Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов
Переход ребят из начального звена в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов.
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.
В этот период происходят существенные изменения, как и внутренние (в психике ребёнка), так и внешние.
Внешние изменения в жизни 5-классников:
НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
НОВЫЙ РЕЖИМ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
НОВЫЕ ПРАВИЛА
При знакомстве с новыми учителями, усвоении новых знаний перестраивается сложившиеся ранее у детей представления о мире, о жизни, оно становится более шире, глубже.
К внутренним изменениям пятиклассника можно отнести:
- постепенное обретение чувства взрослости;
-стремление обрести себя как личность (крайнее проявление – негативизм, стремление противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых).
- моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или кого-то другого поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
- происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.
По моделированию социальных взаимоотношений, совершенствованию у пятиклассников навыков взаимодействия с другими людьми (одноклассниками, сверстниками, старшими и младшими учащимися), по сплочению класса в сентябре этого года были проведены тренинги на темы: «Что такое толерантность?», «Доброта спасет мир», «Будет трудно, позвони в детский телефон доверия». Каждый тренинг состоял из нескольких упражнений, которые были направлены на установление дружеских отношений в классе, развитие положительного отношения к окружающему миру, расширение кругозора, умению открываться, раскрываться, делиться, развиваться, сочувствовать, помогать, делать комплименты.
Следующим шагом психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене школы стала комплексная психологическая диагностика. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а так же разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей и детей для создания оптимальных условий дальнейшего развития и обучения. А на заседаниях школьного ПМПк всеми участниками учебно-воспитательного процесса разрабатываются стратегии индивидуальной и групповой психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в ней.
Анализ комплексного психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.
6 и 7 октября 2015 года нами было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5-х классов. В диагностике приняли участие 58 человек, из них: 29 учащихся 5 "А" класса, 29 учащихся 5 "Б" класса, (1 учащийся не полностью прошел психологическое обследование в связи с болезнью).
Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени учебной мотивации, межличностных отношений и особенностей личности учащихся, их отношения к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей учащихся.
Задачи исследования:
Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;
Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);
Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;
Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;
Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:
Диагностическое обследование уровня готовности пятиклассников
к обучению в среднем звене.
№ | Наименование диагностического инструментария | Диагностические возможности методики |
| Тест на сформированность навыка чтения на русском языке | Методика позволяет оценить |
| Тест на сформированность навыка чтения на английском языке | |
| Тест на самостоятельность мышления | |
| Тест «Матрица Равена» на выявления визуального мышления | Тест «Матрица Равена» на выявления визуального мышления |
| Тест структуры интеллекта Амтхауэра | |
| Тест Тулузуа-Пьерона | Методика позволяет оценить динамику работоспособности ребенка. Позволяет определить скорость переработки информации и точность выполнения заданий (внимательность). |
| Задачи Гилфорда. | Тест на выявление дивергентного мышления |
| Личностный опросник Кеттелла | |
| Тест на межличностные отношения | |
| Проективный тест «Дерево» | Проектная методика «Дерево» была использована для оценки успешности адаптации учащихся при переходе из начального звена обучения в среднее звено. Данная методика позволяет определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выбирают предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком. |
| Гештальт-тест Бендера на выявление зрительно моторной координации | Гештальт-тест Бендера используется для выявления зрительно моторной координации |
| Опросник Филлипса на выявление школьной тревожности | Опросник Филлипса использовался для выявления школьной тревожности |
| Анкета для диагностики учебной мотивации | Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся: положительная школьная мотивация, внеучебная, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Содержит вопросы, отражающие отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию. |
| Опросник «Черты идеального учителя» | Методика предназначена для оценки уровня сформированности у учащихся основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, умений целеполагания, учебных действий, умений контроля. Критерии эффективности учебной деятельности. |
| Опросник «Я испытываю в школе чувства…» |
| Опросник «Отношение к учебным предметам» |
| Открытое письмо родителям | Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие. |
| Тест на определение ведущей системы восприятия мира | |
| Методика незаконченных предложений | Проективный тест «Лист незаконченных предложений», диагностирует эмоциональную и личностную сферу: отношение к учебе, школе, семье, сверстникам, людям и к своему будущему. |
| Тест на определение самооценки ребенка | |
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального и личностного развития.
1. Школьная мотивация и познавательная активность.
Учащимся предлагалось ответить на 12 вопросов анкеты, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.
По результатам исследования было установлено 3 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий уровень | 20 чел. – 68,9% | 17 чел. – 60,7% |
Средний уровень | 8 чел. – 27,5% | 11 чел. – 39,2% |
Низкий уровень | 1 чел. – 3,4% | 0 чел. - 0% |
Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 37 человек (64,9% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у19 учащихся 5-х классов (33,3%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 1 учащегося (1,7% пятиклассников). Этот учащийся относится к школе либо отрицательно, либо безразлично, посещает школу неохотно. На уроках часто занимается посторонними делами, отвлекается, нарушает дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивает учебный материал.
2. Развития познавательных процессов
Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, и скорость переработки информации.
2.1. Показатели развития внимания:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий | 21 уч. – 72,4% | 25 уч. – 89,2% |
Хороший | 3 уч. – 10,3% | 0 уч. - 0% |
Средний | 2 уч. – 6,8% | 1 уч. - 3,5% |
Слабый | 3 уч. – 10,3% | 2 уч. – 7,1% |
Показатели внимания в целом по пятиклассникам составляет:
Уровень | 5 классов |
Высокий | 46 уч. – 80,7% |
Хороший | 3 уч. – 5,2% |
Средний | 3 уч. – 5,2 % |
Слабый | 5 уч. – 8,7 % |
У 46 учащихся высокий уровень внимания, что составляет 80,7% пятиклассников. Это значит, что они способны к высокой концентрации и устойчивому сосредоточению на учебной задаче. 5,2 % детей обнаружили хороший уровень развития внимания, они способны хорошо усваивать программу, 5,2% - средний уровень. Эти ребята легко отвлекаются, с трудом могут сосредоточено сконцентрироваться на учебной задаче 10-15 минут, слабый уровень – говорит о высокой умственной утомляемости.
Рекомендуем:
Для развития внимания у учащихся со средним и слабым уровнем внимания рекомендуется учителям и воспитателям:
Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.
- Теоретический материал давать небольшими дозами.
- Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.
- Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д.
- Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.
- Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).
- Исключение оценочных суждений со стороны учителя, типа: "правильно", "верно" и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.
- Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.
- Изменение привычной структуры урока - назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей;
- Учет психического состояния детей, в том числе и настроение.
В качестве рекомендаций для родителей по созданию условий для развития внимания у детей рекомендуем составленную нами памятку "Как помочь ребёнку развить внимание?" (Приложение 2)
2.2. Показатели развития скорости переработки информации:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий | 15 чел. – 51,7 % | 11 чел. – 39,2 % |
Хороший | 8 чел. – 27,5 % | 5 чел. – 17,8 % |
Средний | 4 чел. – 13,7 % | 9 чел. – 32,1 % |
Слабый | 2 чел. – 3,5 % | 3 чел. – 10,7 % |
Показатели скорости переработки информации в целом по пятиклассникам:
Уровень | 5 классов |
Высокий | 26 уч. – 45,6 % |
Хороший | 13 уч. – 22,8 % |
Средний | 13 уч. – 22,8 % |
Слабый | 5 уч. – 8,7 % |
Большинство учащихся 5-классов (69,1 % ребят) имеют высокий и средний уровень скорости переработки информации. Для развития это очень важно, так как количество предметов, и количество знаний, информаций которые они получают в пятом классе увеличивается, и умение их усваивать является одним из важнейших функций развития пятиклассника.
Слабый уровень по двум способностям: скорости переработки информации и концентрации внимания по Тесту Тулуз-Пьерона показал 1 ученик 5 «Б» класса. С учетом того, что данный ученик имеет и низкие показатели по развитию других познавательных функций (внимания и мышления), можно, предположить, что у него пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, в связи с этим не сформирована готовность к обучению в среднем звене.
2.3. Показатели специальных и интеллектуальных способностей:
По специальным способностям у учащихся 5 «А» класса мы наблюдаем, что преобладает средний уровень способностей ко всем областям, высокий уровень только к гуманитарным наукам и техническим по 3% (по 1 учащемуся). В среднем около 10% слабый уровень ко всем областям, то есть в среднем у троих учащихся слабые способности ко всем областям.
Примерно такая же картина по интеллектуальным способностям. Преобладает средний уровень интеллектуальных способностей.
Результаты, полученные в ходе психологического мониторинга по 5 «Б» класса позволяют сделать следующее заключение:
По специальным способностям мы наблюдаем, что преобладает средний уровень специальных способностей, высокий уровень только технических способностей по 3,4 % (1 учащийся). Слабые уровень мы видим математических 51,7 % и лингвистических 72,4 % способностей.
ВЫВОД: Средний уровень интеллектуальных способностей характерен для данного возраста и периода, перехода обучения из начального звена в среднее звено. Дальнейшее их развитие способностей будем зависеть от многих факторов, от родительского внимания, правильного режима дня, правильного воспитательского процесса, в том числе их учебной заинтересованности, то есть интерес к вашему конкретно предмету.
Рекомендации: развивать навыки мыслительных операций у ребят, имеющих средний и слабый уровни развития специальных способностей. Для этого родители и учителя могут использовать упражнения по развитию мышления ребенка.
3. Комфортность обучения
Отношение к учебным предметам.
Пятиклассникам предлагалось выразить свое отношение к предметам, как: математика, русский язык, литература, биология, история, иностранный язык, технология, ИЗО, физкультура, музыка. Предлагаемые предметы нужно было оценить как "изучаю с интересом", "равнодушен", "не люблю" обозначив эти отношения с помощью значков "плюс", "ноль", "минус" соответственно.
Были отслежены такие параметры, как отношение к уроку и самочувствие на уроках у учащихся 5 «А» класса.
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
| Математика | 20 | 7 | 2 |
| История | 22 | 6 | 1 |
| Биология | 18 | 9 | 2 |
| География | 11 | 15 | 3 |
| Искусство | 24 | 3 | 2 |
| Физическая культура | 15 | 14 | 0 |
| Технология | 29 | 0 | 0 |
| Русский язык | 19 | 9 | 1 |
| Литература | 24 | 5 | 0 |
| Буряад хэлэн | 17 | 7 | 5 |
| Буряад литература | 18 | 6 | 5 |
| Английский язык | 11 | 12 | 5 |
Были отслежены такие параметры, как отношение к уроку и самочувствие на уроках у учащихся 5 «Б» класса.
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
| Математика | 24 | 4 | 1 |
| История | 16 | 11 | 2 |
| Биология | 17 | 9 | 3 |
| География | 9 | 31 | 3 |
| Искусство | 17 | 9 | 3 |
| Физическая культура | 20 | 7 | 1 |
| Технология | 25 | 3 | 1 |
| Русский язык | 22 | 6 | 1 |
| Литература | 19 | 9 | 1 |
| Буряад хэлэн | 15 | 10 | 4 |
| Буряад литература | 14 | 12 | 3 |
| Английский язык | 14 | 13 | 2 |
Обобщая полученные данные, делаем вывод, что:
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
| Математика | 44 | 11 | 3 |
| История | 38 | 17 | 3 |
| Биология | 35 | 18 | 5 |
| География | 20 | 16 | 6 |
| Искусство | 41 | 12 | 5 |
| Физическая культура | 35 | 21 | 1 |
| Технология | 54 | 3 | 1 |
| Русский язык | 41 | 15 | 2 |
| Литература | 43 | 14 | 1 |
| Буряад хэлэн | 32 | 17 | 9 |
| Буряад литература | 32 | 18 | 8 |
| Английский язык | 25 | 25 | 7 |
Положительное отношение более 70 % учащиеся 5-х классов имеют к математике, технологии, русскому языку, литературе и искусству.
преобладают положительное и нейтральное отношения (это от 50 и до 70 % ) учащихся к таким предметам, как история, биология, физическая культура, буряад хэлэн и буряад литература.;
наименьший интерес (менее 50 % учащихся 5 классов) проявляют интерес к английскому языку и географии.
В целом можно сказать, что у пятиклассников преобладает положительное и нейтрально-положительное отношение к учебным предметам.
Рекомендации:
Учителям-предметникам с нейтрально-положительным отношением к своему предмету рекомендуется совершенствовать учебный процесс, стараться удержать и повысить интерес и положительное отношение к вашим предметам.
Учетелям-предметникам с низким положительным отношением попробовать поменять способы подачи учебного материала, организации урока, упор делать на совместную деятельность учителя, создавать обстановку успеха во время учебного процесса.
3. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.
Для оценки успешности адаптации учащихся при переходе из начального звена обучения в среднее звено была использована проектная методика «Дерево». Данная методика позволяет определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выбирают предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Результаты выполнения проективной методики «Дерево» учащихся 5 «А» класса.
Позиции «Я-реальное» | 5 «А» |
установка на преодоление препятствий | 0 уч. – 0 % |
общительность, дружеская поддержка | 11 уч. – 37,9 % |
устойчивость положения | 0 уч. – 0 % |
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость | 0 уч. – 0 % |
мотивация на развлечения | 0 уч. – 0 % |
отстраненность, замкнутость | 1 уч. – 3,4 % |
отстраненность от учебного процесса, уход в себя | 0 уч. – 0 % |
комфортное состояние, нормальная адаптация | 10 уч. – 34,4 % |
кризисное состояние, «падение в пропасть» | 1 уч. – 3,4 % |
завышенная самооценка или установка на лидерство | 6 уч. – 20,6 % |
Позиции «Я-идеальное» | 5 «А» |
установка на преодоление препятствий | 0 уч. – 0 % |
общительность, дружеская поддержка | 3 уч. – 10,3 % |
устойчивость положения | 0 уч. – 0 % |
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость | 0 уч. – 0 % |
мотивация на развлечения | 0 уч. – 0 % |
отстраненность, замкнутость | 1 уч. – 3,4 % |
отстраненность от учебного процесса, уход в себя | 0 уч. – 0 % |
комфортное состояние, нормальная адаптация | 4 уч. – 13,7 % |
кризисное состояние, «падение в пропасть» | 0 уч. – 0 % |
завышенная самооценка или установка на лидерство | 21 уч. – 72,4 % |
По этой методики видно, что у 2 учащихся (Бальжуров Жаргал выбрал позицию кризисное состояние, отстраненность, замкнутость выбрал ) сложности в адаптации к обучению в среднем звене.
У 21 учащихся в реальном - выбраны позиции комфортное состояние и общительность, дружеская поддержка, что составляет 72,4 %, из них 15 учащихся в идеальном видят себя в позиции завышенная самооценка или установка на лидерство. Это можно трактовать как здоровые амбиции на успешное будущее, так он понимает, что сейчас он только учится, затем он будет реализовываться.
У 6 учащихся позиции «завышенная самооценка или установка на лидерство» и в реальном в идеальном совпадает. Это можно интерпретировать как повышенная самооценка, так как нет динамики, роста, учащийся не видит смысла для развития, он уже «идеален» в реальном.
Позиции «Я-реальное» | 5 «Б» |
установка на преодоление препятствий | 3 уч. – 10,7 % |
общительность, дружеская поддержка | 4 уч. – 14,2 % |
устойчивость положения | 1 уч. – 3,5 % |
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость | 0 уч. – 0 % |
мотивация на развлечения | 0 уч. – 0 % |
отстраненность, замкнутость | 3 уч. – 10,7 % |
отстраненность от учебного процесса, уход в себя | 1 уч. – 3,5 % |
комфортное состояние, нормальная адаптация | 11 уч. – 39,2 % |
кризисное состояние, «падение в пропасть» | 0 уч. – 0 % |
завышенная самооценка или установка на лидерство | 5 уч. – 17,8 % |
Позиции «Я-идеальное» | 5 «Б» |
установка на преодоление препятствий | 0 уч. – 0 % |
общительность, дружеская поддержка | 3 уч. – 10,7 % |
устойчивость положения | 0 уч. – 0 % |
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость | 0 уч. – 0 % |
мотивация на развлечения | 0 уч. – 0 % |
отстраненность, замкнутость | 2 уч. – 7,1 % |
отстраненность от учебного процесса, уход в себя | 0 уч. – 0 % |
комфортное состояние, нормальная адаптация | 2 уч. – 7,1 % |
кризисное состояние, «падение в пропасть» | 0 уч. – 0 % |
завышенная самооценка или установка на лидерство | 21 уч. – 75 % |
По 5 «Б» классу наблюдаем в реальном такие хорошие позиции как установка на преодоление препятствий у 3 учащихся, устойчивое положение у 1 учащегося,
И позиции, которые тревожат – это отстраненность у 3 учащихся. Это 2 - не вновь прибывшие, учились с 1 класса, 1 учащийся – вновь прибывший. У вновь прибывшего проходит адаптация, это немного медленно, но это нормально, у двух учащихся, которые учатся с 1 класса предстоит узнать причины отстраненности;
Позицию «отстраненность от учебного процесса, уход в себя» – у 1 учащегося.
5 «Б» в идеале на 50% лидеры, нацелены на успех, что радует.
Проективный тест «Лист незаконченных предложений», диагностирует эмоциональную и личностную сферу: отношение к учебе, школе, семье, сверстникам, людям и к своему будущему.
В ходе апробации проективного теста учащихся 5 «А» класса получены следующие результаты:
Интерпретация результатов обследования полученных по каждому блоку данных, показывает в целом положительное отношение к учебе – 75,8%; школе – 75,8%; семье – 75,8%; сверстникам – 51,7% и к своему будущему – 72,4%.
По отношению к себе – у 31,03% положительное восприятие себя «Я- личность»
По отношению к людям – только 17,2% могут определить свое отношение к окружающим людям.
Здесь наблюдается несформировавшийся образ «Я», принятие себя как личности, определения своего места, что в дальнейшем повлияло на отношение к окружающим людям, что характерно для младшего подросткового возраста.
Интерпретация результатов обследования полученных по каждому блоку данных, показывает в целом положительное отношение к учебе – 64,2 %; школе –75 %; семье – 82,9%; людям – 60,7% и к своему будущему – 78,5 %. Отношение к сверстникам положительно только у 28,5%, что говорит о несформированном коллективе класса.
По принятию себя, «Я - личность» только у 28,5 % учащихся есть положительная оценка себя, у остальных наблюдается несформировавшийся образ «Я», отсутствие сознания самостоятельной личности, что характерно для младшего подросткового возраста.
В целом можно сказать, что 5 «А» и 5 «Б» одинаково относится к учебе, школе, сверстникам, самому себе. Разницу мы видим в отношениях к семье и к людям.
Вывод:
Исходя из приведенных результатов диагностики можно сделать вывод, что в целом учащиеся 5-х классов комфортно чувствуют себя в школе. Причинами дезадаптации отдельных учеников являются либо пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, то есть неготовность к обучению в среднем звене, либо внутренние переживания (семейные проблемы), проблемы в межличностном общении этих детей.
Общие выводы:
В ходе комплексной психодиагностики было изучено актуальное развитие пятиклассников, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей. Были определены следующие "группы риска" пятиклассников:
"группа риска" детей с низким уровнем школьной мотивации;
"группа риска" детей с низким уровнем развития познавательных функций (внимание, память, мышление);
"группа риска" детей с высоким уровнем тревожности и некомфортным состоянием в школе.
Для каждой "группы риска" разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи.
Учителя и родители будут проинформированы о результатах диагностического исследования на родительских собраниях и в ходе индивидуальных консультаций.
Данные психодиагностического исследования являются базой для разработки программы коррекционно-развивающей работы с детьми "групп риска" и её реализации.
Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации школьного психолога родителям
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.