Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту;
- увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Возникающие проблемы :
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
В нашей школе мне больше всего нравится…
Учиться, уроки
5а
9
5б
Учителя
2
5в
6
Класс, столовая, спортзал, перемена
11
10
5г
5
5д
4
5
8
11
3
6
4
6
4
Я больше всего люблю уроки …
Русский язык
5а
5б
7
Математика
Литература
11
5в
11
Физкультура
7
4
5г
2
6
21
Англ.яз
8
7
5д
12
3
-
Нем.яз.
7
5
6
8
7
5
Технология
11
Информатика
1
12
5
11
1
8
7
5
-
История
8
5
2
2
ИЗО
-
12
2
4
-
3
5
Биология
-
2
1
2
6
Музыка
География
3
1
-
-
1
-
2
-
-
1
2
-
-
1
-
2
-
1
1
-
Часто ли тебе нужна дополнительная помощь
в подготовке домашних заданий?
Кто тебе помогает?
Часто
5а
6
5б
редко
14
5в
10
никогда
4
2
5г
7
5д
20
12
3
4
2
10
15
1
1
Учитель часто говорит, что я…
Хвалят
5а
12
5б
Критикуют
3
5в
4
Подбадривают
7
2
5г
8
5д
1
12
-
4
5
4
5
-
-
Мои родители говорят о школе…
Часто
5а
20
5б
редко
1
5в
16
никогда
20
-
5г
6
5д
3
10
3
12
-
7
4
1
-
Мои родители о моей учебе в школе говорят…
Хвалят
5а
16
5б
Критикуют
3
5в
9
Подбадривают
12
-
5г
13
5д
2
12
-
13
6
9
3
-
1
Когда я вспоминаю о 4 классе…
Радуюсь
5а
6
5б
Грущу, скучаю по учителю
10
5в
-
Ничего
5
4
5г
19
5д
15
3
4
5
-
10
10
3
3
Методика диагностики мотивации учения
и эмоционального отношения к учению
1.Познавательная активность
Высокий уровень
5а
7
Средний уровень
5б
14
Низкий уровень
3
5в
6
3
16
5г
6
5д
3
10
0
6
12
21
5
2
Методика диагностики мотивации учения
и эмоционального отношения к учению
2.Тревожность:
Высокий уровень
5а
11
Средний уровень
5б
8
Низкий уровень
12
5в
9
5
12
5г
1
5д
8
8
9
5
9
14
3
0
Методика диагностики мотивации учения
и эмоционального отношения к учению
3.Гнев
Высокий уровень
5а
7
Средний уровень
5б
14
Низкий уровень
21
5в
10
3
4
5г
0
5д
9
10
21
2
8
2
3
0
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
- Помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками • Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
Осуществлять психологическую поддержку ребенка:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.• Проявлять эмпатию и веру в учеников.• Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Рекомендации учителям-предметникам:
Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.