Аннотация Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие ему при сохранении здоровья удовлетворить свои потребности. Школа стремится с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни. В процессе школьного обучения ребёнок проходит три переломных момента: 1. Поступление в первый класс 2. Переход из начальной школы в основную (5 класс) 3. Переход из основной школы в старшую (10 класс) Каждый из этапов имеет свои сложности. Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: • сменой социальной обстановки • изменением роли учащегося • увеличением учебной нагрузки (не один учитель, а не-сколько) • увеличением темпа работы (дети пишут медленно) • изменением режима дня • изменением коллектива • разностью систем и форм обучения • различием требований со стороны учителей-предметников • изменением стиля общения учителей с детьми Цель адаптации заключается в предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 – классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс. Задачи адаптации: • обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения; • помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися учениками в новых условиях обучения; • информировать родителей о проблемах адаптации детей и возрастных особенностях; оказывать психологическую помощь и поддержку; • способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и психологов; • повышать уровень профессиональной компетентности учителей (проведение семинаров), педагогической компетентности родителей. Преемственность трактуется сегодня как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных её аспектов: • дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения; • психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка; • методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию предметных понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся. • оздоровительного, включающего здоровьесберегающие аспекты урока • воспитательного, осуществляющего непосредственную связь основного и дополнительного образования • диагностико-аналитического, осуществляющего мониторинг, тестирование, анкетирования учащихся для полного понимания сложившейся картины. Обеспечение преемственности в обучении. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК: Создание условий для овладения достаточного уровня ОУУН и специальных ЗУН для осуществления непрерывного образовательного процесса, для развития профессиональных компетенций и мотивации учителей ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК: Диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса, методической работы; координация деятельности школьных структур по обеспечению концентрированного воздействия на учащихся, педагогов, родителей ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК: Создание условий обучения, способствующих сохранению здоровья участников образовательного процесса с учетом преемственности ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК: Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса для создания комфортных условий обучения и воспитания учащихся ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК: Создание условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования и оптимальных условий для самовыражения и самоопределения учащихся Школа стремится с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни. Нам приходится учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей, индивидуальных различий. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны большого количества людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. К сожалению, дети очень мало проявляют инициативу, не умеют выходить из сложившейся ситуации самостоятельно. Также одной из основных причин является нестыковка программ начальной и средней школы, различие в критериях оценивания учащихся. Мы сами учителя средней школы (особенно после преподавания в старшей школе) не можем перестроиться на пятиклассника, который привык выполнять работу пошагово с чёткими комментариями учителя, работать в другом темпе. Важно учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал. С каждым годом всё сложнее вовлекать в процесс обучения ребёнка его родителей. XXI век, век ритма, движения и большинство родителей заняты работой и всё меньше времени уделяют детям, поэтому проблема отсутствия контроля со стороны родителей также является одной из основных. В связи с возникающими трудностями, проблемами, вопросами предлагаю индивидуальную траекторию оценивания знаний, умений и навыков учащихся 5-х классов. 1 триместр – ЧТО ПОЛУЧИЛ, ТО ПОЛУЧИЛ 2 триместр – ШАНС – ПООЩРЕНИЕ 3 триместр – ЧТО ЗАСЛУЖИЛ, ТО ПОЛУЧИЛ МОТИВИРОВАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ в учебно-воспитательном процессе: Преемственность форм и методов обучения Единство подхода к системе оценивания учащихся Создание ситуации успеха Разработка индивидуальных планов (программ) Система индивидуально-групповых занятий Психолого-педагогическое сопровождение Учителю, работающему с пятиклассниками необходимо осуществлять контроль, коррекцию учебного процесса по устранению возможных препятствий к созданию либо ситуации успешности обучения, либо к освоению базового компонента (слабоуспевающие учащиеся). Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера это и есть наша основная задача. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. www.festival.september.ru 2. www.vashpsixolog.ru |