Адаптация первоклассников к обучению в коррекционной школе
Первый год обучения в коррекционной школе – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в школу меняется многое:
- место ребенка в системе общественных отношений;
- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;
- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);
- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.
Адаптация к обучению в коррекционной школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям.
Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:
А) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.
Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.
В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.
Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:
1. Показатель интеллектуального развития.
2. Показатель эмоционального развития.
3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.
4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:
1. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет.
Фактически низкий уровень адаптации является показателем школьной дезадаптации, к которой может привести длительное психологическое напряжение, связанное с новизной учебной ситуации. Дезадаптация характеризуется следующими симптомами: раздражительность, недисциплинированность, невнимательность, быстрое утомление, безответственность, отставание в учебе, нежелание ходить в школу. При этом одни дети становятся шумными, крикливыми, капризными, другие – замкнутыми, скованными, незаметными, при замечании начинают плакать. Другими словами, нарушения адаптации могут выражаться в виде активного протеста (враждебность) и пассивного протеста (избегание), а также повышенной тревожности и неуверенности, что часто приводит к нарушению сна, аппетита, обострению хронических заболеваний.
Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.