Аналитическая справка
адаптационного периода первоклассников
за сентябрь – октябрь 2023/2024 уч. г.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это не только новые условия жизни и деятельности детей – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель адаптационного периода: создание условий, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задачи адаптационного периода:
проанализировать соответствие условий организации режима образовательного процесса СанПиН;
проанализировать преемственность в обучении первоклассников при переходе из детского сада в школу;
выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;
выявить лидеров и аутсайдеров в классном коллективе.
Образовательная деятельность в 1-х классах МАОУ СОШ № 15 осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований (п.10.10.Сан ПиН 2.4.2.2821-10):
• учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
• использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:
первая учебная четверть (сентябрь - октябрь) – 3 урока продолжительностью 35 минут с перерывом на динамическую паузу;
вторая учебная четверть (ноябрь – декабрь) – 4 дня по 4 урока и один день – 5 уроков (за счет урока физической культуры) продолжительностью 35 минут;
во втором полугодии:
третья – четвертая учебные четверти (январь – май) - 4 дня по 4 урока и один день – 5 уроков (за счет урока физической культуры) продолжительностью 40 минут.
Продолжительность учебного года составляет для первоклассников 33 учебных недели, так как обучающихся первых классов имеют дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий (в соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30.).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, в летний период – не менее 12 недель для учащихся 1-4.
Классный коллектив образован в 2023 году.
В 1 классе обучается 9 учеников, из них 6 мальчиков и 3 девочки. Все дети 2016 года рождения.
До поступления в школу все обучающиеся посещали МА ДОУ детский сад № 15 п. Карпушиха.
Дети подвижны, шумны. Со слов родителей – без особенностей здоровья. Получена информация в устной форме по состоянию здоровья двух учеников: Ермаков Саша – бронхиальная астма, Суслов Сеня – порок сердца. Ограничений к занятиям физической культуры с предъявлением медицинского документа нет.
Все обучающиеся 1 класса из полных семей. Из многодетных семей 6 обучающихся. На этапе адаптации первоклассников проводилась работа в их сплочении, привитие интереса к учебе, желание идти в школу. Кроме этого, обучающиеся знакомились с правилами поведения в школе. Большая часть обучающихся показывают высокий уровень готовности к обучению. Это свидетельствует о том, что многие учащиеся обладают высоким уровнем готовности к школьному обучению и в ходе дальнейшего обучения способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью взрослого. Все обучающиеся владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу.
В ходе двух первых недель обучения в школе выявлена группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют высокий и хороший уровень сформированности познавательного интереса – Ермаков Александр, Ильиных Владимир, Пересторонина Евгения, Суслов Арсений, Торовина Елена. В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться – Ахкамов Илдар, Браун Кирилл, Макурина Есения, Сохарев Алексей. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, в силу индивидуальных способностей справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.
Процесс обучения обучающихся строится на основе деятельностного подхода. Основной вид деятельности класса – познание (учеба) и общение. В детях сильно развито желание выделиться и получить похвалу от учителя. Учеба не всем первоклассникам дается легко.
Есть дети с неустойчивым вниманием Браун Кирилл, Сохарев Алексей) они с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается соблюдать правила поведения в классе. Учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки. У детей складываются хорошие дружеские отношения. Мелкие стычки могут возникать на перемене, но школьники научились их разрешать самостоятельно или обращаться за помощью к учителю. Большинство детей обладают высоким уровнем коммуникабельности. Между девочками и мальчиками нет конфликтов.
В первые недели октября было проведено исследование межличностных отношений через социометрический метод вербальных выборов, который состоял из 4х вопросов:
№ пп | С кем бы ты хотел сидеть за партой? | С кем бы ты не хотел сидеть за партой? | Кото бы ты пригласил на день рождения? | Кто самый добрый в классе? |
1 | Вова | Леша | Илдар | Все |
2 | Саша | Леша | Саша | Женя |
3 | Есения | Леша | Есения, Женя | Есения |
4 | Сеня | Кирилл | Вова, Илдар | Есения, Лена |
5 | Есения, Лена | Кирилл | Есения, Лена | Есения |
6 | Есения | Кирилл | Есения, Вова | Сеня |
7 | Лена | Леша | Есения , Лена | Саша |
8 | Есения, Женя | Женя | Женя, Лена | Сеня |
9 | - | - | - | - |
Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его
социометрический статус.
Статусы:
• популярные («звезды») – более трех-четырех положительных выборов – Есения М, Лена Т,
• предпочитаемые – один-два положительных выбора – Лена Т, Женя П, Сеня С,
• игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных
• отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы – Леша С, Кирилл Б.
Данный социометрический метод был анонимным.
В ходе дальнейшего выявления межличностных отношений в коллективе запланировано провести социометрический опрос с именами детей, при котором важным результатом будет являться взаимность выборов детей, на основе которых можно определить сплоченность класса.
Большая часть родителей заинтересованы и контролируют успеваемость своих детей, прислушиваются к замечаниям педагога. Родители интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. В таких семьях созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрания приходит большинство родителей, но единицы выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных мероприятий. В основном семейные условия детей благоприятные. Родители с уважением относятся к школе, к учителям.
На протяжении учебного года планируется продолжить работу по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.