Тема. Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- расширить знания педагогов и родителей по адаптации детей к ДОУ
- повышение профессионального уровня, компетентности педагогов и родителей;
- выработка навыков сотрудничества: активно выслушивать каждого участника, переводить внимание с критики взглядов на их позитивное восприятие, быть ответственным за решения, принятые группой;
- поддержка творческого потенциала, интересов, новаторства;
Материал: цветная бумага, альбом, карандаши, стул, таблички слов на мозговой штурм, таблица-диаграмма «Факторы, влияющие на адаптацию», стакан с водой.
Ход семинара-практикума
1. Упражнение «Цепочка доверия»
Цель: Способствовать повышению психо-эмоционального тонуса группы и сплочение участников семинара.
Участники семинара образуют круг и начинают по очереди говорить соседу справа про свое доверие: «Я тебе доверяю потому что ты – честный (добрый, справедливый, сильный …. )»
Теоретическая часть
2. Мозговой штурм
Участники семинара-практикума должны объяснить понятия.
Адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.
Негативизм – отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям.
Упрямство – то психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Эмпатия – ощущение способности испытывать за другого его чувства
Непокорный – человек не подающийся чужой власти, требованиям.
3. Дискуссия «Что влияет на адаптацию детей к условиям ДОУ?»
Участники объединяются в группы по 3 человека. Каждая группа должна составить схему «Факторы, которые влияют на адаптацию». В рассказе должны быть использованы слова: адаптация, родители, дети, воспитатель, радость, помощь.
Создание условий комфортного пребывания ребенка в детском саду
Проблема детского сада - хорошо или плохо, отдавать или подождать - такой вопрос рано или поздно возникает в каждой семье. Принятие решения родителями определяется личным опытом. Но, вне всякого сомнения, посещение дошкольного учреждения имеет свои плюсы и минусы.
А определиться нужно с точки зрения науки - педагогики, медицины, психологии. С научной точки зрения посещения детского сада - фактор положительный во всех вопросах, необходимый для полноценного воспитания и развития малыша. Искусство общения с другими членами общества играет важную роль в жизни каждого, поэтому общаться нужно учить с детства. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша положительные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающему, готовность помочь другому, также способность находиться в коллективе.
Адаптация - это врожденная реакция организма приспосабливаться к новым условиям жизни. Процесс адаптации ребенка к детскому саду достаточно часто оказывается для нее драматическим событием, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности. Причины этому понятны: она оказалась в новых социальных условиях, сталкивается с изменением привычного образа жизни.
Цель нашего семинара - это обратить внимание педагогов на актуальность социальной адаптации детей третьего года жизни в современных условиях. Благодаря совместным согласованным действиям воспитателей и родителей можно значительно сократить процесс привыкания ребенка к своего пребывания в ДОУ и сделать его менее болезненным.
Социальную адаптацию мы связываем с тем, насколько комфортно чувствует себя ребенок в социуме, насколько адекватным является субъективное восприятие ею себя самой - собственных социальных связей с окружающей действительностью.
Изменение привычных условий жизни требуют от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения. Как известно формируется с первых дней жизни ребенка в семье и в 2-3 года становится достаточно устойчивым. Такое резкое изменение привычных форм жизни вызывает, прежде всего, нервно - психические напряжения, не всегда проходит без осложнений, а у некоторых детей сопровождается тяжелым эмоциональным переживанием. У детей в период адаптации могут нарушаться сон, аппетит, настроение, иногда повышается температура тела. В некоторых может наблюдаться временная потеря речи, нарушаться ранее приобретенные положительные навыки. Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и продолжительность адаптационного периода зависит от таких факторов, как:
- Возраст ребенка;
- Состояние здоровья и уровень развития ребенка;
- Индивидуальные особенности ребенка;
- Опыт общения с взрослыми и сверстниками.
Трудности адаптационного периода. Степени выраженности адаптационных периодов
- Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.
- Первая группа - те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешены.
- Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды интерес игрой сменяются периодами безразличия, капризы. Им не хватает доверия в отношении воспитателей, других детей. Навыки игры и общения в таких малышей развиты недостаточно.
- Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новой среде. Как правило, они не самостоятельны, неконтактные, привычные к нестабильности в режиме дня, быстро устают.
Причинами «тяжелой адаптации» детей к условиям детского учреждения могут быть:
1. несформированность у ребенка положительной установки, на посещение детского учреждения;
2. несформированность навыков самообслуживания;
3. несформированность предметно - практической деятельности у ребенка;
4. несформированность продуктивных форм общения со сверстниками;
5. Значительная несоответствие домашнего режима режиму ДОУ;
6. Задержка формирования эмоциональных связей между ребенком и воспитателем.
Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной продолжительности во времени, что является разным для каждого ребенка, имеет несколько основных этапов (фаз):
1. «Шторм» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.
2. «Шторм утихает» - период нестабильного приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты, реакции на внешнее воздействие.
3. «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления.
Практическая часть
Игра «Волшебный стул»
Цель данной игры заключается в формировании у ребенка положительно отношения к сверстникам.
Описание игры: все дети должны встать в круг, а внутри него ставиться стульчик. Далее все ходят по кругу и напевают песенку:
- Кто сегодня всех красивей?
- Кто сегодня всех счастливей?
- Поскорее отзовись – на волшебный стул садись!
После того, как песенка будет пропета, на стул садится тот ребенок, который оказывается ближе всего к нему, а все остальные дети должны сказать о нем что - то приятное, доброе, хорошее.
Игра «Дождик»
Цель игры: привить ребенку любовь к чистоте, доброте, красоте.
Описание игры: воспитатель встает в центр круга, а в руках у него находится чашка с водой. Далее он предлагает ребятам вспомнить, какие добрые дела может совершить дождик, например, прибыть пыль, напоить растения, очистить воздух, умыть землю, прогнать жару и прочее. А те из детей, кто хотя назвал одно «доброе дело», воспитатель слегка обрызгивает водой.
Игра “Это Я”.
Это глазки. Вот. Вот.---------Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.---------- Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. ---------- Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот.-------- Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.-------- Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. --------- Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. --------- Правой рукой вытирают лоб.
Далее педагог спрашивает детей:
- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).
- А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)
- Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.
Упражнение “Как живёшь?”
Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
Как живёшь?----------Показать оттопыренный большой палец
-Вот так!
А плывёшь?---------- Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?---------Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?-------------- Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?---------------- Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?------------ Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
-Вот так!
Ночью спишь?---------------- Лечь щекой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?------------- Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!
Итог семинара-практикума
Упражнение «Листопад»
Цель: создание хорошего настроения, диагностика результативности занятия.
Задача: педагогам предлагается создать собственный ноябрь без помощи ножниц «вырезать» листочки и на одной стороне написать свои впечатления от занятия, а на второй свои пожелания участникам. Участники становятся в круг и подбрасывают листочки вверх.