СПРАВКА
по итогам наблюдений за преемственностью
в обучении и адаптацией учащихся 1-ых классов
в соответствии с ФГОС НОО
Цель проверки:
1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников при переходе из детского сада в школу;
2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;
3) изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте.
4) проанализировать соответствие условий организации режима образовательного процесса нормам СанПин
Сроки проверки: сентябрь - октябрь 2017 года.
В соответствии с планом работы школы на 2017/2018 учебный год и внутришкольным контролем была проведена проверка организации работы в 1 классах школы.
В ходе проверки проводилось:
- изучение документации (личные дела обучающихся, электронные журналы),
-беседы с учителями,
-посещение уроков и занятий внеурочной деятельности,
- классные родительские собрания.
В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
- режимные трудности;
- коммуникативные трудности;
- проблема взаимоотношения с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам:
Интеллектуальная готовность;
Личностная готовность;
Социально-психологическая готовность;
Физическая готовность.
Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе:
Высокий уровень;
Средний уровень;
Низкий уровень.
В 2017/2018 учебном году в школе 81 первоклассников, функционирует три первых класса: 1а - 30 учащихся (кл. руководитель Соколова О.Л..) , 1б - 25 учащихся (кл. руководитель Галимханова Ф.С.) и 1в- 25 учащихся (кл. руководитель Евдокимова Л.С..) состав учащихся гетерогенный Первые классы работают по УМК «Перспектива», календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований данной программы.
В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.2821-10. «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классе продолжительность урока в первом полугодии - 35 минут каждый. На уроках проводятся физкультминутки.
С целью проверки были посещены уроки в первых классах заместителями директора по УВР Гафиятуллиной Ч.Р.., Насыбуллиной А.А., Чепкуновой Г.У., Скворцовой С.С., Маматалиева Г.Г., психологом Курняевой С.А. Изучался микроклимат в классных коллективах, также велось наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов к новым условиям, проводилась диагностика школьной зрелости.
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребёнка.
Обучение проводится с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе с использованием «ступенчатого» режима обучения (сентябрь - 3 урока по 35 минут, октябрь – ноябрь – 4 урока по 35 минут)
- в середине учебного дня организована динамическая пауза
- обучение проводится без бального оценивания знаний учащихся и домашних заданий.
Для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся по 3 урока физической культуры в неделю, что соответствует п. 10.20 СанПин 2.4.2.2821-10.
При организации занятий в группе продленного дня проводится в каждом классе прогулка, что соответствует п. 10.28 СанПин 2.4.2.2821-10.
Анализ посещённых уроков свидетельствует о том, что педагоги, работающие в первых классах:
- успешно внедряют в практику ФГОС по всем направлениям: формирование УУД, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие учащихся во внеурочное время;
- владеют методикой преподавания предметов на высоком уровне;
- хорошо знакомы с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей.
На каждом из посещённых уроков была наглядность, присутствовали игровые и занимательные моменты, проводились физминутки , учитывались психолого-возрастные особенности первоклассников. На уроках по окружающему миру, математике при объяснении нового материала учителя опирались на имеющие у детей знания и опыт, использовались элементы проблемного обучения. На уроках учителя стараются создать непринуждённую атмосферу, продумана система работы, заданий, вопросов, позволяющих детям быть работоспособными в течение всего урока и выполнять достаточно большой объём работы.
Отмечается активность учащихся в урочной деятельности, на разных этапах урока. У большей части детей развита любознательность, способность к творческому самовыражению. Большая часть учащихся умеют читать в соответствии с нормативами. Однако есть и такие дети, которые по данным психолога, дезадаптированы и нуждаются в специальной помощи, у них наблюдается несформированность навыков учебной деятельности, недисциплинированность, невнимательность.
Для диагностики уровня адаптации учащихся, были применены следующие методики: «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой (цель: диагностика сформированности школьной мотивации и самоощущения ребенка в школе). «Домики» О.А. Ореховой, основанный на цветовом тесте Люшера (цель: проведение диагностики эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, анализ эмоционального отношения ребенка к школе). Тест Керна-Йирасика (цель: выявление умений ребенка ориентироваться, на образец, точно его копировать, сенсорной координации и тонкой моторики, готовности к школе) В обследовании приняло участие 81 ученик.
В 1 «А» классе обучается 30 человек, из них 17 человек - первый уровень (высокий уровень мотивации) У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. 6 человек - второй уровень (хорошая школьная мотивация) Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью.
6 человек - третий уровень (положительное отношение к школе ,но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью).
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе ,однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель ,ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Истекший период обучения и тест «Керна - Йерасика», направленный на оценку готовности к школе, показали:
С высоким уровнем готовности 16 учеников. Ребята способны работать по аналогии, делать выводы, различают временные промежутки, они могут удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 12 учащихся. Обычно у этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
Низкий уровень готовности у 1 ученика - Силахин Тмофей. Этот ребенок затрудняется работать самостоятельно, не справляется с самостоятельными работами, усваивает учебный материал фрагментами, требует постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, может работать с длительными переменами. У него низкий кругозор, недостаточная осведомленность.
6 учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения.
В 1 «Б» классе обучается 26 человек, из них 18 уч. (78%)- первый уровень (высокий уровень мотивации)У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
6 уч. (13%)- второй уровень (хорошая школьная мотивация) Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью.
2 уч. (8.6%), Гафуров Т., Шакиров К. - третий уровень (положительное отношение к школе ,но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью)
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе ,однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Истекший период обучения и тест «Керна - Йерасика», направленный на оценку готовности к школе, показали:
С высоким уровнем готовности у 10 уч. Так как ребята способны работать по аналогии, делать выводы, различают временные промежутки, они могут удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 12 уч. Обычно у этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
С низким уровнем готовности у 4 уч. Гафуров Т., Раджавалиев Ж., Камолов М., Шакиров К. Ученики отрицательно или индифферентно относятся к школе; не редки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдается нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнение самостоятельных учебных заданий не проявляется интереса; к урокам готовятся не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминая и побуждения со стороны учителя и родителей; общественные поручения выполняют под контролем, без особого желания, пассивны; близких друзей не имеют. Что требует особого внимания классного руководителя, родителей и психолога.
7 учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения.
В 1 «В» классе обучается 26 человек, из них 5 человек - первый уровень (высокий уровень мотивации). У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
14 человек - второй уровень (хорошая школьная мотивация) Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью.
7 человек - третий уровень (положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью).
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе ,однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Истекший период обучения и тест «Керна - Йерасика», направленный на оценку готовности к школе, показали:
С высоким уровнем подготовки 5 человек. Ребята способны работать по аналогии, делать выводы, различают временные промежутки, они могут удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся могут работать по инструкции, заданному плану. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 13 человек. Обычно у этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
Низкий уровень готовности у 7 учеников - Семенов, Зиганшина, Желтышева, Власов, Соловьева, Бахшиев, Романов. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У них низкий кругозор, недостаточная осведомленность.
7 учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения . (Байдулова, Климов, Массаров, Семенов, Шпякин, Соловьева, Романов)
Выводы и рекомендации:
Проведенное исследование позволило выявить детей, которые в первую очередь нуждаются во внимании и помощи педагога - психолога .
Педагогам было рекомендовано давать этим детям больше поддержки, демонстрировать веру в их возможности.
В начале сентября был проведен стартовый мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Входные диагностики были направлены на выявление состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что
в 1-а классе 53,8% учащихся имеют высокий уровень, 38,5%- средний уровень и 7,7 % -низкий уровень.
в 1-б классе 36,3% учащихся имеют высокий уровень, 50%- средний уровень и 4,5 % -низкий уровень.
в 1-в классе 30% учащихся имеют высокий уровень, 43%- средний уровень и 17 % -низкий уровень.
Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ученику при обучении в 1 классе.
Рекомендовано:
Отметить работу учителей Соколовой О.Л., Галимхановой Ф.С., Евдокимовой Л.С. по адаптации первоклассников к процессу обучения.
Педагогам, воспитателям групп продленного дня и психологу организовать педагогическую и психологическую помощь детям с ослабленным вниманием.
Рекомендовать педагогу - психологу школы Курняевой С.А. тесно работать с воспитателями и психологами МДОУ в выявлении неготовых детей, испытывающих трудности в подготовке к школьному обучению.
Рекомендовать учителям начальных классов посещение занятий в подготовительных группах МДОУ с целью знакомства с будущими учениками.
одобрить работу педагогов по реализации ФГОС НОО.
Зам. директора по УВР в начальных классах Ч. Р. Гафиятуллина
1 ноября 2017 года