МБОУ «Казимировская средняя школа»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Абзац как часть текста. Строение абзаца»
Учитель: Ходункова Н. В., учитель русского языка и литературы
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развития речи.
Вид деятельности: коллективная, индивидуальная.
Цели:
- воспитание любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса,;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;
- выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
- раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словарные статьи.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
1. Организационный момент:
Громко вновь звенит звонок
Нам пора начать урок
Все волненья позади-
Жажда знаний впереди!
Оглянитесь, улыбнитесь,
Тихо по местам садитесь!
2.Тема нашего урока: Микротема текста. Абзац.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения. Этой теме отводится 2 урока. Итогом работы станет проверочная работа. Сегодня мы познакомимся с понятиями микротема и абзац.
3. Повторение по теме «Текст»
-Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст.
Учащиеся дают определение текста. Текст-это группа предложений, объединённых темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
-Спасибо. А вот со мной случилась беда. У меня рассыпался текст. Помогите мне его восстановить.
(дети получают карточки)
-Прочитайте внимательно запись. Можно ли её назвать текстом?
-Нет. Это набор предложений.
- Что же случилось с моим текстом?
-Нарушены смысловые отношения между предложениями и их последовательность в тексте.
- Предложения на карточках пронумерованы. Запишите номера предложений так, чтобы получился текст.
- 7,1,4,6,3,5,2,8.
- А у меня 7,1,3,5, 2,8,4,6.
- Прочитаем оба варианта вслух.
(обучающиеся читают свои варианты)
- Как вы считаете, можно ли оба варианта считать верными? Докажите.
- Да. И в первом. И во втором вариантах на лицо признаки текста:
1) предложения связаны между собой по смыслу и грамматически;
2) можно определить тему;
3) можно определить основную мысль;
4) есть начало и концовка – смысловая целостность и завершённость;
- Спасибо. Всё верно. Давайте определим тему текста.
- Стрекоза.
- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.
- Стрекоза – удивительное насекомое.
- А как можно озаглавить данный текст?
- Стрекоза.
- Удивительное насекомое.
- Спасибо. Ребята, а почему стала возможна перемена местами частей текста и это не повлияло на смысл самого текста.
- Потому что в них рассказывается о разном: в одной части о красоте стрекозы, во второй о её полёте.
4. Новый материал.
а) введение понятия « микротема»
-Мы с вами определили тему текста . А что же такое микротема?
(на доске слово «микро»)
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.
- Вспомните слова, которые начинаются с микро.
-Микроорганизм – маленький организм, микроавтобус – маленький автобус, микродвигатель– маленький двигатель и т.д.
- А как вы думаете, что такое микротема?
-Это небольшая часть темы.
-Откройте учебники на стр.60. Прочитайте, что такое микротема.
Запишите определение в тетрадь:
Микротема – часть одной общей темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему
- Ребята, а какие микротемы включает тема нашего текста «Стрекоза»?
-1. Стрекоза привлекает всех.
2. Полёт стрекозы.
3. Стрекоза-красавица.
- Что мы сделали?
- Выделили микротемы.
- А ещё?
- Составили план текста.
- Сделаем вывод: что значит – составить план текста?
- Составить план текста -значит выделить микротемы и озаглавить их
5.Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Комплекс упражнений для глаз.
- Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
Выполняют комплекс упражнений для глаз.
.б) введение понятия «абзац»
- Ребята, прочитаем вторую часть лингвистического текста на стр. 60 нашего учебника.
(дети читают)
-Кто может сказать своими словами, что такое абзац.
- Абзац – это группа предложений, раскрывающих микротему.
- Запишем данное определение в тетрадь.
- Как выделить абзац?
- Абзац выделяется красной строкой.
- Сейчас Алёна расскажет нам, как появилось это выражение –« красная строка»
(идёт короткое сообщение обучающегося)
6. Закрепление.
- Сейчас мы будем работать с текстом. Попробуем выделить в нём абзацы и определить количество микротем ( упр. 164, работа по заданию учебника).
Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.
- Какова тема этого текста?
-Текст о дождях. Можно озаглавить «Такие разные дожди».
- Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.
-Текст можно разделить на 4 части.
- Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.
-Ночной дождь.
- Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.
-Утренний дождь.
- Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.
-Вечерний дождь.
- Прочитайте 4 абзац и определите его микротему.
-Слепой дождь.
- Запишем текст, выделяя абзацы красной строкой.
7.Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? - Оцените свою работу на уроке.
На дом: параграф 26, упр.166.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Исходный текст
Стрекоза – удивительное насекомое. Она всегда притягивает к себе взгляд любознательного.
Залюбуешься полётом стрекозы. Вот она зависла над водой, вот пронеслась над тростником и опустилась на еле заметный стебелёк осоки, вот уже вновь взмыла в воздух.
Стрекоза - красавица. Её большие, во всю головку, глаза переливаются всеми цветами радуги. Прочные сетчатые крылышки поблёскивают на солнце. Длинное коричневое туловище похоже на коромысло.
(по Пескову В.М.)
2. Предложения на карточках
1).Она всегда притягивает к себе взгляд любознательного. 2). Прочные сетчатые крылышки поблёскивают на солнце. 3). Стрекоза - красавица. 4). Залюбуешься полётом стрекозы. 5). Её большие, во всю головку, глаза переливаются всеми цветами радуги. 6). Вот она зависла над водой, вот пронеслась над тростником и опустилась на еле заметный стебелёк осоки, вот уже вновь взмыла в воздух. 7). Стрекоза – удивительное насекомое. 8). Длинное коричневое туловище похоже на коромысло.