СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учащихся 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Но в последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 1 класса»

Описание методов исследования

Программа исследования адаптации первоклассников состоит из cледующих методик:

1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Исследование адаптации тестом «Домики» — определение эмоционального состояния ребенка в школе, личностных взаимоотношений, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях.

4. Перспективная методика «Школа зверей» - данная методика дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Анализ изображенного рисунка дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Проводилось исследование адаптации учащихся первого класса в октябре–ноябре, поскольку сначала нужно было дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре классный руководитель просто вел наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен.


Интерпретация результатов

Лучше использовать две системы анализа: качественную и количественную (балловую). Они позволяют быстро подсчитать баллы и выявить определенный уровень сформированности того или иного показателя психологической адаптации ребенка в школе.

1. Исследование внутренней позиции школьника

(См. «Опросный лист»)

1-й вопрос.

На этот вопрос дети, как правило, отвечают «да». Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» — ребенок отвечает «учиться, писать, читать, уроки», то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: «как со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена» — в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й вопрос.

Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «вопросы задает», «учит писать, читать», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая, добрая, не ругает», «ставит пятерки», «хорошо выглядит», «отношением к детям», поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос.

1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится «писать, читать», «математика, чтение, письмо». 0 баллов — если больше всего нравится «гулять», «рисовать», «лепка, труд, физкультура», «играться», особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й вопрос.

Большинство детей на этот вопрос отвечают так: «Дома скучно без учителя, без парты», «дома нехорошо, а в школе лучше», «дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать», «буду прогульщицей», «дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать», «дом это не школа, там нет учителя». Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: «Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки», «в школе можно заниматься, читать, ум набавлять», «хочется учиться», «тогда не будешь ничего знать, надо учиться», «в школе можно всему научиться».

5-й вопрос.

Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если первоклассник выбирает роль учителя («я всегда играю учителя», «хочу учить детей») или роль ученика («учеником быть интересней», «я еще маленький и ничего не знаю», «можно поднимать руку»), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет «стать умным», «нравится учиться», «нравится решать примеры, писать», то за этот ответ можно поставить 1 балл.

6-й вопрос.

В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок – «дошкольник» будет выбирать перемену (0 баллов), потому что его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок – «школьник» выбирает урок (1 балл), так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й вопрос.

С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов — если нет друзей или только один друг.




Анализ результатов

Количественный: если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6–7 баллов, то позиция школьника сформирована. Если 4–5 баллов, позиция школьника сформирована средне. 3 и менее баллов — позиция школьника сформирована слабо.

6-7 баллов. Высокий уровень сформированности позиции школьника

4-5 балла. Средний уровень сформированности позиции школьника

Менее 3. Низкий уровень сформированности позиции школьника

-







Качественный: позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.

Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая.


2. Определение мотивов учения

В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.

Анализ результатов

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

3 балла. Уровень нормальный

2 балла. Уровень учебной мотивации средний

0-1 балл. Уровень учебной мотивации низкий.








Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению. (…).

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу (….).

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.( ……).


3. Определение эмоционального состояния ребенка в школе, личностных взаимоотношений, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях ( Тест «Домики»).

Определение эмоциональной самооценки ребенка

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми. (…...)

Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится (….).


Интерпретация результатов (см. табл.)

Таблица

Определение эмоционального состояния ребенка в школе

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2

ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18

20 ЭС 32 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса или о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10 ЭС 18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

0 ЭС 8 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.


20 ЭС 32

10 ЭС 19

0 ЭС 8






Анализ результатов:

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» — ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета — 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.

Если ответы ребенка оцениваются в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Если ответы оцениваются в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Если ответы оцениваются в 0–3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Эмоциональное отношение ребенка к школе

Отношение к школе положительное (7 и более баллов)

Возможное проявление негативного отношения к отдельным сторонам учебного процесса (4-6 баллов)

Негативное отношение к школе (менее 4 баллов)





Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5- хроническое переутомление, истощения, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.

0,51-0,91 компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Результат работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению.


Оптимальная работоспособность

Компенсируемое состояние усталости

Хроническое переутомление. Нагрузки непосильны для ребенка.



-



4. Перспективная методика «Школа зверей»

Данная методика дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Анализ изображенного рисунка дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

  1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Такого положения на рисунках обучающихся 1 класса нет.

…. расположил рисунок ярусно (рисунок состоит из двух частей), … также нарисовал рисунок, состоящий из двух частей – полюсов, между которыми поместил самого себя.

Ни у кого из учеников первого класса рисунок не располагается в нижней части листа – что свидетельствует о том, что заниженной самооценки у детей нет.

Основное количество рисунков располагается на средней линии – что является нормой.

  1. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл). Такие фигуры имеются на рисунке …..

Наличие данных линий, а также их затемнение , прорисовка говорит о защите от окружающих. Множество острых углов изображено на рисунке ….. – что говорит о наличии агрессии.


  1. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости – именно такой нажим наблюдается на большинстве рисунков.

  1. Наличие деталей, соответствующих органам чувств - глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации. Глаза имеются на всех детских рисунках. Только у ….. глаза есть только у одного «животного».

Изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Такие прорисованные детали имеются на рисунках ….. Открытый рот изображен на рисунке …. – это говорит о легкости возникновения страхов. Зубы, которые означают наличие вербальной агрессии отсутствуют на всех рисунках.

  1. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения животных (играют, изображены в учебной деятельности и т. д. ) есть на рисунках …... – это говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками.

На рисунке …. изображено много фигур, стоящих рядом, но себя он к этим фигурам не относит. Его подпись «Я» стоит обособленно. Можно сделать вывод о трудностях в построении контактов с другими учениками.

  1. Характер отношений между животным – учителем и животным, изображающим ребенка.

Противопоставления между учителем и учеником имеются только на рисунке …., все остальные рисунки ученики находятся в непосредственной близости от учителя, на одной линии с ним.

  1. Изображение учебной деятельности.

Школа привлекает учебной деятельностью ….. – именно на рисунках этих обучающихся изображена учебная деятельность.

Остальных обучающихся школа привлекает своими внеучебными сторонами.

На рисунках …. невозможно разобрать никаких признаков учителей и учеников, школы и учебной деятельности – это может быть сигналом того, что у детей еще не сформировалась позиция ученика, они не осознают своих задач как школьники.

  1. Цветовая гамма.

…. рисунки этих учеников выполнены в ярких и красочных цветах. Это говорит о благополучном эмоциональном состоянии детей в школе.

….. выполнены в мрачных тонах, что может свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

На основание результатов, можно сделать следующие выводы:

В конце исследования, проведя обработку всех ответов ребенка, подсчитав баллы по каждой методике, проанализировав особенности поведения ребенка во время исследования, приходим к следующим выводам:

1 группа. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное. К таким ребятам относятся ….

2 группа. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно. К таким ребятам относятся ….

3 группа. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю. К таким ребятам относятся …..




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2005.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2006.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2004.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб., 2004.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2005.

Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М., 2003.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб., 2004.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.

Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб., 2003.