СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учащихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат  приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие ему при сохранении здоровья удовлетворить свои  потребности. Школа стремится с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны  гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе»


Адаптация учащихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе



Аннотация
Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат  приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие ему при сохранении здоровья удовлетворить свои  потребности.
Школа стремится с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны  гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни.


В процессе школьного обучения ребёнок проходит три переломных момента:
1. Поступление в первый класс
2. Переход из начальной школы в основную (5 класс)
3. Переход из основной  школы в старшую (10 класс)

Каждый из этапов имеет свои сложности.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• сменой социальной обстановки
• изменением роли учащегося
• увеличением  учебной нагрузки (не один учитель, а не-сколько)
• увеличением темпа работы (дети пишут медленно)
• изменением режима дня
• изменением коллектива
• разностью  систем и форм обучения
• различием требований со стороны учителей-предметников
• изменением стиля общения учителей с детьми

Цель адаптации заключается в предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 – классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс.

Задачи адаптации:
• обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения;
• помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися учениками в новых условиях обучения;
• информировать родителей о проблемах адаптации детей и возрастных особенностях; оказывать психологическую помощь и поддержку;
• способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и психологов;
• повышать уровень профессиональной компетентности учителей (проведение семинаров), педагогической компетентности родителей.

Преемственность трактуется сегодня как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных её аспектов:
• дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения;
• психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка;
• методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию предметных понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся.
• оздоровительного, включающего здоровьесберегающие аспекты урока
• воспитательного, осуществляющего непосредственную связь основного и дополнительного образования
• диагностико-аналитического, осуществляющего мониторинг, тестирование, анкетирования учащихся для полного понимания сложившейся картины.

 Обеспечение преемственности в обучении.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК: Создание условий для овладения достаточного уровня ОУУН и специальных ЗУН для осуществления непрерывного образовательного процесса, для развития профессиональных компетенций и мотивации учителей
ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК: Диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса, методической работы; координация деятельности школьных структур по обеспечению  концентрированного воздействия на учащихся, педагогов, родителей
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК: Создание условий обучения, способствующих сохранению здоровья участников образовательного процесса с учетом преемственности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК: Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса  для  создания комфортных условий обучения и воспитания учащихся
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК: Создание условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования и оптимальных условий для самовыражения и самоопределения учащихся

Школа стремится с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей  к быстро меняющейся жизни.
Нам приходится учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей, индивидуальных различий.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны большого количества людей.
На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами.
Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. К сожалению, дети очень мало проявляют инициативу, не умеют выходить из сложившейся ситуации самостоятельно.

 Также одной из основных причин  является нестыковка программ начальной и средней школы, различие в критериях оценивания учащихся.
Мы сами учителя средней школы (особенно после преподавания в старшей школе) не можем перестроиться на пятиклассника, который привык выполнять работу пошагово с чёткими комментариями учителя, работать в другом  темпе. Важно учитывать, что высокий темп – одна из причин,  мешающая    пятиклассникам    усваивать материал.
С каждым годом всё сложнее вовлекать в процесс обучения ребёнка его родителей. XXI век, век ритма, движения и большинство родителей заняты работой и всё меньше времени уделяют детям, поэтому проблема отсутствия контроля со стороны родителей также является одной из основных.

В связи с возникающими трудностями, проблемами, вопросами предлагаю индивидуальную траекторию оценивания знаний, умений и навыков учащихся 5-х классов.
1 триместр – ЧТО ПОЛУЧИЛ, ТО ПОЛУЧИЛ
2 триместр – ШАНС – ПООЩРЕНИЕ
3 триместр – ЧТО ЗАСЛУЖИЛ, ТО ПОЛУЧИЛ

МОТИВИРОВАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ
СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ в учебно-воспитательном процессе:
  Преемственность форм и методов обучения
 Единство подхода к системе оценивания учащихся
 Создание ситуации успеха
 Разработка индивидуальных планов (программ)
 Система индивидуально-групповых занятий
 Психолого-педагогическое сопровождение

 Учителю, работающему с пятиклассниками необходимо осуществлять контроль, коррекцию учебного процесса по устранению возможных препятствий к созданию либо ситуации успешности обучения, либо к освоению базового компонента (слабоуспевающие учащиеся).

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера это и есть наша основная задача.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. www.festival.september.ru
2. www.vashpsixolog.ru