Выступление
учителя начальных классов Яновой Ларисы Владимировны перед слушателями курсов повышения квалификации
на тему: «Адаптация первоклассников на основе групповой деятельности»
( из опыта работы с использованием методики Е.Е.Шулешко)
( переработанный, сокращённый вариант).
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Общеизвестно, что нельзя научить того, кто учиться не хочет. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Это не означает, что в учение нужно вносить внешнюю занимательность, хотя и она иногда полезна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.
Маленький человек приходит в школу . Он ждет от нее праздника, встречи с умными и добрыми людьми. От урока - пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво открыта.
Знания должны усваиваться легко и радостно, и каждое занятие становится игрой, делом, трудом, ориентированное на естественное, природное начало ребенка.
Начальная школа - это особый мир, в нем переплетаются такие противоречия, которые никакая передовая система обучения не способна мудро разрешить, если в классе нет гармонии мысли и души, гармонии доброты и заботы друг о друге, взаимопонимания и интереса друг к другу. Когда все важно: и первый снег, и драка на перемене, и трудная задача, и ковер осенних листьев, и прилетевшие на окно синички и т.д. Ведь начальная школа - это бесценный опыт человеческого общения, где ребенок учится давать оценку себе, людям, окружающему миру.
Сухомлинский писал: «Очень важно, чтобы изумительный мир игры, красоты природы, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью».
Поэтому главной своей задачей я ставлю создание для ребенка комфортных, благоприятных условий для учебы, когда всем интересно, уютно, тепло от общения с учителем и одноклассниками, когда каждый ребенок чувствует любовь и уважение к себе.
Мне очень повезло в жизни , что я встретила замечательного педагога, учёного, философа, психолога- Евгения Евгеньевича Шулешко, под руководством которого я проработала 4 года. За всё время работы в школе у меня сформировались свои методы и приёмы мотивации учения.
Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.
Очень хорошо, если с первых дней первого класса начать работать по группам. Все дети сидят лицом друг к другу, на новом месте. А уметь договориться - очень важное качество. Ведь многие дети, приходя в школу, не умеют сотрудничать, не понимают, что умение ладить с людьми, разрешать конфликты мирным путем - очень важно для их будущей деятельности и для взрослой жизни тоже. Через 2 месяца такой работы даже самые замкнутые дети могли общаться между собой, научились терпеливо выслушивать своих товарищей, уступать друг другу, проявлять инициативу.
Надо помнить, что в силу возрастных особенностей у детей 7 лет все еще преобладает возбуждение. Младший школьник может работать до 5 часов в день без напряжения. При правильной организации работы он будет здоров, эмоционально стабилен, хорошо усваивать учебный материал.
На традиционном уроке первоклассник работает в полную силу только первые
15 минут урока. Через 30 минут происходит спад работоспособности, ухудшение памяти, внимания. Коллективная же работа увеличивает интенсивность учения без перегрузки. Решение любого задания выполняется сообща, значит, исчезает чувство тревоги, страха, которые убивают познавательные возможности ребенка. Коллективная работа делает урок более интересным, живым, у детей формируется привычка сразу же приниматься за дело, делать его хорошо, быстро, отвечать не только за себя, но и за ребят в группе. Помогая другому более глубоко усваиваешь материал сам. Даже самые сложные темы усваиваются легче, чем по одному за партой. Работа в группе осуществляется по следующему плану:
Чтение и разбор задания;
Выполнение задания;
обсуждение в группе;
обсуждение в классе;
выводы.
На уроках коллективной работы детям разрешается то, что не разрешается на обычных уроках: двигаться, переходить от одной группы к другой, совещаться, подсказывать. Дети меньше утомляются, меняя позу. Можно после работы «сходить в гости» в другую группу и посмотреть: у кого чему можно поучиться, а не у кого лучше всех.
В классе мы ввели правила:
ходи по классу тихо;
не трогай никого руками;
говори спокойным голосом;
поддерживай участие в совместной работе или обсуждении;
обосновывай свои ответы;
критикуй идеи, а не товарища;
не высмеивай никого;
не бойся ошибиться, ведь мы только учимся;
смотри, кому нужна твоя помощь, поддержка - помогай немедленно;
не обижайся без дела и сам никого не обижай;
никого не дразни;
соотноси изучаемый материал с пройденным.
Конечно, нужно иметь большое терпение, чтобы научить детей организованно работать, слушать другого и говорить самому, быть доброжелательным, уметь радоваться за товарища. Каждый ребенок в группе должен демонстрировать свое мастерство в выполняемой работе, а работающие в группах должны уметь анализировать и оценивать то, насколько хорошо они вместе трудятся и как можно улучшить результаты их совместной деятельности.
В рамках любой образовательной системы в рамках ФГОС на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Часто задают вопрос: как разделить детей на группы? Выдаются открытки, рисунки, предметы по классификации, цвета, формы, части пословицы или слова - существительные и т.д., из которых надо составить целое. Ребёнок попадает в ситуацию, когда необходимо уметь читать. Что является большим стимулом для того, чтобы попросить маму почитать с ним.
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д. Дети учатся оценивать не только друг друга, но и свою работу на картонных полосках с пуговицей или стрелочкой успеха, которую дети сами рисуют в тетради на полях, а потом отмечают на какой стадии они находятся: всё понял, умею это делать, я научился или нужна помощь. И совсем нестыдно сказать, что ты не понял и просить помощи, потому что много желающих помочь тебе. Разрешается ходить по классу в гости к другой группе, посмотреть, а как у них, похвалить, но не критиковать.
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял). Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске, или поставьте вопрос к предложению так, чтобы в предложении уже был ответ). Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом. Помогаем отвечать на вопрос.
Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности, нахождение друзей. Дети учатся общаться друг с другом и делиться своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.
Уже со 2 сентября вводится в уроки обучения грамоте и чтения групповая работа: детям предлагается сказка «Репка», которую надо разыграть. Выясняется, сколько человек будет играть, дальше дети сами распределяют роли и показывает сказку. Выбирают репку.( Не «я буду репкой», а кого сами выберут)
Затем решается проблема: зачем люди придумали такую сказку? О чем эта сказка? Чему она нас научила? ( Это сказка о дружной семье, о дружной работе, чтобы мы тоже дружно вместе трудились.) Вспоминаем пословицы о дружбе и дружной работе.
Также разбираются и игры – драматизации: «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух». Дети совместно пишут сценарии сказок, распределяют роли, так как сказки известны детям, стараются сыграть без репетиций.
- Умение взаимодействовать в паре, в малой группе: игра «В одной связке». Дети точно выполняют все указания водящего, стараясь не подвести свою группу
- Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу: упражнение «Мостик дружбы»: дети по желанию образуют пары и придумывают свой мостик (при помощи рук, ног, туловища, уха и т. д.).
- Упражнение «Подари камешек»: Дети берут из коробки камешек и дарят его тому, кому хотят со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…»
- Упражнение «Комплимент»: каждый участник должен сказать своему соседу что - нибудь приятное, комплимент.
Условие: 1. Обращение только по имени.
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
- Ролевые игры: «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону».
Суть: Дети знакомятся с правилами знакомства, представления, обращения. Словарь учащихся пополняется новыми формами знакомства, приветствия и разговора по телефону.
- Речевая игра: «Учимся благодарить». В ходе игры детьми разбираются различные жизненные ситуации, когда необходима благодарность.
- Речевая игра «Поздравление». Игра проводится в виде похода на день рождения или оформления открытки маме, папе, бабушке, другу и т. д.
Работа с психологом . Показ альбома класса. Солнышко.
Один раз в неделю проводились занятия вместе со школьным психологом. После каждого занятия все детские работы оформляли на большой ватманский лист. Получился альбом.
«Что мне нравится больше всего в школе»
В класс дети приходят из разных детских садов и не знают друг друга. Нам необходимо как можно скорее познакомить их и найти друзей, «подружить». Часто дети долго не знают имён своих одноклассников.
Для знакомства детей вводятся дни, которые называются особенными: день доброты, день подарков, день поздравлений, день какой- нибудь буквы или цифры, или события и т.д. Я пытаюсь организовать уроки так, чтобы от поставленной цели подойти к результату.
Например: в классе объявляется " День ласковых имен". Мы договариваемся, что будем называть друг друга только ласково. Кто забудется, тот пишет записку со своим именем и кладет на стол учителя в коробочку. В конце дня все пишут на доске и на обратной стороне обоев, прикрепленных к стене, какими именами их сегодня называли. Надо видеть глаза детей, сияющих счастьем, когда читали все ласковые имена, которыми их называли сегодня. Очень часто за кем-то так и остаются эти имена. В классе создается атмосфера большой и дружной семьи.
А мы выясняем и выделяем на доске, благодаря каким буквам или части слова наши имена стали ласковыми. Так ребята знакомятся с суффиксами. И, конечно, этого они никогда не забудут. Такие чувства, как радость, удивление, гордость оказывают огромное влияние на ребенка. Работу души не зафиксировать на бумаге, но на каждом уроке должно рождаться доброе чувство.
С первых дней сентября провожу работу в кругу с мячом. Задания были очень простые: передай мяч по кругу, называя свое имя, затем имя мамы, потом имя друга. Когда это было освоено, задания усложнились: нужно было называть слова на изучаемую букву, затем слова на определенные правила, части речи. Главное, что мяч нужно было передать не просто так, а с моим вниманием, с моим интересом к тебе, глядя в лицо, с доброй улыбкой.
Надо сказать, что с мячами мы работаем на уроках и чтения, и математики. На уроках математики жонглируем и называем числа по порядку, считаем двойками, тройками, четверками.
На уроках чтения учим стихи наизусть и скороговорки, также жонглируя мячами.
Очень важно как можно быстрее научить ребенка плавно, слитно, красиво и быстро читать. Поэтому я обращаюсь к работе со скороговорками. А чтобы этот процесс не был монотонным, однообразным и нудным, мы учим скороговорки играя:
проговариваем скороговорку и хлопаем в ладоши в ритм;
говорим в паре, играя " в ладушки";
поем на любой мотив; говорим, жонглируя мячами;
- говорим в темпе " японской машинки": сначала хлопок в ладоши, затем о колени, щелчок пальцами вправо, правой рукой, щелчок пальцами влево, левой рукой;
-показываем в группе пантомимой, другая группа отгадывает и проговаривает в разном темпе.
Такая работа не отбивает желание говорить скороговорки и дома, и в классе, помогает развивать технику чтения.
Эта совместная деятельность формирует и эмоциональную, и духовную близость ученика и учителя. И, таким образом, осваиваются не только азы грамоты, но и очень важные нравственные начала. Так, играя в кругу, мы к концу ноября уже познакомились с частями речи, а к декабрю - со всеми орфограммами, изучаемыми в первом классе.
Дети очень любят играть в «разведчиков». Суть игр состоит в том, что у каждого ребенка на руках карточка с написанным словом на определенную тему. Дети стоят в кругу и глазами находят себе " разведчика", по команде учителя " разведчики" сходятся в центре круга и говорят друг другу на ушко свое слово, затем меняются местами. Теперь каждый по очереди называет свое слово и слово " разведчика". Все внимательно следят за тем, правильно ли назвали его слово. И так до 3-4 раз. Значит, ребенок должен запомнить и назвать 3-4 слова. Но на карточках могут быть не только слова, но и предложения, строчки из знакомых стихов, пословицы и поговорки. В конце игры все садятся на свои места и на карточке карандашом делят слова на слоги, ставят ударения, пишут, если это одно слово, сколько в слове гласных, согласных, букв, звуков. Меняются с «разведчиком» карточками, проверяют и обсуждают. Так за короткий отрезок времени произошла большая умственная работа. В зависимости от урока задания могут быть разными:
-найдите слова так, чтобы можно было составить предложение;
- найдите пару слов, существительное + прилагательное, существительное + глагол;
- найдите слова на одну тему: жи - ши, ча - ща, чу - щу, птицы, посуда, мебель, словарные слова и т.д.;
- соберите разрезанную скороговорку.
Очень важно создать интерес к слову, словесной игре, интеллектуальной деятельности вообще. Очень любят мои ребята игру, название которой дали сами: " Уцепись за хвостик". Готовиться к этой игре мы начали с простейшей игры на логическое мышление " Четвертый лишний". Из данных четырех слов надо убрать лишнее и объяснить почему. Например: лев, кошка, собака, корова. Дети объясняют, что лев дикое животное - он лишний. Ребенок был поставлен в такую ситуацию, что был вынужден читать, даже если не мог, т.к. это игра, а не нудное чтение по слогам.
Когда дети почувствовали суть операции абстрагирования общего признака, я предложила другую игру, которую и назвали " Уцепись за хвостик". У каждого ученика по 4 карточки со словами. Одна кладется на стол, например: пчела. Затем первый ученик должен сделать ход: выбрать среди своих карточек ту, слово которой имеет общий признак с первым словом. Например: самолет. Пчела летает, самолет летает. Крылья у пчелы, крылья у самолета и т.д. Выигрывает тот, у кого не остается карточек. Эта игра заставляет работать абстрактное мышление, т.к. каждое слово надо рассмотреть в цепочке слов, потому что разные слова могут присоединяться уже на основании какого-то другого признака. Вначале слова на карточках я писала сама, а потом предложила детям. И они прекрасно справились. Когда в группе осталась пара карточек " окно -крокодил" - все надолго задумались. Как же работали маленькие мыслители, какие только варианты не пробовались, а затем само собою " выплыл" общий признак: у окна открывается форточка, у крокодила - пасть. И какая же была общая радость, когда и эту трудную цепочку слов мы распутали вместе. Это были последние карточки, так что проигравших в этой игре не было.
Очень сложно даётся детям в 1 классе обучение письму, так как у ребёнка в семь лет плохо развиты мелкие мышцы руки, дети быстро устают, и, как правило, не любят письмо. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и мастерства в движениях детской руки, тем ярче воображение, тем умнее ребенок. Поэтому очень важно подготовить руку школьника к письму шариковой ручкой.
Начиная с добукварного периода, для развития мелкой моторики руки я ввожу работу с медиаторами: дети обводят медиатор, рассматривают его форму, выясняют на что похож рисунок , фантазируют и дорисовывают предмет , в котором есть эта форма: клубничка, листик, воздушный шарик, сова, фигурка животного, лицо человека или сказочного героя. Такая работа может проводиться и в группе. Когда нужно составить одну общую картину, идёт обсуждение в группе: на какую тему будут рисовать, что, где какие предметы будут на рисунке, какой рассказ или сказку они составят по ней. Распределение частей сказки или рассказа, чтобы каждый имел свою роль и гордился ею.
.
Уже через 4 месяца такой кропотливой ( и очень сложной для учителя) работы заметен результат. У каждого ученика спокойное, комфортное состояние. Образовались дружеские компании. С каждым играют в «разведчиков», встречаются глазами, прикасаются ладошками в кругу. Жизнь налажена, и никто не боится, не стесняется, голос каждого ребенка слышен в хоре других голосов, каждый чувствует свою уместность в классе.
В классе нет отстающих, нет деления на сильных и слабых, есть дети, которым нужна помощь друга. Общий темп и ритм дела ведет любого к одновременному выполнению самостоятельных работ по всем предметам. Естественно, уровень развития у каждого свой и результативность своя, но для товарищей это не важно.
Дети сохранили желание быть в школе - что самое главное для них и для учителя.
За годы работы в школе у меня накопился целый свод правил, рожденных практикой и проверенных жизнью:
- не повторяться, иметь свой почерк;
- не хочу видеть в своих детях маленьких роботов;
- во всем должен быть здравый смысл и чувство меры:
- верить в детей;
- ребенок должен чувствовать в учителе защитника и друга;
-бережно относится к личности ребенка, видеть не класс, а отдельную индивидуальность, неповторимую и уникальную:
- не спешить в оценке того или иного поступка ребенка,
-не спешить «разжевать" новый материал и т.д. ;
- не навредить ни словом, ни взглядом, ни действием;
- сохранить в себе детство;
- надо быть всегда интересным детям, а для этого надо быть интересным самому себе, не потерять интерес к жизни, к работе, к друзьям.
10