СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптационный период - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.Внимательное и терпеливое отношение , позитивный настрой на совместное сотрудничество – залог успешного обучения и развития ребенка в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области .










Адаптация первоклассников














учитель начальных классов

Рогатина Ирина Викторовна

















п.Первомайский 2016


Адаптация первоклассников к школе.

Современная школа с первых дней ставит перед ребенком много задач. Обучающемуся необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные правила поведения, научиться работать в классном коллективе, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познаниюНо в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, ребѐнок должен поверить в свои силы. Нужно особое внимание уделять тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка. 88% детей адаптировалось к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них возникают сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения освоиться и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня. Но к концу сентября произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. 12% детей не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Этим ребятам потребовалось больше времени; они играют на уроках, выясняют отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя. И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям.

Признаки адаптации ребенка к школе: Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники. Ему нравится его учительница. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!" Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Я заполняла на каждого ребѐнка анкету учителя. Анкета была составлена из следующих вопросов. Если можно утверждать «безусловно да», ставила в соответствующей графе напротив его фамилии цифру «1», если «скорее да, чем нет» - цифру «2», «скорее нет, чем да» - цифру «3», «безусловно нет»- цифру «4».

Вопросы: Охотно ли, с интересом ли ребенок учится?

Достаточно ли ответственно относится ребенок к учению?

Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?

Стремится ли к улучшению своих результатов?

Активен ли на уроках, часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?

Вполне ли дисциплинирован?

Умеет ли организовать свою работу?

Достаточно ли внимателен?

Соответствует ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?

Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?

Нуждается ли ребенок в дополнительной помощи при выполнении заданий?

Вполне ли удовлетворительно усваивает программные знания, умения, навыки?

Подсчитала средний балл по каждому ребенку. 80% детей не испытывают трудностей адаптации к школе, эти ребята набрали средний балл от 4,2 и выше. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе, таких ребят оказалось трое из 25 обучающихся класса. Исходя из этого, можно заключить, что у большинства учащихся, в процессе адаптации, произошло приспособление к школьным нагрузкам на физическом уровне. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что взаимопонимание учителя с учащимися оказывает существенное влияние на успешную адаптацию учащихся к школьному обучению.

По мере знакомства учеников в классе друг с другом, отзывы об одноклассниках планомерно приобретали всѐ больше положительных оценок у большего количества детей. Это говорит, что, проводившиеся занятия и деятельность учителя, сплачивала учащихся и развивала их межличностное общение. Отзывы об учебной деятельности школьников основывались на таких характеристиках как: интерес, увлечение новой информацией, легкость усвоения материала и т.д. К концу первой недели происходит резкое убывание положительных отзывов об учебной деятельности в оценках детей. Отмечается сложность понимание материала с первого раза, неумение систематизировать новый материал. Но, начиная с третьей недели, положительные отзывы об учебной деятельности, давали все большее количество учащихся. Это связано с фактом приспособления учащимися к новому виду деятельности – учению, и к новым условиям – школа.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Программа «Обучение грамоте и письму» Авторы В.А.Илюхина Т.М. Андрианова Обучение грамоте – это курс начального изучения детьми фонетики, графики и орфографии родного языка. При этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи учащихся, развитию орфографической зоркости. В адаптационный период дети учатся общаться друг с другом, с учителем, высказывать свое мнение. Этому помогают и сам «Букварь», и инсценировки сказок и стихов, и музыкальное сопровождение. Очень нравятся детям песни и стихи про буквы, которые они слушают и заучивают . Программа «Математика». Авторы М.И. Башмакова, М. Г. Нефѐдова .

В адаптационный период в соответствии с программой дети знакомятся с темой «Считаем предметы, сравниваем предметы» и др. Некоторые предметы можно провести на воздухе. Их можно провести в форме игр: «Листья» (определи размер, цвет, форму), « У кого больше шишек?» и др. Программа «Окружающий мир». Авторы Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова. Вводя ребенка в учебную деятельность, надо соблюдать преемственность между дошкольным и школьным периодом. Познавательная деятельность должна осуществляться на знакомом материале. Учебный материал представлен в основном зрительным рядом, а не описательным текстом. Для введения понятий и представлений о явлениях окружающего мира лучше использовать дидактическую игру. Организация познавательной деятельности на свежем воздухе.

В октябре в классе было организовано родительское собрание на тему «Итоги адаптационного периода». Все родители делились своими наблюдениями за детьми, обсуждали вопросы анкетирования по проблеме. И что было особенно приятно, что все дети с желанием ходят в школу и с нетерпением ждут нового учебного дня! А это значит, что адаптация у многих детей проходит успешно.

10 правил – помощников для родителей

  1. Выработайте четкий режим дня. Повесьте его на стену – пусть малыш сверяется с ним.

    2. Не держите ребенка за столом более 15-20 минут.

    3. Во время выполнения ребенком задания старайтесь присутствовать поблизости, чтобы оказать помощь и чтобы ребенок не отвлекался

    4. Включайте в задания игровой момент.

    5. Оценивайте не личность ребенка, а его действия.

    6. Никогда не сравнивайте успехи вашего ребенка и других детей. Сравнивайте его достижения или неудачи с его же прошлым опытом.

    7. Больше хвалите ребенка.

    8. Не требуйте от ребенка невозможного, он обязательно всему научится!

    9. Никогда не пугайте ни школой, ни учителями.

    10. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если школа станет частью вашей жизни. Важно сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу. Сохранить радость жизни. Он все равно научиться читать, писать и считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо.

    Литература по теме:

    « Как помочь первокласснику хорошо учиться», М.М. Безруких, С. П. Ефимова, Б.С. Круглов. Изд. «Астрель», Москва.2003г.

    Журнал « Начальная школа» №8, 2001г.

    Журнал « Мой ребенок» №5, 2007 г.

    «Школа для дошколят», Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Изд. «РОСМЭН», 2001 г. «Общаться с ребенком. Как?», Ю.Б. Гиппенрейтер. Изд. «ЧеРо», Москва.2003 г. «Первый класс – день за днем» В.Л.Тузова.Изд. «КАРО»,2002 г.