Доклад на тему:
«Адаптация учащихся 5 А класса к новым условиям обучения и воспитания»
Подготовила: учитель математики,
классный руководитель 5 А класса
Борискина И.А.
Ноябрь, 2019
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача классного руководителя с помощью социального педагога и психолога – разобраться, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные принадлежности к уроку и т.д.
Классному руководителю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к. дети, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. Классному руководителю также необходимо подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, неорганизованности, забывчивости. При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.
Сравнив данные учащихся 5 А класса с предыдущим годом обучения, мы увидим, что в 4 классе на конец учебного года качество составляло 43% (2 отличницы –Кожухова Глория и Романцова Варвара, 8 хорошистов), на конец первой четверти этого учебного года качество составило 36 %. В классе одна отличница (Романцова Варвара) и 7 хорошистов.
Успеваемость учащихся 5 А класса по итогам I четверти составила 100 %.
Вывод: процент качества знаний по классу снизился на 7 %.
Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню, что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.
Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Задача учителя - помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.
Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, психологе, социальном педагоге. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• отличием систем и форм обучения;
• различием требований со стороны учителей – предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми;
новыми предметами;
необходимостью освоения большего количества информации;
дискомфортом, связанным с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";
психологический дискомфорт;
переходом на кабинетную систему обучения;
уже имеющимися индивидуальными особенностями - страхом неуспешности.
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога – психолога и учителей – предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода. Можно предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
Родителям рекомендуется:
• обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
• основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания, и навыки. Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать возникшие перед ним проблемы.
И в конце выступления хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не выпрашивай ничего.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!