СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учащихся 5 класса к школьной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен классному руководителю 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 5 класса к школьной жизни»

Адаптация учащихся 5 класса к школьной жизни


Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет их дальнейшие успехи. 


В классе 4 учащихся, из них-3 девочки, 1 мальчик.

В начале учебного года передо мной стояла цель– обеспечить адаптацию учеников  при переходе из начальной школы к условиям обучения в среднем звене.

     Для достижения цели осуществлялись следующие задачи:

создавать в классе ситуацию успеха;

способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;

создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

развивать классное самоуправление;

стимулировать  интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.

Для диагностики адаптации я использовала:

- тест тревожности Филлипса;

- анкетирование «Отношение школьников к учению»;

- анкетирование «Коммуникативная культура педагога глазами учеников»;

- анкетирование родителей;

- анкетирование педагогов.

Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Сводная таблица результатов теста Филлипса

Класс 5

ФИ ученика

Показатели по видам (факторам) тревожности (в %)

Общая тревожность в школе

Переживания социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями



13,64

18,18

38,46

33,33

16,66

0

20

50



40,91

63,64

53,85

66,67

66,67

20

20

75



27,27

36,36

38,46

16,67

33,33

20

40

50



9,09

36,36

30,77

0

33,33

40

0

50










Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация (ситуация несоответствия желаний имеющимся возможностям) потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Анкетирование по вопросам отношения к учебе позволяет узнать мнение учащихся о школе.

Утром я просыпаюсь с мыслью: « Сегодня будет ....»

Хороший день,контрольная

Я прихожу в школу для того, чтобы...

узнать что-то новое, интересное – 75%

чтобы с друзьями повидаться- 25%


В нашей школе мне больше всего нравится

Учиться-75% наш класс- 25%

Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?

Иногда – 75%

Никогда – 25%

кто тебе помогает


Родители – 75%

Никто – 25%

Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе

испытываю большие трудности в пересказе параграфа – 50%


у меня нет трудностей в учёбе – 50%


Я не могу учиться лучше, так как...

Я учусь в меру своих сил – 75%

мне трудно усвоить учебный материал –25%


Домашнее задание я делаю так:

обращаюсь за помощью к взрослым – 50%

совершенно самостоятельно – 50%


Учителя хвалят меня

Часто - 50% иногда – 50%

Мои родители говорят со мной о школе

часто - 25% редко 50% никогда – 25%

Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я

Способная,умница,молодец

мне нравится быть пятиклассником

Очень -75% не знаю- 25%



Анкета «Коммуникативная культура педагога глазами учеников» позволяет педагогу увидеть урок глазами ребенка.



Признаки

коммуникативной

культуры

Интересно излагает материал

Терпеливо поясняет сложные места

Доступно излагает сложный материал

Умеет поддержать интерес класса к предмету

Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалоги

Создает ситуацию для самостоятельной работы

Предлагает творческие задания

Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам

Проявляет уважение к своим коллегам

Справедливо оценивает возможности каждого ученика

Создает ситуацию успеха каждому ученику (не разделяет детей по учебным успехам)



Признаки коммуникативной культуры оценивались по 5-бальной системе.Дети ставили оценки от 3 до 5(но больше 5 и 4).Все дети желают,чтобы учитель не торопился при объяснении материала.

Чтобы помочь ребенку быстрее адаптироваться к обучению,проведено анкетирование родителей.Родители дают рекомендации,чтобы их детей почаще спрашивали.

Велась воспитательная работа  в течение сентября и октября. Основными формами работы стали классные часы, праздники, конкурсы,беседы. Участие принимал весь класс.



Классные часы

Темы классных часов


Цель проведения

Дата проведения

Количество

участников

Итоги

Уроки безопасности, посвящённые профилактике экстремизма и терроризма


Правила поведения при угрозе терроризме; основы безопасности в ЧС ..

2.09.19г

4

Проведены инструктажи.

«Тульская земля - Родина моя!»,

Формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родного края

5.09.19г





4

Показ презентации,беседа.

«Школа – наш дом!»,

Обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы.

Планирование работы класса на 1 четверть. Выборы Совета уч-ся класса.


12.09.19г

7


«Время быть здоровым»

Знакомство детей со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний ; бережного отношения к собственному здоровью.


19.09.19г.

4

Урок-тренинг с применением психологических упражнений «Три слова о себе»,»Пожелание на сегодняшнее занятие».

«Права детей»

Формирование правовой культуры обучающихся

10.10.19г

4

Беседа, игра «Какой я?»,викторина.

«Дорога и безопасность»

Привитие навыков осторожного  поведения на дороге;

воспитание  чувства ответственности;

профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах.

 

17.10.19 г.

4

Интерактивная игра


Общешкольные (районные) мероприятия.


Мероприятие

Приняли участие

Дата проведения

Результат участия

1

Выставка поделок и рисунков «Осенняя фантазия»

2


Выставка поделок


2

Конкурс рисунков и фотографий «Мой любимец».


1



3

Акция «Телефон доверия в каждом дневнике»





4


наклеили в дневники стикеры с единым Всероссийским номером телефона доверия

+7 800 2000-122.

4

Участие в субботнике

2


Работа по наведению порядка в кабинете.

5

Международный день учителя.


1

3.10

Поздравительный плакат,танец

6

Поезка в Дубну на просмотр спекталя детской филармонии


15.10.19


7

Экскурсия в Тульский музей оружия

4

24.10.19г.


8

Сбор макулатуры

1


7 кг

9

Участие в олимпиаде по математике на Учи.ру

3

сентябрь


10

Участиие в школьном этапе ВсОШ

4

октябрь


Родительские собрания

Проведено

Дата проведения


Количество

участников

Тема собрания

Решили

1

Общешкольное родительское собрание




1(Оболонкова Т.В.)

1.Режим работы МКОУ «Опоченский центр образования» на 2018-2019 учебный год.

2.Безопасность детей

3.Выборы членов родительского комитета

Выбрали в совет школы


Дети часто болели (острый назофарингит,ОРВИ). Имеются справки из Дубенской поликлиники.

Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам

• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.