Адаптация первоклассников.
Подготовила учитель начальных классов коррекционной школы 8 вида
Водчиц Зинаида Васильевна.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный момент в жизни каждого ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену играм приходят ежедневные учебные занятия, требующие напряженного умственного труда, активизации внимания, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы и многое другое.
Психологи указывают, что для многих первоклассников, особенно для умственно отсталых, трудна адаптация, так как личность еще не сформировалась, способная подчиниться школьному режиму. Задача учителя – помочь ребёнку безболезненно пройти этот этап жизни, адаптироваться в новой школе, в новом классе, среди множества детей и взрослых, привыкнуть к их требованиям.
Понятие «адаптация» непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: физиологическую, психологическую и социальную. Все составляющие тесно взаимосвязаны. Недостатки формирования одной из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассников, их работоспособности. Всё это необходимо учитывать в своей работе учителю и воспитателю.
Для сохранения здоровья учащихся и воспитания интереса к учебе на уроках проводятся физпаузы, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, речетативы, игры на внимание, дидактические игры. Сменяются виды деятельности на уроке. Задания соответствуют возрастным нормам и др.
Характеристика класса
В 1-й класс поступили 5 человек: 3 мальчика и 2 девочки. Из них трое прибыли из Клинцовского специального (коррекционного) детского дома. Это Васильев Данила, Колганов Максим и Молчанов Евгений. Мамедовой Дианы родителей лишили родительских прав и она была направлена комиссией в нашу школу. Ишанова Маргарита поступила в Климовскую школу-интернат в начале 4-й четверти 2015г. и обучалась в дошкольной группе на базе нашей школы. 4 человека 2007 года рождения , а Мамедова Д.- 2006года рождения. Васильев Данила и Мамедова Д.– дети– инвалиды.
Заключение ПМП комиссии : простой уравновешенный вариант тотального недоразвития (лёгкой степени) у Молчанова Е., Ишановой М. , Колганова М. Аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (средняя степень), сходящее косоглазие и низкорослость у Васильева Д. У Мамедовой Д. умственная отсталость в степени выраженной дебильности с эмоционально – волевыми нарушениями и сексуальными расстройствами, энурез. У всех детей системное недоразвитие речи 1-3 уровней + дизартрия у Молчанова Евгения и дизартрия, дислексия, дисграфия у Мамедовой Д.
На начало учебного года словарный запас детей сформирован на бытовом уровне. Обобщают предметы по темам: « Игрушки», « Учебные вещи», « Овощи», « Фрукты», « Семья», называют основные цвета (кроме Васильева Д.), геометрические фигуры. Знают счёт: до 5-Женя М., до 10- Максим К.и Рита И., до 50 – Диана М.(с ошибками). Данила не умеет считать. Лучше всех обобщают предметы, рассказывают сказки по иллюстрациям, запоминают стихи - это Диана М., Колганов М. и Ишанова Р.
Слуховое и зрительное восприятие у учащихся на низком уровне. На вопросы отвечают односложно. Запас общих сведений и представлений об окружающем мире крайне ограничен. Очень низкая работоспособность у Васильева Д. и Мамедовой Д. Эти дети постоянно отвлекаются, ложатся на парту, быстро устают, не могут усидеть на месте и 10 минут, им надо заглянуть в тетрадь соседа, поябедничать, встать с места. Диана может встать и ходить или прыгать по классу во время урока, не реагируя на замечания учителя, выкрикивает, сама за всех хочет отвечать, задаёт множество вопросов, не дожидаясь ответа на предыдущий вопрос. Они не могут подчинять свои действия правилу. Молчанов Ж постоянно бормочет на уроке во время письма. Колганов М. часто плачет, если что-то не получается, а потом может истерично смеяться. У детей отсутствует критическое отношение к своим поступкам. Не всегда понимают дистанцию между собой и учителем (взрослым).
На начало обучения в школе лучше всех была развита мелкая моторика у Ишановой М. Девочка ориентируется в тетради, самостоятельно пишет по образцу, понимает словесную инструкцию. Остальные дети требуют более длительного объяснения и показа написания элементов букв, не могут самостоятельно писать, обводят написанное карандашом или пунктиром. Очень слабый нажим у Васильева Д., Мамедовой Д, Колганова М. Диана не может даже обвести сама никакие элементы, просит всегда помощи, не прилагает усилий. Мелкая моторика кисти и пальцев развита у большинства ниже возрастных показателей. Ребята не ориентируются на странице тетради, на клеточке, не видят границы рабочей строки, не умеют слушать, внимание рассеянное, неустойчивое. Детям требуется постоянная организующая, направляющая, стимулирующая, обучающая помощь.
Быстрее всех заучивают небольшие четверостишия Мамедова Д., Ишанова М., Колганов М. Плохо развита память у Васильева Д., он не может сосредоточиться и повторять за учителем слова или предложения, отвлекается, берёт всё, что попадётся под руку, крутит, раскручивает, стучит локтем по парте, пальцами по лбу и при этом что-то громко выкрикивает, смеётся. За ним нужен постоянный контроль на уроках, переменах, во внеурочное время.
Чтобы детям легче было адаптироваться и интересно учиться, я стараюсь разнообразить уроки, меняю виды деятельности, использую сказочных героев, которые приходят к нам в гости, приносят интересные задания, использую дидактические игры, упражнения- речетативы. Провожу обязательно физпаузы, зрительную и пальчиковую гимнастику, во время которых дети заучивают и проговаривают их сами.
К концу 1-й четверти учащиеся изучили 7 букв и числа от 1 до 3. Все дети читают прямые и обратные слоги с этими буквами, слова и предложения. Лучше всех это получается у Васильева Данилы, Колганова Максима и Мамедовой Дианы, которая может торопиться при чтении и допускать при этом ошибки. У Жени Молчанова возникают трудности при чтении прямых слогов, он переставляет буквы, читает часто неправильно слоги, слова, предложения, многие звуки не может произнести правильно. С ним необходимо больше работать индивидуально, посещать логопедические занятия.
Дети знают такие понятия, как слово, слог, предложение. Делят слова на слоги, определяют количество слов в предложении, выделяют первый звук в слове и характеризуют его, заучивают стихи, стараются рассказать их с нужной интонацией, как показал учитель. Самые эмоциональные – Мамедова Д. и Колганов М.
Изученные прописные и строчные буквы пишут все учащиеся, но при этом часто допускают ошибки: лишний элемент, буквы выходят за рабочую строку, неправильный наклон и др. Труднее соединять буквы в слоги и слова. Самостоятельно по образцу и после показа могут писать Женя М., Максим К. Плохо получается пока у Данилы и Дианы.
Числа и цифры называют и соотносят ( кроме Данилы В.), он путает цифры 2и3. С помощью наглядного материала под руководством учителя составляют, решают и записывают примеры на сложение и вычитание на доске и в тетрадях. Это составляет для них трудность, так как дети ещё плохо ориентируются в тетрадях, учителю необходимо каждому показать, где надо записать пример, сколько клеточек отступить и т.д. Приходится писать карандашом, чтобы запомнили лучше и правильно писали знаки, цифры. Основные цвета до сих пор не знает Васильев Д.
К концу четверти дети немного стали понимать, что такое урок и как надо себя вести во время урока. Пытаются поднимать руку и отвечать. Но чаще отвечают хором, особенно Диана не даёт ответить ученику, старается опередить его. На уроках бывает шумно, так как внимание неустойчивое, рассеянное, любой звук или шум с улицы их отвлекает. Дети могут вести себя неадекватно, если на уроке присутствует кто-то из взрослых. Особенно это касается Мамедовой Д. и Васильева Д.
Исходя из вышесказанного, детям хотя и трудно, но интересно учиться. Они хотят посещать школу, делать для себя новые открытия. Все безболезненно адаптировались, у каждого есть определённые продвижения в учёбе. Я думаю, что все учащиеся смогут и в дальнейшем обучаться по данной программе и успешно усваивать учебный материал коррекционной школы 8 вида при использовании учителем индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей данного класса.