СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация обучающихся 5 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация обучающихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптация обучающихся 5 класса»

МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная

школа имени Куренцова А.И.»

Отчет классного руководителя Комаровой Е.А.

по результатам I четверти 2018-2019 уч.года

«Адаптация обучающихся 5 класса»

Переход из начальной школы в среднюю школу - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего" в начальной школе на "самого маленького" в средней - всё это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько. Заменим слово "учитель" на слово "оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. 

Некоторые учащиеся (Балашов Николай) требуют к себе особого внимания со стороны педагогов, т. к. отставание в начальной школе по некоторым предметам отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся. Берлизева Англина имеет тройку по математике, и двое учащихся закончили первую четверть на 4 и 5.

Кроме того, пятый класс в этом учебном году вступил в стандарты второго поколения (ФГОС), стандарты им знакомые до средней школы ( в начальной школе они занимались по ФГОС ). Это значительно увеличило нагрузку на ученика, его внеурочную занятость. Изменился учебно-методический комплекс, изменились подходы к обучению. Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников, сидящих в одном классе.

Домашние задания выполняются учащимися вовремя, дети принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Самоуправление в классе на хорошем уровне. Продолжается взаимодействие родителей и педагогов, начатое в начальной школе. Неуважительных пропусков в классе нет. По результатам 1 четверти снизил успеваемость Балашов Николай.


  Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?

Начальная школа заложила основы самостоятельности, сформировала желание и умения учиться. Обязательное условие адаптации школьников к обучению в 5 классе - обеспечение преемственности, плавного перехода из начальной ступени обучения к основной. Целью обучения в 5 классе является развитие учебной самостоятельности, ответственного поведения, налаживания комфортного взаимоотношения в коллективе.

Учителя-предметники и классный руководитель создают с этой целью ряд условий: создают атмосферу доброжелательности, строят взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению; обеспечивают постепенный переход на самостоятельную работу учащихся; развивают групповые и индивидуальные формы организации урока; развивают умения учащихся смотреть на себя со стороны.

За время адаптации при благоприятных условиях пятиклассники достигли следующих результатов: выполняют требования, которые предъявляются к их уровню; осознают необходимость обучения; овладевают способами преодоления своих трудностей, проблем; владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение);приобретают социальный опыт обучения на средней ступени обучения.

Мною было проведено тестирование «Оценка школьной мотивации». В классе нет обучающихся, имеющих низкую мотивацию. У 100% обучающихся положительное отношение к школе, школа привлекает их не только внеучебной стороной (КТД, общешкольные мероприятия, кружки и т.д.), но и учебной деятельностью. 100% показали высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Социометрия показала, что система межличностных отношений в классе находится в норме (коэффициент групповой сплоченности находится на высоком уровне).

На конец 1 четверти с уверенностью можно сказать, что только половина класса успешно адаптировалась в современных условиях обучения. Дети не испытывают видимой сложности в общении с педагогами, старшими школьниками, стараются выполнять предъявляемые им требования, но знания пятиклассников ухудшились по русскому языку, математике, немецкому языку, истории.

Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения. Можно сделать вывод о средней  степени адаптации учащихся 5 класса.

Классный руководитель Толдонова Е.А.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!