СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для консилиума по адаптации пятиклассников.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе»

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту;
  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Возникающие проблемы : очень много разных учителей; непривычное расписание новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному  темпу, особенностям речи учителей;  несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста. 

Возникающие проблемы :

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей; 

  • несамостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста. 

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Возможные реакции:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
В нашей школе мне больше всего нравится… Учиться, уроки 5а 9 5б Учителя 2 5в 6 Класс, столовая, спортзал, перемена 11 10 5г 5 5д 4 5 8 11 3 6 4 6 4

В нашей школе мне больше всего нравится…

Учиться, уроки

9

Учителя

2

6

Класс, столовая, спортзал, перемена

11

10

5

4

5

8

11

3

6

4

6

4

Я больше всего люблю уроки … Русский язык 5а 5б 7 Математика Литература 11 5в 11 Физкультура 7 4 5г 2 6 21 Англ.яз 8 7 5д 12 3 - Нем.яз. 7 5 6 8 7 5 Технология 11 Информатика 1 12 5 11 1 8 7 5 - История 8 5 2 2 ИЗО - 12 2 4 - 3 5 Биология - 2 1 2 6 Музыка География 3 1 - - 1 - 2 - - 1 2 - - 1 - 2 - 1 1 -

Я больше всего люблю уроки …

Русский язык

7

Математика

Литература

11

11

Физкультура

7

4

2

6

21

Англ.яз

8

7

12

3

-

Нем.яз.

7

5

6

8

7

5

Технология

11

Информатика

1

12

5

11

1

8

7

5

-

История

8

5

2

2

ИЗО

-

12

2

4

-

3

5

Биология

-

2

1

2

6

Музыка

География

3

1

-

-

1

-

2

-

-

1

2

-

-

1

-

2

-

1

1

-

Часто ли тебе нужна дополнительная помощь  в подготовке домашних заданий? Кто тебе помогает? Часто 5а 6 5б редко 14 5в 10 никогда 4 2 5г 7 5д 20 12 3 4 2 10 15 1 1

Часто ли тебе нужна дополнительная помощь

в подготовке домашних заданий?

Кто тебе помогает?

Часто

6

редко

14

10

никогда

4

2

7

20

12

3

4

2

10

15

1

1

Учитель часто говорит, что я… Хвалят 5а 12 5б Критикуют 3 5в 4 Подбадривают 7 2 5г 8 5д 1 12 - 4 5 4 5 - -

Учитель часто говорит, что я…

Хвалят

12

Критикуют

3

4

Подбадривают

7

2

8

1

12

-

4

5

4

5

-

-

Мои родители говорят о школе… Часто 5а 20 5б редко 1 5в 16 никогда 20 - 5г 6 5д 3 10 3 12 - 7 4 1 -

Мои родители говорят о школе…

Часто

20

редко

1

16

никогда

20

-

6

3

10

3

12

-

7

4

1

-

Мои родители о моей учебе в школе говорят… Хвалят 5а 16 5б Критикуют 3 5в 9 Подбадривают 12 - 5г 13 5д 2 12 - 13 6 9 3 - 1

Мои родители о моей учебе в школе говорят…

Хвалят

16

Критикуют

3

9

Подбадривают

12

-

13

2

12

-

13

6

9

3

-

1

Когда я вспоминаю о 4 классе… Радуюсь 5а 6 5б Грущу, скучаю по учителю 10 5в - Ничего 5 4 5г 19 5д 15 3 4 5 - 10 10 3 3

Когда я вспоминаю о 4 классе…

Радуюсь

6

Грущу, скучаю по учителю

10

-

Ничего

5

4

19

15

3

4

5

-

10

10

3

3

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению 1.Познавательная активность Высокий уровень 5а 7 Средний уровень 5б 14 Низкий уровень 3 5в 6 3 16 5г 6 5д 3 10 0 6 12 21 5 2

Методика диагностики мотивации учения

и эмоционального отношения к учению

1.Познавательная активность

Высокий уровень

7

Средний уровень

14

Низкий уровень

3

6

3

16

6

3

10

0

6

12

21

5

2

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению 2.Тревожность: Высокий уровень 5а 11 Средний уровень 5б 8 Низкий уровень 12 5в 9 5 12 5г 1 5д 8 8 9 5 9 14 3 0

Методика диагностики мотивации учения

и эмоционального отношения к учению

2.Тревожность:

Высокий уровень

11

Средний уровень

8

Низкий уровень

12

9

5

12

1

8

8

9

5

9

14

3

0

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению 3.Гнев Высокий уровень 5а 7 Средний уровень 5б 14 Низкий уровень 21 5в 10 3 4 5г 0 5д 9 10 21 2 8 2 3 0

Методика диагностики мотивации учения

и эмоционального отношения к учению

3.Гнев

Высокий уровень

7

Средний уровень

14

Низкий уровень

21

10

3

4

0

9

10

21

2

8

2

3

0

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

- Помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками • Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.

Осуществлять психологическую поддержку ребенка:

•  Опираться на его сильные стороны.

•  Избегать подчеркивания промахов.

•  Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.

•  Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.

•  Внести юмор во взаимоотношения с детьми.

•  Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.

•  Уметь взаимодействовать с ребенком.

•  Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.

•  Принимать индивидуальность каждого ребенка.• Проявлять эмпатию и веру в учеников.• Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:

•  отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);

•  высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);

•  прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);

•  совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);

•  выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Рекомендации учителям-предметникам:

  Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.

•  Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.

•  Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.

•  Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.

•  Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.

•  Создавать обстановку успеха.

•  Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.

•  Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.

•  Налаживать эмоциональный контакт с классом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!