СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников в среднем звене.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад классного руководителя на педагогическом консилиуме "Адаптация пятиклассников в среднем звене".

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников в среднем звене.»

Адаптация пятиклассников в среднем звене.

( отчёт классного руководителя Пономаревой О.М.)

В классе 17 учеников: 9 девочек и 8 мальчиков (Кваст Егор – на домашнем обучении). Большинство детей живут в полных семьях, 3 учащихся воспитывают только мамы (Леоненко Н., Богомолова П. и Яненко И.), Серебряков А. из многодетной семьи. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Все обучающиеся получают горячее питание. Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности, но дежурство в классе находится на стадии формирования.

Успеваемость в классе – средняя, за I четверть составила 100%, качество знаний – 41 %, отличник – Глонин Андрей, Леоненко Настя имеет одну «4» по математике, и еще 5 ударников (Глонина Настя, Лопатина Полина, Каракозов Виктор, Недостоев Кирилл, Цан Максим). Хорхорян Егор (в 4 классе был ударником) имеет по математике, русскому языку и географии - «3». С одной «3» окончивших 1 четверть нет.

Общий уровень дисциплины в классе – допустимый, но дети иногда отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела, позволяют себе вставлять замечания или высказываться по вопросам, не относящимся к уроку, часто это позволяет себе Бузулина Валерия, Цан Максим. Бывают моменты, когда ученики опаздывают на уроки, по неуважительной причине.

Дети общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У многих из учащихся есть товарищи из других классов. Учащиеся очень хорошо относятся к окружающим: и к педагогам, и к другим детям. Они всегда приветствуют учителей и друг друга. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам. 

Ребята проявляют интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, в целом сознательно относится к урочной деятельности, но посещение внеурочных занятий необходимо постоянно контролировать. Кружки дополнительного образования вне школы посещают Лопатина П., Каракозов В., Цан М. и Бузулина В.

О сформированности дружного класса пока говорить рано, ребята часто жалуются на Богомолову Полину, Цана Максима, у них наблюдается некорректное поведение по отношению к другим ученикам. Учащиеся еще не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. Есть учащиеся, требующие персонального внимания: Лыкова Алина, Нуриева Настя (с ними в классе почти не дружат), Глонина Юлия любит на всех жаловаться.

Самоуправление в классе находится в стадии формирования, но можно выделить детей, на которых можно положиться: Лопатина Полина, Каракозов Витя, Глонин Андрей, Глонина Настя, Нуриева Настя.

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни. Внутренние изменения:

  1. обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка

  2. постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Внешние изменения:

новые учителя, новый режим, новые требования, новые правила,

необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.

Трудности:

  • Возросший темп работы на уроке: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

  • Возросший объём работы как на уроке, так и дома;

  • Новые требования к оформлению работ, к ответам на уроке, к поведению и др.

  • Необходимость находить самостоятельно дополнительную информацию и работать с ней.





Сроки адаптационного периода:

2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся), 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся). Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода:

1. Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3. Невнимательность и неусидчивость.

4 Частая смена приятелей.

5. Одиночество.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

  • Родительское собрание «Как помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям обучения».

  • Индивидуальные беседы с родителями.

  • Тематический классный час «Моя будущая профессия» , построение «Лестницы успеха».

  • Игра – исследование «День рождения нашего класса».

  • Коллективное творческое дело с элементами игры «Мы выбираем, нас выбирают», с распределение поручений для каждого ученика.

  • День посвящения в пятиклассники «Будем знакомы, будем друзьями».

  • Классный час «Без особого труда, но не детская еда».

  • Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий.

  • Рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей.

  • Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена», «столовая», «Правила поведения».

  • Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.

  • Сотрудничество с учителями – предметниками.

Проведена диагностика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу.

  1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
    а) получить хорошую отметку- 10 человек, 63%
    б) наш класс был лучшим- 1 человек, 6,3%
    в) принести больше пользы людям- 2 человека, 12,5 %
    г) получать впоследствии много денег-2 человека, 12,5 %
    д) меня уважали и хвалили товарищи -2 человека, 12,5 %
    е) меня любила и хвалила учительница -1 человек, 6,3%
    ж) меня хвалили родители- 7 человек, 44 %
    з) мне покупали красивые вещи; 1 человек, 6,3%
    и) меня не наказывали: 2 человека, 12,5 %
    к) я больше знал и умел. 11 человек, 69%
    2. Я не могу учиться лучше, так как...
    а) у меня есть более интересные дела; 3 человека, 19%
    б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо; 2 человека, 12,5 %
    в) мне мешают дома; 0
    г) в школе меня часто ругают; 1 человека, 6,3 %
    д) мне просто не хочется учиться;     0
    е) не могу заставить себя делать это; 4 человека, 25 %
    ж) мне трудно усвоить учебный материал- 10 человек, 63%
    з) я не успеваю работать вместе со всеми – 8 человек, 50%
    3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра­вится то,что …
    а) я хорошо знаю учебный материал- 10 человек, 63%
    б) мои товарищи будут мной довольны; 1 человека, 6,3 %
    в) я буду считаться хорошим учеником; 7 человек, 44 %
    г) мама будет довольна; 12 человек, 75 %
    д) учительница будет рада; 5 человек, 31 %
    е) мне купят красивую вещь; 0
    ж) меня не будут наказывать;   2 человека, 12,5 %
    з) я не буду тянуть класс назад. 5 человек, 31 %
    4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
    а) я плохо знаю учебный материал; 7 человек, 44 %
    в) я буду считаться плохим учеником; 2 человека, 12,5 %
    г) товарищи будут смеяться надо мной; 6 человек, 37,5 %
    д) мама будет расстроена;        13 человек, 81,3 %
    е) учительница будет недовольна; 5 человек, 31 %
    ж) я весь класс тяну назад;   3 человека, 19%   
    з) меня накажут дома;    5 человек, 31 %          
    и) мне не купят красивую вещь.     1 человека, 6,3 %
    2. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе:

  • не знаю, как учить параграф; 0

  • не могу организовать себя на уроке; 1 человека, 6,3 %

  • очень устаю в школе, не остается времени и сил на выполнение домашнего задания; 5 человек, 31 %          

  • вопросы учителя слишком трудные; 3 человека, 19%   

  • не успеваю осваивать новый материал на уроке; 5 человек, 31 %

  • очень высокие требования учителей; 3 человека, 19%   

  • испытываю большие трудности в пересказе параграфа; 3 человека, 19%   

  • не понимаю объяснения учителем нового материала; 1 человека, 6,3 %

  • учитель больше спрашивает, чем объясняет; 1 человека, 6,3 %

  • не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает; 4 человека, 25 %

  • не привык к учителям; 4 человека, 25 %

  • нуждаюсь в дополнительной помощи учителя; 2 человека, 12,5 %

  • нуждаюсь в дополнительной помощи родителей; 2 человека, 12,5 %
    3. Какие предметы для тебя самые трудные – математика - 50 %, русский- 31 %, история -25 %, география – 25 %, литература – 19 %, обществознание- 31%

    4. На каких уроках ты чувствуешь особую тревогу, что можешь получить не только тройку, но и двойку: Математика, русский, литература, география, история


5. На каких уроках задают особенно много домашних заданий?
Математика-75%, русский язык и история -44 %,
6. Что тебе мешает учиться? -- Не хватает терпения, не всегда делаю домашние задания, не понимаю тему урока, устаю после школы очень сильно, из-за тренировок не хожу на дополнительные занятия, не успеваю усвоить материал на уроке, шум на уроке, иногда отвлекает сосед, трудно усваивать новый материал, другие дополнительные дела.
7. Что (кто) тебе помогает учиться? ---- Сам читаю учебник, учу параграф, сам пытаюсь решать и думать. Помогает мама, папа, учитель ( 8 человек), Никто не помогает. Сама себе помогаю.
8. Что ты можешь сделать сам, чтобы повысить свою успеваемость? Я могу! Хорошо работать на уроке. Выучить уроки. Отвечать на вопросы. Учиться на отлично. Делать домашние задания. Получать «5». Не отвлекаться на уроке. Ходить на дополнительные занятия. Учить уроки. Слушать учителя. Хорошо отвечать на уроках.

9. Какова, по-твоему, основная цель твоей учебы? --- Получить хорошую работу. Получить много знаний. Уйти из школы с золотой медалью. Получить красный диплом. Решить контрольную работу. Чтобы были знания. Успевать делать все задания. Закончить школу на отлично. Окончить школу на золотую медаль. Получить «5». Много чего знать и закончить школу на «отлично». Закончить школу ударницей. Научиться многому. Хочу отучиться и пойти работать в полицию. Хочу хорошо учиться, чтобы получить хорошую работу.



Анкета «Изучение школьной мотивации учащихся» (Н.Г.Лускановой).).

Отрицательный ответ - 0 баллов.

Нейтральный — 1 балл.

Положительный — 3 балла.

1.Тебе нравится в школе или не очень? 10 чел – 3 б., 6 чел. – 1б.

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома? 13 чел.- 3 б., 1 – 1б., 2 – 0б.

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу приходить необязательно, то ты пошёл (-ла) бы в школу? 8 – 3 б., 5 – 1б., 3 – 0б.

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 12 – 3 б., 3 – 1 б., 1ч. – 0б.

5.Ты хотел (-а) бы, чтобы не задавали домашних заданий? 8 – 3б., 5 – 1б., 3 – 0 б.

6.Ты хотел (-а) бы, чтобы в школе остались только определённые предметы? 6 – 3 б., 3 – 0б., 7 - 1б.

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? 6 – 1б., 7 – 3б., 3 – 0 б.

8.Ты бы хотел (-а), чтобы у тебя был менее строгий учитель? 5 – 3б., 5 – 0б., 6 – 1б.

9.У тебя в классе много друзей? 9 – 3 б., 3 – 0б., 4 – 1 б.

10.Тебе нравятся твои одноклассники? 10 – 1 б., 5 – 3 б., 1 - 0б.

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации - НЕТ;

20-24 балла - средний уровень – 6 учеников, 37,5 %;

15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию (общение в школе, атрибутика школьной жизни и т.п.) – 8 учеников, 50 %;

10-14 баллов — низкая школьная мотивация; 2 ученика – 12,5 %

ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. – нет.



Методика « Шкала тревожности».

( по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша)

Инструкция. Ниже перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, то поставьте — 0. Если она немного волнует, беспокоит — 1. Если ситуация достаточно неприятна и вы хотите избежать её, то поставьте — 2. Если ситуация неприятна, вызывает беспокойство, тревогу, страх — 3. А если ситуация крайне неприятна, вызывает очень сильный страх — 4.

1.Отвечать у доски. 7 чел.- 0 баллов, 7 чел – 1 балл, 2 чел.- 2 балла

2.Пойти в дом к незнакомым людям. 6 чел – 2 балла, 7 чел – 3 балла, 3 чел – 4 балла.

3.Участвовать в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. 12 чел. – 0 баллов, 4 чел.- 1 балл

4.Разговаривать с директором школы. 5 чел.- 1 балл, 3 чел.- 2 балла, 5 чел – 3 б., 3 чел. – 4 б.

5.Думать о своём будущем.12 чел. – 0 баллов, 3 чел – 1 балл, 1 чел- 2 балла.

6.Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить. 2 чел. -0 б., 2 чел. – 1 б., 2ч. – 2 б, 6 чел. – 3 б., 4 чел. – 4 б.

7.Тебя критикуют, в чём-то упрекают. 3 чел – 1 б., 9 чел. – 2 б., 4 ч.- 3 б.

8.На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь( наблюдают за тобой во время работы, решения задачи и т.п.) 5 ч.- 0 б., 4 ч.- 1 б, 2ч.- 2б, 2ч. – 3 б., 3 ч.,- 4 б.

9.Пишешь контрольную работу. 2ч. -0 б., 2ч. – 1 б.,3 ч. – 2 б., 5 ч. – 3 б., 4 ч. – 4 б.,

10.После контрольной учитель называет отметки. 4ч. – 1б., 4ч. – 2 б., 5ч. – 3б., 3ч. – 4 б.

11.На тебя не обращают ни какого внимания. 3ч. – 0 б., 6 ч. – 1 б., 5 ч.- 2 б., 2 ч. – 3 б.

12.У тебя что-то не получается. 3 ч. 1 б., 7 ч. – 2 б., 4 ч. – 3б., 2ч. – 4 б.

13.Ждёшь родителей с родительского собрания. 3ч. – 0 б., 2ч.- 1 б., 3 ч.- 2 б., 2ч. – 3 б., 6 ч. – 4 б.

14.Тебе грозит неудача, провал. 1ч – 1б., 4ч.-2б., 6ч. – 3б., 5 ч.- 4 б.

15.Слышишь за своей спиной смех. 4ч. – 0 б., 2ч.-1б., 6 ч. – 2 б., 5 ч.- 3 б., 1ч. – 4 б.

16.Сдаёшь в школе зачётную работу. 4ч – 1б., 5ч.-2б., 4ч.- 3 б., 3ч.- 4 б.

17.На тебя сердятся, но ты не знаешь почему. 1ч.- 0 б., 4ч.-1 б., 7ч.-2 б., 4ч.- 3б.

18.Выступать перед большой аудиторией. 3ч.- 0б., 5ч.-1б., 2ч.-2б., 3ч.-3б., 3ч.-4 б.

19.Тебе предстоит важное, решающее дело. 2ч.-0б., 8ч.- 1 б., 6ч. – 3 б.

20.Не понимаешь объяснений учителя. 3ч.- 0б., 3ч- 1б.,7 ч.- 2б., 5 ч. – 3 б.

21.С тобой не соглашаются, противоречат тебе. 2ч.- 0 б., 6 – 1б., 5 – 2б., 3 – 3 б.

22.Сравниваешь себя с другими. 2 – 0 б., 2 – 1 б., 4 – 2 б., 4 – 3 б., 4 – 4 б.

23.Проверяются твои способности. 2- 0 б., 6 – 1 б., 6 – 2 б., 1 – 3 б., 1 – 4 б

24.На тебя смотрят как на маленького (-ую). 2 – 0 б., 3 – 1 б., 4 – 2 б., 6 – 3 б., 1 – 4 б.

25.На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос. 1 – 0 б., 5 – 1 б., 3 – 2 б., 3 – 3 б., 4 – 4 б.

26.Замолчали, когда ты подошёл ,подошла. 4 – 0б., 1 – 1 б., 7 – 2 б., 4 – 3 б.

27.Оценивается твоя работа. 2 – 0 б., 4 – 1 б., 4 – 2 б., 4 – 3 б., 2 – 4б.

28.Думаешь о своих делах. 4 – 0б., 4 – 1 б., 4 – 2 б., 2 – 3б., 2 – 4 б.

29.Тебе надо принять для себя решение. 2- 0б., 8 – 1б., 3 – 2б., 3 – 3б.

30.Не можешь справиться с домашним заданием. 1 – 1б., 6 – 2 б., 7 – 3 б., 1 – 4 б.

Методика включает ситуации 3-х типов:

    • ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

    • ситуации, связанные с представлениями о себе;

    • ситуации общения.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Уровень тревожности

Уровень общей тревожности

Уровень школьной тревожности

Уровень самооценочной тревожности

Уровень межличностной тревожности

Нормальный

9 чел, 56 %

4 чел, 25 %

11 чел., 69 %

8 чел, 50%

Несколько повышенный

5 чел, 31 %

7 чел, 44 %

4 чел, 25 %

5 чел, 31 %

Высокий

2 чел, 12,5 %

4 чел, 25 %

0

3 чел., 19 %

Очень высокий

0

1 чел, 6,3 %

0

0

«Чрезмерное спокойствие»

0

0

1 чел, 6,3 %

0



В таблице перечислены проблемы, с которыми я столкнулась в работе с пятиклассниками, названы возможные пути их решения и коррекции.

Проблема

Возможности разрешения

Наличие у детей «психологического барьера»- ожидание трудностей обучения в 5 классе

Знакомство родителей и детей со своими будущими учителями в 4 классе, проведение мероприятий, родительских собраний совместно с учителем 5 класса

Привычка получать оценку за любое самое малое действие

Добиваюсь развёрнутых, полных ответов, чёткой и грамотной речи; не допускаю выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы.

Недостаточная техника чтения, проблемы в понимании текста, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его

Предлагаю задания на проверку знания и понимания математических терминов, чтение вслух и анализ условия задачи

Неустойчивость внимания, слаборазвитая оперативная память

Предлагаю вычисления, упражнения на тренировку внимания и памяти

Недостаточная тренированность долговременной механической памяти

Практикую письменный опрос, проведение математических диктантов на знание правил

Недостаточные умения устных вычислений

Проведение устного счёта

Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел

Регулярное повторение алгоритма выполнения действий, включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление

Проблемы в решении текстовых задач

Предлагаю представить ситуацию, о которой идёт речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме

Регулярно отслеживаю качество знаний. Через проведение мониторинга отслеживаю предметные результаты. Провожу индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.

Вывод: Адаптационный период для большинства учащихся прошел успешно, все имеют положительные четвертные отметки. Продолжить работу по формированию сплоченного коллектива. Работать над повышением школьной мотивации. Проводить диагностики и результаты использовать в работе.

Рекомендации:
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

2. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют интерес и к учёбе, и к школе, и к своему классу.

3. Организуйте так учебный труд, чтобы каждому ребёнку захотелось учиться, а для этого нужно формировать интерес к предмету в целом. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор. Ещё Л. Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

4. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

5. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

6 . В этот период должна быть тесная связь школы и родителей: родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно должны познакомиться с одноклассниками ребенка и общаться с ними после школы.

7. И учителя, и родители должны следить за состоянием ребёнка в период адаптации: не забывайте о смене учебной деятельности, наблюдайте за правильной позой во время урока, создавайте условия для двигательной активности на переменах. А родители обязательно должны вводить в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Мы должны вместе воспитывать ответственность ребенка за свое здоровье.