В морях и соленых озерах – галофиты
Водные и околоводные растения
Наземные растения
Растения сухих и очень сухих мест
Группы животных по отношению к воде
1. влаголюбивые животные
2. промежуточная группа
3. сухолюбивые животные
Влаголюбивые животные
Промежуточная группа животных
Сухолюбивые животные
Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света:
- 1 . теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры
- 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время
- 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни
- 4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры
- 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности
- 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.
Задание №1
- Из перечисленных животных назовите х ладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).
- Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.
Задание №2
Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).
Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.
Задание №3
- Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми.
- Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.
Задание №4
- Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.
- Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.
Задание №5
Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.
- Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка
Задание №6
- Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.
- Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ И КЛАССОВ ЖИВОТНЫХ.
- ХОЛОДНОКРОВНЫЕ
- ТЕПЛОКРОВНЫЕ
А) членистоногие Г) пресмыкающиеся
Б) рыбы Д) птицы
В) земноводные Е) млекопитающие
II . ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)
1. Какая часть солнечного спектра способствует образованию загара:
А) инфракрасная Б) красная
В) ультрафиолетовая Г) фиолетовая
2 . Что не будет являться абиотическим фактором среды:
А) сезонное изменение окраски зайца – беляка
Б) распространение плодов калины, рябины и дуба
В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений
Г) осенний листопад
3.Абиотическими факторами среды не являются:
А) вода и выпадение осадков Б) грунт
В) рельеф
Г) взаимодействие организмов типа «паразит – хозяин»
- Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, изменяются в разных водоемах суши в зависимости от высоты места и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны:
А) для среднего течения реки
Б) для горных рек
В) для стоячих водоемов
Г) для болот