СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

экологическими факторами среды; особенности абиотических факторов,  влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы.

Просмотр содержимого документа
«Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология»

Экология как наука. Экологические факторы

Экология как наука. Экологические факторы

ЭКОЛОГИЯ – НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

ЭКОЛОГИЯ – НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

 Эрнст  Геккель

Эрнст

Геккель

Определение: Среда обитания  - совокупность условий, в которых обитает организм. Место обитания  – наиболее благоприятные условия среды обитания.

Определение:

Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.

Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.

тема. Среда обитания организмов.   Среда обитания  – это часть природы, в которой живет организм Среда обитания организмов Водная (Гидробионты ) Организмен- ная (Эндобионты) Почвенная Эдафобионты Наземно- воздушная (Аэробионты)

тема. Среда обитания организмов.

Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм

Среда обитания

организмов

Водная

(Гидробионты )

Организмен-

ная

(Эндобионты)

Почвенная

Эдафобионты

Наземно-

воздушная

(Аэробионты)

Условия жизни в разных средах: Наземно-воздушная:  много света;  много кислорода;  изменения температуры по сезонам; Низкая плотность, давление, Водная:  количество света меняется в зависимости от глубины;  кислород растворённый в воде;  нет перепадов температуры. подвижность, вязкость, плотность, давление Почвенная:  свет отсутствует;  кислорода мало;  температура практически постоянная. гумус

Условия жизни в разных средах:

  • Наземно-воздушная:

много света;

много кислорода;

изменения температуры по сезонам;

Низкая плотность, давление,

  • Водная:

количество света меняется в зависимости от глубины;

кислород растворённый в воде;

нет перепадов температуры.

подвижность, вязкость, плотность, давление

  • Почвенная:

свет отсутствует;

кислорода мало;

температура практически постоянная.

гумус

Слайд 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗМ Факторы живой природы (БИОТИЧЕСКИЕ) Факторы, связанные с воздействием человека на природу (АНТРОПОГЕННЫЕ) Факторы неживой природы (АБИОТИЧЕСКИЕ) влияние организмов или популяций одного вида друг на друга; температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы; взаимодействие особей или популяций разных видов воздействие человека на среду обитания различных видов

Слайд 2

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗМ

Факторы живой природы (БИОТИЧЕСКИЕ)

Факторы, связанные с воздействием человека на природу (АНТРОПОГЕННЫЕ)

Факторы неживой природы (АБИОТИЧЕСКИЕ)

  • влияние организмов или популяций одного вида друг на друга;
  • температура,
  • свет,
  • влажность,
  • концентрация солей,
  • давление,
  • осадки,
  • рельеф,
  • движение воздушных масс
  • прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы;
  • взаимодействие особей или популяций разных видов
  • воздействие человека на среду обитания различных видов
Экологические факторы 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д. 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания

Экологические факторы

  • 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.
  • 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов
  • 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания
ЗАДАНИЕ  Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

ЗАДАНИЕ

Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

ОТВЕТ лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения выпавший снег, знойная жара, дождь

ОТВЕТ

  • лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку
  • погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения
  • выпавший снег, знойная жара, дождь
Подберите к вопросам правильные ответы. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, сообществ, называют факторами: а) абиотическими, б) биотическими, в) экологическими, г) антропогенными. 2) Что относится к биотическим факторам среды: а) растения, животные, грибы, бактерии, б) температура воды, атмосферное давление, в) влажность, солёность воды.

Подберите к вопросам правильные ответы.

  • Все компоненты природной среды, влияющие на

состояние организмов, сообществ, называют факторами:

а) абиотическими,

б) биотическими,

в) экологическими,

г) антропогенными.

2) Что относится к биотическим факторам среды:

а) растения, животные, грибы, бактерии,

б) температура воды, атмосферное давление,

в) влажность, солёность воды.

Закончите недописанные фразы. Взаимоотношения между организмами, соревнующимися за одни и те же ресурсы среды, имеющиеся в недостатке называются… 2) Взаимоотношения организмов в природе называются…  3) В биосфере живые организмы активно взаимодействуют друг с другом. Характер этих взаимодействий – предмет изучения науки…

Закончите недописанные фразы.

  • Взаимоотношения между организмами,

соревнующимися за одни и те же ресурсы среды,

имеющиеся в недостатке называются…

2) Взаимоотношения организмов в природе

называются…

3) В биосфере живые организмы активно взаимодействуют

друг с другом. Характер этих взаимодействий – предмет

изучения науки…

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы

Абиотические факторы (неживой природы) 1.температура 2.свет 3.влажность 4.концентрация солей 5.давление 6.осадки 7.рельеф 8.движение воздушных масс

Абиотические факторы (неживой природы)

  • 1.температура
  • 2.свет
  • 3.влажность
  • 4.концентрация солей
  • 5.давление
  • 6.осадки
  • 7.рельеф
  • 8.движение воздушных масс
Температура  Различают животные организмы: 1. с постоянной температурой тела (теплокровные) 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Температура

  • Различают животные организмы:
  • 1. с постоянной температурой тела (теплокровные)
  • 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).
Хладнокровные животные

Хладнокровные животные

Теплокровные животные

Теплокровные животные

Свет видимые лучи инфракрасные ультрофиолетовое излучение (основной основной источник длина волны 0,3 мкм, источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии, на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д) 45 % от общего количества лучистой энергии на Земле (фотосинтез)

Свет

видимые лучи инфракрасные ультрофиолетовое излучение

(основной основной источник длина волны 0,3 мкм,

источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии,

на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах

длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д)

45 % от общего количества

лучистой энергии на Земле

(фотосинтез)

Растения по отношению к свету 1 . светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.

Растения по отношению к свету

  • 1 . светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
  • 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
  • 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.
Светолюбивые растения

Светолюбивые растения

Тенелюбивы е растения

Тенелюбивы е растения

Теневыносливые растения

Теневыносливые растения

Фотопериод – это продолжительность и интенсивность воздействие света
  • Фотопериод – это продолжительность и интенсивность воздействие света
Животные, ведущие дневной образ жизни

Животные, ведущие дневной образ жизни

Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни

Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни

Влажность.  Группы растений по отношению к воде 1. водные растения - гидатофиты 2. околоводные растения ( наземно-водные) - гидрофиты 3.  наземные растения - мезофиты 4. растения сухих и очень сухих мест – ксерофиты 5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела 6. В морях и соленых озерах – галофиты

Влажность. Группы растений по отношению к воде

1. водные растения - гидатофиты

2. околоводные растения ( наземно-водные) - гидрофиты

3. наземные растения - мезофиты

4. растения сухих и очень сухих мест – ксерофиты

5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела

6. В морях и соленых озерах – галофиты

Водные и околоводные растения

Водные и околоводные растения

Наземные растения

Наземные растения

Растения сухих и очень сухих мест

Растения сухих и очень сухих мест

Группы животных по отношению к воде 1. влаголюбивые животные 2. промежуточная группа 3. сухолюбивые животные

Группы животных по отношению к воде

1. влаголюбивые животные

2. промежуточная группа

3. сухолюбивые животные

Влаголюбивые животные

Влаголюбивые животные

Промежуточная группа животных

Промежуточная группа животных

 Сухолюбивые животные

Сухолюбивые животные

 Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: 1 . теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

  • 1 . теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры
  • 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время
  • 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни
  • 4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры
  • 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности
  • 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.
Задание №1  Из перечисленных животных назовите х ладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).  Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.

Задание №1

  • Из перечисленных животных назовите х ладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).
  • Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.
Задание №2  Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).  Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.

Задание №2

Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).

Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.

Задание №3  Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.

Задание №3

  • Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми.
  • Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.
Задание №4 Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.

Задание №4

  • Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.
  • Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.
Задание №5  Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка

Задание №5

Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.

  • Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка
Задание №6  Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.  Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.

Задание №6

  • Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.
  • Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ И КЛАССОВ ЖИВОТНЫХ. ХОЛОДНОКРОВНЫЕ ТЕПЛОКРОВНЫЕ А) членистоногие Г) пресмыкающиеся Б) рыбы Д) птицы В) земноводные Е) млекопитающие   II . ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом) 1. Какая часть солнечного спектра способствует образованию загара: А) инфракрасная Б) красная В) ультрафиолетовая Г) фиолетовая

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ И КЛАССОВ ЖИВОТНЫХ.

  • ХОЛОДНОКРОВНЫЕ
  • ТЕПЛОКРОВНЫЕ

А) членистоногие Г) пресмыкающиеся

Б) рыбы Д) птицы

В) земноводные Е) млекопитающие

 

II . ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)

1. Какая часть солнечного спектра способствует образованию загара:

А) инфракрасная Б) красная

В) ультрафиолетовая Г) фиолетовая

2 . Что не будет являться абиотическим фактором среды: А) сезонное изменение окраски зайца – беляка Б) распространение плодов калины, рябины и дуба В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений Г) осенний листопад 3.Абиотическими факторами среды не являются: А) вода и выпадение осадков Б) грунт В) рельеф Г) взаимодействие организмов типа «паразит – хозяин»

2 . Что не будет являться абиотическим фактором среды:

А) сезонное изменение окраски зайца – беляка

Б) распространение плодов калины, рябины и дуба

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений

Г) осенний листопад

3.Абиотическими факторами среды не являются:

А) вода и выпадение осадков Б) грунт

В) рельеф

Г) взаимодействие организмов типа «паразит – хозяин»

Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, изменяются в разных водоемах суши в зависимости от высоты места и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны: А) для среднего течения реки Б) для горных рек В) для стоячих водоемов Г) для болот
  • Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, изменяются в разных водоемах суши в зависимости от высоты места и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны:

А) для среднего течения реки

Б) для горных рек

В) для стоячих водоемов

Г) для болот