Психологические проблемы адаптации детей к школе
Под психологической адаптацией можно понимать психологическую включенность личности в системы социальных, социально-психологических и деятельностных отношений и связей.
Психологическая адаптация ребенка – это разноплановое и многоуровневое явление, затрагивающее его индивидуальные особенности, все стороны его жизни, разные типы деятельности, в которые он непосредственно включен.
Этап адаптации требует от учеников первого класса значимого физического и умственного напряжения, высокого уровня умственной работоспособности, умения устанавливать и поддерживать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной деятельности.
В современной практике приоритетными являются три компонента:
1. личностная готовность. Свидетельствует о том, хочет ли ребенок обучаться, ходить в
школу, определять новые уровни отношений сотрудничества со сверстниками,
осуществлять другие потребности в контексте общественно важной деятельности;
2. наличие мотивации и воли. Коррелирует со способностью держать под контролем
действия и поступки усилием воли, слушать, вникать и понимать в указания педагога,
работать в границах правил, удерживать внимание на необходимый отрезок времени;
3. общий интеллектуальный уровень. Интерпретируется уровнем познавательного
формирования, возможностью усваивать новые объективные знания, разграничивать
отдельные стороны предмета, уметь сформировывать свое мнение, сопоставлять,
обобщать, проявлять другую умственную активность
Основные проблемы адаптации ребенка к школе
Замечание 1
Начало систематического обучения в школе проявляется ситуацией стресса в жизни ребенка, так как сопряжено с потребностью адаптироваться к новым микросоциальным
обстоятельствам. Данный процесс сопровождается различными сдвигами в функциональном состоянии и в существенной мере затрагивает психоэмоциональную область. Специалисты выделяют следующие основные проблемы, встречающиеся при работе с первоклассниками.
Замечание 2
Безусловно, ответственность невозможно сформировать у ребенка за первый месяц обучения в школе. Необходимо постепенно внушать ребенку, что в его жизни все зависит исключительно от него; таким образом, он приобретет уверенность в себе.
Очевидно, что педагог должен предоставлять ребенку свободу в принятии решений. Если
педагог будет все решать за него, то от ребенка невозможно требовать ответственности.
Автономность и ответственность, самостоятельность личности тесным образом связаны между собой, из этого вытекает потребность как можно чаще давать ребенку свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на ответственность за свои поступки. Первоклассник также должен знать, что безответственность ведет к неблагоприятным следствиям.
Социальной смелости.
Для эффективного решения данных проблем педагогу нужно постоянно создавать ребенку на уроке ситуации успеха, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с
одноклассниками, а руководство деятельностью детей первого года обучения в школе нужно осуществлять, обширно применяя (в особенности в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным использованием школьных методов.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей к школе»