СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Адаптация первоклассников к  школе в  условиях реализации ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС»



МБОУ СОШ №1 с Кривополянье













Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС



Выступление подготовила

учитель начальных классов

Касаткина О.А.









2018г



Первый класс- один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них- эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка .

От того, как пойдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Адаптация к школе - это многоплановый процесс, проявляющий в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

В связи  с введением новых стандартов проблема  адаптации детей  к  школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому  в  классе я стараюсь создать условия, которые обеспечивают  благоприятное течение приспособления  первоклассников к обучению. 

  Каждый ребенок индивидуален и процесс адаптации каждый будет

переживать по своему.

Свой класс я разделила на несколько групп:

Первая группа детей (с высокой степенью адаптации), адаптировалась к школе в течение первого месяца обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.

К ним относятся – Баловнев Савелий, Викулина Вероника, Веревкин Марк, Ворфлусева Вероника, Мазаев Арсений, Седых Егор, Седых Денис, Трускова Ксения, Викулин Матвей, Михненко Анастасия, Ненахов Кирилл, Суспицин Станислав, Клокова Александра

Вторая группа детей  со средней степенью, имели более длительный период адаптации. Это Седых Екатерина, Зиновьев Сергей, Галенских Яна, Будур Илья, Калугин Илья, Плешков Павел, Пятых Виктория,

Третья группа — дети, у которые испытывают трудности в усвоении учебной программы. К ним относятся – Докучаева Ксения, Абишева Ламина, Мамедов Магомед, Кеменов Илья, Богданов Александр, Еремина Тамара.

Целью адаптационного периода  является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам. Различают несколько видов адаптации:

1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.

Перед ребенком ставятся задачи:

во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;

во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;

в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.

  1. Физиологическая адаптация.

- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
3.Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.

Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным

Задача педагога в этот период - создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.

В 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.

Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.

Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.

  • Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.

  • Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

  • Формирование адекватного поведения.