«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в школе» Подгтовила :
педагог психолог
Зуенко И.Е.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег
Основные задачи развития в этот период:
- формирование умения учиться в средней школе;
- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
- развитие учебной мотивации , интересов;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
ПЯТЫЙ КЛАСС – переход от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», а также переход не только на новую ступень, но и в новый период развития.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность обучающегося процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации :
- Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне в школе.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Виды школьной дезадаптации пятиклассников:
- Интеллектуальная -- низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая -- несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная -- затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная -- тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов -- неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.
Характерные признаки:
хронические опоздания школу
астенические явления к концу учебного дня, учебной недели
длительное приготовление домашних заданий, либо их отсутствие
В ходе обследования были применены следующие диагностические методики :
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой .
- Проективная методика «Дерево с человечками».
- Тест школьной тревожности Филипса.
- Схема наблюдения характеризующая процесс адаптации учащихся.
- Анкетирование классных руководителей, учителей – предметников, и родителей учащихся.
Статистические данные:
Всего учащихся 5-х классов в школе - 64 чел.
Обследовано учеников - 64 чел.
Обследовано родителей - 56 чел.
Классные руководители в классах - 2 чел.
Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов. Показатели тревожности.
- Проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности. Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - 5 чел . (Баринова Ю., Романчук Д., Шептун Д., Юрченко Б., Кононенко О.) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Страх ситуации проверки знаний 11 пятиклассников (Баринова Ю., Борисенко К., Савоськина Я., Лахин Д., Замниус Д., Романченко М., Есин Р., Соривка М., Доронин А., Караева П., Шептун Д.) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх самовыражения 9 пятиклассников (Замниус Д., Лахин Д., Савоськина Я., Просветов Н., Дрибчук С., Чертков А., Сухинин И., Шептун Д., Юрченко Б.) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей .
Переживание социального стресса имеет 5 пятиклассников – Борисенко К., Дрибчук С., Митина Н., Есин Р., Юрченко Б. Данный фактор подразумевает эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развивается его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Общая тревожность в школе, проблемы и страхи в отношениях с учителями 9 чел. – Дрибчук С., Романченко К., Авалиани А.,Садовой Д.,Папяни Д.,Чутур А., Фёдоров И., Доронин А.,Караева П.
Проблемы и страхи в отношении с учителями - у Созоннк А.
Рекомендации:
◄ для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности, налаживание контактов со сверстниками.
◄ так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз.
Проективная методика «Дерево с человечками»
- Целью которого было исследования психологического климата в классе.
Результаты данного исследования показали, что кризисное состояние имеют учащиеся – Булуев Г., Гришин Н., Будникова В., Огильчак Я., Соривка М., Каплун А. замкнутость и отстранённость от учебного процесса, уход в себя - у Борисенко К., Савоськина Я., Чертков А., Юрченко Б., общительны, оказывают дружескую поддержку – Ананьева В., Авалиани А., Конкина П., Зятькова В., Дуда С., мотивация на развлечения – Доронин А., Есин Р., Созонник Н., Митина Н., Савчук А., застенчевы, быстро утомляются, общая слабость, имеют небольшой запас сил – Волкова А., Соривка М.,
Остальным учащимся комфортно в школе, и проходят нормальную адаптацию.
Школьная мотивация и познавательная активность:
Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.
Уровень
5 "А"
Высокий уровень
5 "Б"
9 чел. - 29%
Средний уровень
10 чел. -32%
8 чел. –24%
Ниже среднего уровня
Низкий уровень
8 чел. - 24%
10чел. - 32%
1 чел. - 3%
15 чел. – 45%
Очень низкий уровень
1 чел. - 3%
1 чел. – 3 %
1 чел. – 3%
- Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 17 пятиклассников . У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
- Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 18 учащихся 5-х классов . При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
- Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня 25 человек в параллели , имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
- Низкая школьная мотивация 2 чел. Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто не интересно, отвлекаются, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
- Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов 2 чел.
Результаты анкетирования пятиклассников (комфортность обучения - отношение к учебным предметам)
- Пятиклассникам предлагалось выразить свое отношение к таким предметам, как: математика, русский язык, литература, история, иностранный язык, ИЗО, физкультура, география, информатика, украинский язык и литература. На вопрос анкеты «Трудно ли учиться в 5 классе» - 45 чел. ответили, что нет и им нравится учебный процесс. 19 чел. – дали положительный ответ (т.е. трудно). Тяжелее всего даётся детям это математика, природоведение, история и английский язык.
- 26 чел. ответили, что стали лучше учиться в 5 классе;
- 38 чел. ответили, что ничего не изменилось.
- Все учителя, и классные руководители относятся к пятиклассникам хорошо и обращаются в вежливой форме. Желания перейти в другую школу возникло у 10 чел. (Опанасенко А., Романченко К., Пырх Д., Авалиани А., Савоськина Я., Караева П., Солдатов А., Шептун Д., Сухинин И, Фёдоров И.).
- Больше всего привлекает в школе: 23 чел. ответили, что обучение (уроки, знания); 41 чел. – общение (друзья и одноклассники).
- Большинство ребят считают, что классы дружные и сплоченные. 10 чел.считают что в классе бывают ссоры и конфликты.
- Из учителей и классных руководителей больше всего учащимся 5-х классов импонирует это: Вашкова Е.С., Метельская Ю.А., Беспалая Л.А., Орлов О.В., Павленко Л.П., Козлова О.А., Агафонова М.А., Синюкова В.Г., Гришина Е.А., Сигинова Н.Ф., Сергеева М.В., Масленникова С.В., Карлина О.В.
Обобщая полученные данные, делаем вывод, что:
- более 75% учащихся 5-х классов имеют положительное отношение к русскому языку, литературе, урокам гражданственности, трудовому обучению, ИЗО и информатике, физкультуре;
- наименьший интерес проявляют дети к математике, английскому языку, природоведению.
В целом можно сказать, что у пятиклассников преобладает нейтрально-положительное отношение к учебным предметам.
Анкетирование учителей, кл.руководителей
12 чел.проанкетировано;
Проблемы в уч.деятельности учеников по мнению учителей это:
- Недостаточно уделяют время учёбе, нет контроля со стороны родителей, неусидчивость, невнимательность на уроках, несвоевременное выполнения д/з, неумение работать самостоятельно, не учат правила;
- Испытывают трудности – Огильчак Я., Борисенко Ю., Боринова Ю., Макеева Н., Бойко Д., Каплун А., Пирожков Е., Серёгин И., Папаяни Д., Шептун Д.,(математика, английский язык)., Никитина Л. (русский язык).
Анкетирование родителей: 56 чел.
На вопрос, «Какие предметы даются легко?», практически все родители ответили, что это русский язык, литература, информатика, украинский язык, литература, изо, трудовое обучение.
● При подготовке домашнего задания вызывают затруднения по таким предметам как математика, природоведение, история и английский язык, украинский язык. По мнению родителей, математика, английский язык является самыми сложными изучаемыми предметами.
● На вопрос «Повысилась, понизилась или осталась прежней успеваемость ребенка по сравнению с 4 классом – 7 чел. ответили, что повысилась, 12 чел. – понизилась, 37 чел. – осталась прежней. На вопрос «С чем, по вашему мнению это связано?» родители давали такие ответы: «Новые преподаватели, большой поток информации», «Переход на среднюю ступень обучения». « С переходным возрастом» и т.д.
● Взаимоотношения с кл.руководителем по мнению родителей «Стремится выполнять все требования учителя, проявляет дружелюбие, часто обращается за помощью, стремиться понравиться ему».
● Помощь стороны учителя, классного руководителя родители видят такой: учителю Больше времени уделять работе над ошибками, и при изучении новых тем.
● Советы родителей учителям, классным руководителям – не кричать, объяснять доходчиво, повторять если ребенок не понял или повторно спрашивает, не спешить при объяснении новой темы. Давать больше времени на выполнения какого либо задания, т.к. некоторые дети меланхолики по темпераменту, и им нужно больше времени на раздумья.
Рекомендации классным руководителя, учителям-предметникам
- Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
- Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения нового материала и домашнего задания.
- Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
- Создавать обстановку успеха.
- Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
- Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Спасибо всем за внимание