СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты психолого-педагогической диагностики в 5-х классах по готовности к обучению в среднем звене школы и по адаптации

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников»

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов


Переход ребят из начального звена в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

В этот период происходят существенные изменения, как и внутренние (в психике ребёнка), так и внешние.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

НОВЫЙ РЕЖИМ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

При знакомстве с новыми учителями, усвоении новых знаний перестраивается сложившиеся ранее у детей представления о мире, о жизни, оно становится более шире, глубже.

К внутренним изменениям пятиклассника можно отнести:

- постепенное обретение чувства взрослости;

-стремление обрести себя как личность (крайнее проявление – негативизм, стремление противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых).

- моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или кого-то другого поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

- происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.

По моделированию социальных взаимоотношений, совершенствованию у пятиклассников навыков взаимодействия с другими людьми (одноклассниками, сверстниками, старшими и младшими учащимися), по сплочению класса в сентябре этого года были проведены тренинги на темы: «Что такое толерантность?», «Доброта спасет мир», «Будет трудно, позвони в детский телефон доверия». Каждый тренинг состоял из нескольких упражнений, которые были направлены на установление дружеских отношений в классе, развитие положительного отношения к окружающему миру, расширение кругозора, умению открываться, раскрываться, делиться, развиваться, сочувствовать, помогать, делать комплименты.

Следующим шагом психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене школы стала комплексная психологическая диагностика. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а так же разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей и детей для создания оптимальных условий дальнейшего развития и обучения. А на заседаниях школьного ПМПк всеми участниками учебно-воспитательного процесса разрабатываются стратегии индивидуальной и групповой психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в ней.

Анализ комплексного психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.

6 и 7 октября 2015 года нами было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5-х классов. В диагностике приняли участие 58 человек, из них: 29 учащихся 5 "А" класса, 29 учащихся 5 "Б" класса, (1 учащийся не полностью прошел психологическое обследование в связи с болезнью). 

Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени учебной мотивации, межличностных отношений и особенностей личности учащихся, их отношения к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей учащихся.

Задачи исследования:

Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;

Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;

Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;

Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

Диагностическое обследование уровня готовности пятиклассников

к обучению в среднем звене.

Наименование диагностического инструментария

Диагностические возможности методики

Тест на сформированность навыка чтения на русском языке

Методика позволяет оценить

Тест на сформированность навыка чтения на английском языке


Тест на самостоятельность мышления


Тест «Матрица Равена» на выявления визуального мышления

Тест «Матрица Равена» на выявления визуального мышления

Тест структуры интеллекта Амтхауэра


Тест Тулузуа-Пьерона

Методика позволяет оценить динамику работоспособности ребенка. Позволяет определить скорость переработки информации и точность выполнения заданий (внимательность).


Задачи Гилфорда.

Тест на выявление дивергентного мышления

Личностный опросник Кеттелла


Тест на межличностные отношения


Проективный тест «Дерево»

Проектная методика «Дерево» была использована для оценки успешности адаптации учащихся при переходе из начального звена обучения в среднее звено. Данная методика позволяет определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выбирают предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.


Гештальт-тест Бендера на выявление зрительно моторной координации

Гештальт-тест Бендера используется для выявления зрительно моторной координации

Опросник Филлипса на выявление школьной тревожности

Опросник Филлипса использовался для выявления школьной тревожности

Анкета для диагностики учебной мотивации

Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся: положительная школьная мотивация, внеучебная, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Содержит вопросы, отражающие отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.


Опросник «Черты идеального учителя»

Методика предназначена для оценки уровня сформированности у учащихся основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, умений целеполагания, учебных действий, умений контроля. Критерии эффективности учебной деятельности.


Опросник «Я испытываю в школе чувства…»

Опросник «Отношение к учебным предметам»

Открытое письмо родителям

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие.


Тест на определение ведущей системы восприятия мира


Методика незаконченных предложений

Проективный тест «Лист незаконченных предложений», диагностирует эмоциональную и личностную сферу: отношение к учебе, школе, семье, сверстникам, людям и к своему будущему.


Тест на определение самооценки ребенка



Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального и личностного развития.

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Учащимся предлагалось ответить на 12 вопросов анкеты, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

По результатам исследования было установлено 3 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

Уровень

5 "А"

5 "Б"

Высокий уровень

20 чел. – 68,9%

17 чел. – 60,7%

Средний уровень

8 чел. – 27,5%

11 чел. – 39,2%

Низкий уровень

1 чел. – 3,4%

0 чел. - 0%

Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 37 человек (64,9% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у19 учащихся 5-х классов (33,3%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкая школьная мотивация была выявлена у 1 учащегося (1,7% пятиклассников). Этот учащийся относится к школе либо отрицательно, либо безразлично, посещает школу неохотно. На уроках часто занимается посторонними делами, отвлекается, нарушает дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивает учебный материал.

2. Развития познавательных процессов

Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, и скорость переработки информации.

2.1. Показатели развития внимания:

Уровень

5 "А"

5 "Б"

Высокий

21 уч. – 72,4%

25 уч. – 89,2%

Хороший

3 уч. – 10,3%

0 уч. - 0%

Средний

2 уч. – 6,8%

1 уч. - 3,5%

Слабый

3 уч. – 10,3%

2 уч. – 7,1%


Показатели внимания в целом по пятиклассникам составляет:

Уровень

5 классов

Высокий

46 уч. – 80,7%

Хороший

3 уч. – 5,2%

Средний

3 уч. – 5,2 %

Слабый

5 уч. – 8,7 %



У 46 учащихся высокий уровень внимания, что составляет 80,7% пятиклассников. Это значит, что они способны к высокой концентрации и устойчивому сосредоточению на учебной задаче. 5,2 % детей обнаружили хороший уровень развития внимания, они способны хорошо усваивать программу, 5,2% - средний уровень. Эти ребята легко отвлекаются, с трудом могут сосредоточено сконцентрироваться на учебной задаче 10-15 минут, слабый уровень – говорит о высокой умственной утомляемости.

Рекомендуем: 

Для развития внимания у учащихся со средним и слабым уровнем внимания рекомендуется учителям и воспитателям:

Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.

- Теоретический материал давать небольшими дозами.

- Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.

- Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д.

- Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.

- Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).

- Исключение оценочных суждений со стороны учителя, типа: "правильно", "верно" и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.

- Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.

- Изменение привычной структуры урока - назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей;

- Учет психического состояния детей, в том числе и настроение.


В качестве рекомендаций для родителей по созданию условий для развития внимания у детей рекомендуем составленную нами памятку "Как помочь ребёнку развить внимание?" (Приложение 2)


2.2. Показатели развития скорости переработки информации:


Уровень

5 "А"

5 "Б"

Высокий

15 чел. – 51,7 %

11 чел. – 39,2 %

Хороший

8 чел. – 27,5 %

5 чел. – 17,8 %

Средний

4 чел. – 13,7 %

9 чел. – 32,1 %

Слабый

2 чел. – 3,5 %

3 чел. – 10,7 %



Показатели скорости переработки информации в целом по пятиклассникам:

Уровень

5 классов

Высокий

26 уч. – 45,6 %

Хороший

13 уч. – 22,8 %

Средний

13 уч. – 22,8 %

Слабый

5 уч. – 8,7 %


Большинство учащихся 5-классов (69,1 % ребят) имеют высокий и средний уровень скорости переработки информации. Для развития это очень важно, так как количество предметов, и количество знаний, информаций которые они получают в пятом классе увеличивается, и умение их усваивать является одним из важнейших функций развития пятиклассника.

Слабый уровень по двум способностям: скорости переработки информации и концентрации внимания по Тесту Тулуз-Пьерона показал 1 ученик 5 «Б» класса. С учетом того, что данный ученик имеет и низкие показатели по развитию других познавательных функций (внимания и мышления), можно, предположить, что у него пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, в связи с этим не сформирована готовность к обучению в среднем звене.



2.3. Показатели специальных и интеллектуальных способностей:



По специальным способностям у учащихся 5 «А» класса мы наблюдаем, что преобладает средний уровень способностей ко всем областям, высокий уровень только к гуманитарным наукам и техническим по 3% (по 1 учащемуся). В среднем около 10% слабый уровень ко всем областям, то есть в среднем у троих учащихся слабые способности ко всем областям.



Примерно такая же картина по интеллектуальным способностям. Преобладает средний уровень интеллектуальных способностей.



Результаты, полученные в ходе психологического мониторинга по 5 «Б» класса позволяют сделать следующее заключение:

По специальным способностям мы наблюдаем, что преобладает средний уровень специальных способностей, высокий уровень только технических способностей по 3,4 % (1 учащийся). Слабые уровень мы видим математических 51,7 % и лингвистических 72,4 % способностей.



ВЫВОД: Средний уровень интеллектуальных способностей характерен для данного возраста и периода, перехода обучения из начального звена в среднее звено. Дальнейшее их развитие способностей будем зависеть от многих факторов, от родительского внимания, правильного режима дня, правильного воспитательского процесса, в том числе их учебной заинтересованности, то есть интерес к вашему конкретно предмету.

Рекомендации: развивать навыки мыслительных операций у ребят, имеющих средний и слабый уровни развития специальных способностей. Для этого родители и учителя могут использовать упражнения по развитию мышления ребенка.


3. Комфортность обучения

Отношение к учебным предметам.

Пятиклассникам предлагалось выразить свое отношение к предметам, как: математика, русский язык, литература, биология, история, иностранный язык, технология, ИЗО, физкультура, музыка. Предлагаемые предметы нужно было оценить как "изучаю с интересом", "равнодушен", "не люблю" обозначив эти отношения с помощью значков "плюс", "ноль", "минус" соответственно.

Были отслежены такие параметры, как отношение к уроку и самочувствие на уроках у учащихся 5 «А» класса.



Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

Математика

20

7

2

История

22

6

1

Биология

18

9

2

География

11

15

3

Искусство

24

3

2

Физическая культура

15

14

0

Технология

29

0

0

Русский язык

19

9

1

Литература

24

5

0

Буряад хэлэн

17

7

5

Буряад литература

18

6

5

Английский язык

11

12

5



Были отслежены такие параметры, как отношение к уроку и самочувствие на уроках у учащихся 5 «Б» класса.



Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю


Математика

24

4

1


История

16

11

2


Биология

17

9

3


География

9

31

3


Искусство

17

9

3


Физическая культура

20

7

1


Технология

25

3

1


Русский язык

22

6

1


Литература

19

9

1


Буряад хэлэн

15

10

4


Буряад литература

14

12

3


Английский язык

14

13

2



Обобщая полученные данные, делаем вывод, что:

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю


Математика

44

11

3


История

38

17

3


Биология

35

18

5


География

20

16

6


Искусство

41

12

5


Физическая культура

35

21

1


Технология

54

3

1


Русский язык

41

15

2


Литература

43

14

1


Буряад хэлэн

32

17

9


Буряад литература

32

18

8


Английский язык

25

25

7



  • Положительное отношение более 70 % учащиеся 5-х классов имеют к математике, технологии, русскому языку, литературе и искусству.

  • преобладают положительное и нейтральное отношения (это от 50 и до 70 % ) учащихся к таким предметам, как история, биология, физическая культура, буряад хэлэн и буряад литература.;

  • наименьший интерес (менее 50 % учащихся 5 классов) проявляют интерес к английскому языку и географии.



В целом можно сказать, что у пятиклассников преобладает положительное и нейтрально-положительное отношение к учебным предметам.

Рекомендации:

Учителям-предметникам с нейтрально-положительным отношением к своему предмету рекомендуется совершенствовать учебный процесс, стараться удержать и повысить интерес и положительное отношение к вашим предметам.

Учетелям-предметникам с низким положительным отношением попробовать поменять способы подачи учебного материала, организации урока, упор делать на совместную деятельность учителя, создавать обстановку успеха во время учебного процесса.


3. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.

Для оценки успешности адаптации учащихся при переходе из начального звена обучения в среднее звено была использована проектная методика «Дерево». Данная методика позволяет определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выбирают предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Результаты выполнения проективной методики «Дерево» учащихся 5 «А» класса.

Позиции «Я-реальное»

5 «А»

установка на преодоление препятствий

0 уч. – 0 %

общительность, дружеская поддержка

11 уч. – 37,9 %

устойчивость положения

0 уч. – 0 %

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

0 уч. – 0 %

мотивация на развлечения

0 уч. – 0 %

отстраненность, замкнутость

1 уч. – 3,4 %

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

0 уч. – 0 %

комфортное состояние, нормальная адаптация

10 уч. – 34,4 %

кризисное состояние, «падение в пропасть»

1 уч. – 3,4 %

завышенная самооценка или установка на лидерство

6 уч. – 20,6 %

Позиции «Я-идеальное»

5 «А»

установка на преодоление препятствий

0 уч. – 0 %

общительность, дружеская поддержка

3 уч. – 10,3 %

устойчивость положения

0 уч. – 0 %

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

0 уч. – 0 %

мотивация на развлечения

0 уч. – 0 %

отстраненность, замкнутость

1 уч. – 3,4 %

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

0 уч. – 0 %

комфортное состояние, нормальная адаптация

4 уч. – 13,7 %

кризисное состояние, «падение в пропасть»

0 уч. – 0 %

завышенная самооценка или установка на лидерство

21 уч. – 72,4 %



По этой методики видно, что у 2 учащихся (Бальжуров Жаргал выбрал позицию кризисное состояние, отстраненность, замкнутость выбрал ) сложности в адаптации к обучению в среднем звене.

У 21 учащихся в реальном - выбраны позиции комфортное состояние и общительность, дружеская поддержка, что составляет 72,4 %, из них 15 учащихся в идеальном видят себя в позиции завышенная самооценка или установка на лидерство. Это можно трактовать как здоровые амбиции на успешное будущее, так он понимает, что сейчас он только учится, затем он будет реализовываться.

У 6 учащихся позиции «завышенная самооценка или установка на лидерство» и в реальном в идеальном совпадает. Это можно интерпретировать как повышенная самооценка, так как нет динамики, роста, учащийся не видит смысла для развития, он уже «идеален» в реальном.


Позиции «Я-реальное»

5 «Б»

установка на преодоление препятствий

3 уч. – 10,7 %

общительность, дружеская поддержка

4 уч. – 14,2 %

устойчивость положения

1 уч. – 3,5 %

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

0 уч. – 0 %

мотивация на развлечения

0 уч. – 0 %

отстраненность, замкнутость

3 уч. – 10,7 %

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

1 уч. – 3,5 %

комфортное состояние, нормальная адаптация

11 уч. – 39,2 %

кризисное состояние, «падение в пропасть»

0 уч. – 0 %

завышенная самооценка или установка на лидерство

5 уч. – 17,8 %

Позиции «Я-идеальное»

5 «Б»

установка на преодоление препятствий

0 уч. – 0 %

общительность, дружеская поддержка

3 уч. – 10,7 %

устойчивость положения

0 уч. – 0 %

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

0 уч. – 0 %

мотивация на развлечения

0 уч. – 0 %

отстраненность, замкнутость

2 уч. – 7,1 %

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

0 уч. – 0 %

комфортное состояние, нормальная адаптация

2 уч. – 7,1 %

кризисное состояние, «падение в пропасть»

0 уч. – 0 %

завышенная самооценка или установка на лидерство

21 уч. – 75 %

По 5 «Б» классу наблюдаем в реальном такие хорошие позиции как установка на преодоление препятствий у 3 учащихся, устойчивое положение у 1 учащегося,

И позиции, которые тревожат – это отстраненность у 3 учащихся. Это 2 - не вновь прибывшие, учились с 1 класса, 1 учащийся – вновь прибывший. У вновь прибывшего проходит адаптация, это немного медленно, но это нормально, у двух учащихся, которые учатся с 1 класса предстоит узнать причины отстраненности;

Позицию «отстраненность от учебного процесса, уход в себя» – у 1 учащегося.



5 «Б» в идеале на 50% лидеры, нацелены на успех, что радует.


Проективный тест «Лист незаконченных предложений», диагностирует эмоциональную и личностную сферу: отношение к учебе, школе, семье, сверстникам, людям и к своему будущему.

В ходе апробации проективного теста учащихся 5 «А» класса получены следующие результаты:

Интерпретация результатов обследования полученных по каждому блоку данных, показывает в целом положительное отношение к учебе – 75,8%; школе – 75,8%; семье – 75,8%; сверстникам – 51,7% и к своему будущему – 72,4%.

По отношению к себе – у 31,03% положительное восприятие себя «Я- личность»

По отношению к людям – только 17,2% могут определить свое отношение к окружающим людям.

Здесь наблюдается несформировавшийся образ «Я», принятие себя как личности, определения своего места, что в дальнейшем повлияло на отношение к окружающим людям, что характерно для младшего подросткового возраста.



Интерпретация результатов обследования полученных по каждому блоку данных, показывает в целом положительное отношение к учебе – 64,2 %; школе –75 %; семье – 82,9%; людям – 60,7% и к своему будущему – 78,5 %. Отношение к сверстникам положительно только у 28,5%, что говорит о несформированном коллективе класса.

По принятию себя, «Я - личность» только у 28,5 % учащихся есть положительная оценка себя, у остальных наблюдается несформировавшийся образ «Я», отсутствие сознания самостоятельной личности, что характерно для младшего подросткового возраста.


В целом можно сказать, что 5 «А» и 5 «Б» одинаково относится к учебе, школе, сверстникам, самому себе. Разницу мы видим в отношениях к семье и к людям.


Вывод:

Исходя из приведенных результатов диагностики можно сделать вывод, что в целом учащиеся 5-х классов комфортно чувствуют себя в школе. Причинами дезадаптации отдельных учеников являются либо пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, то есть неготовность к обучению в среднем звене, либо внутренние переживания (семейные проблемы), проблемы в межличностном общении этих детей.

Общие выводы:

  1. В ходе комплексной психодиагностики было изучено актуальное развитие пятиклассников, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей. Были определены следующие "группы риска" пятиклассников:

"группа риска" детей с низким уровнем школьной мотивации;

"группа риска" детей с низким уровнем развития познавательных функций (внимание, память, мышление);

"группа риска" детей с высоким уровнем тревожности и некомфортным состоянием в школе.

  1. Для каждой "группы риска" разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи.

  2. Учителя и родители будут проинформированы о результатах диагностического исследования на родительских собраниях и в ходе индивидуальных консультаций.

  3. Данные психодиагностического исследования являются базой для разработки программы коррекционно-развивающей работы с детьми "групп риска" и её реализации.

Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам

• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Рекомендации школьного психолога родителям

• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!