Адаптация учащихся 5 класса к школьной жизни
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет их дальнейшие успехи.
В классе 4 учащихся, из них-3 девочки, 1 мальчик.
В начале учебного года передо мной стояла цель– обеспечить адаптацию учеников при переходе из начальной школы к условиям обучения в среднем звене.
Для достижения цели осуществлялись следующие задачи:
создавать в классе ситуацию успеха;
способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
развивать классное самоуправление;
стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
Для диагностики адаптации я использовала:
- тест тревожности Филлипса;
- анкетирование «Отношение школьников к учению»;
- анкетирование «Коммуникативная культура педагога глазами учеников»;
- анкетирование родителей;
- анкетирование педагогов.
Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Сводная таблица результатов теста Филлипса
Класс 5
ФИ ученика | Показатели по видам (факторам) тревожности (в %) |
Общая тревожность в школе | Переживания социального стресса | Фрустрация потребности в достижении успеха | Страх самовыражения | Страх ситуации проверки знаний | Страх несоответствовать ожиданиям окружающих | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
| 13,64 | 18,18 | 38,46 | 33,33 | 16,66 | 0 | 20 | 50 | |
| 40,91 | 63,64 | 53,85 | 66,67 | 66,67 | 20 | 20 | 75 | |
| 27,27 | 36,36 | 38,46 | 16,67 | 33,33 | 20 | 40 | 50 | |
| 9,09 | 36,36 | 30,77 | 0 | 33,33 | 40 | 0 | 50 | |
Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация (ситуация несоответствия желаний имеющимся возможностям) потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Анкетирование по вопросам отношения к учебе позволяет узнать мнение учащихся о школе.
Утром я просыпаюсь с мыслью: « Сегодня будет ....» | Хороший день,контрольная |
Я прихожу в школу для того, чтобы... | узнать что-то новое, интересное – 75% чтобы с друзьями повидаться- 25% |
В нашей школе мне больше всего нравится | Учиться-75% наш класс- 25% |
Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий? | Иногда – 75% Никогда – 25% |
кто тебе помогает | Родители – 75% Никто – 25% |
Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе | испытываю большие трудности в пересказе параграфа – 50% у меня нет трудностей в учёбе – 50% |
Я не могу учиться лучше, так как... | Я учусь в меру своих сил – 75% мне трудно усвоить учебный материал –25% |
Домашнее задание я делаю так: | обращаюсь за помощью к взрослым – 50% совершенно самостоятельно – 50% |
Учителя хвалят меня | Часто - 50% иногда – 50% |
Мои родители говорят со мной о школе | часто - 25% редко 50% никогда – 25% |
Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я | Способная,умница,молодец |
мне нравится быть пятиклассником | Очень -75% не знаю- 25% |
| |
Анкета «Коммуникативная культура педагога глазами учеников» позволяет педагогу увидеть урок глазами ребенка.
Признаки коммуникативной культуры |
Интересно излагает материал |
Терпеливо поясняет сложные места |
Доступно излагает сложный материал |
Умеет поддержать интерес класса к предмету |
Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалоги |
Создает ситуацию для самостоятельной работы |
Предлагает творческие задания |
Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам |
Проявляет уважение к своим коллегам |
Справедливо оценивает возможности каждого ученика |
Создает ситуацию успеха каждому ученику (не разделяет детей по учебным успехам) |
Признаки коммуникативной культуры оценивались по 5-бальной системе.Дети ставили оценки от 3 до 5(но больше 5 и 4).Все дети желают,чтобы учитель не торопился при объяснении материала.
Чтобы помочь ребенку быстрее адаптироваться к обучению,проведено анкетирование родителей.Родители дают рекомендации,чтобы их детей почаще спрашивали.
Велась воспитательная работа в течение сентября и октября. Основными формами работы стали классные часы, праздники, конкурсы,беседы. Участие принимал весь класс.
Классные часы
Темы классных часов | Цель проведения | Дата проведения | Количество участников | Итоги |
Уроки безопасности, посвящённые профилактике экстремизма и терроризма | Правила поведения при угрозе терроризме; основы безопасности в ЧС .. | 2.09.19г | 4 | Проведены инструктажи. |
«Тульская земля - Родина моя!», | Формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родного края | 5.09.19г | 4 | Показ презентации,беседа. |
«Школа – наш дом!», | Обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы. Планирование работы класса на 1 четверть. Выборы Совета уч-ся класса. | 12.09.19г | 7 | |
«Время быть здоровым» | Знакомство детей со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний ; бережного отношения к собственному здоровью. | 19.09.19г. | 4 | Урок-тренинг с применением психологических упражнений «Три слова о себе»,»Пожелание на сегодняшнее занятие». |
«Права детей» | Формирование правовой культуры обучающихся | 10.10.19г | 4 | Беседа, игра «Какой я?»,викторина. |
«Дорога и безопасность» | Привитие навыков осторожного поведения на дороге; воспитание чувства ответственности; профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах. | 17.10.19 г. | 4 | Интерактивная игра |
Общешкольные (районные) мероприятия.
№ | Мероприятие | Приняли участие | Дата проведения | Результат участия |
1 | Выставка поделок и рисунков «Осенняя фантазия» | 2 | | Выставка поделок |
2 | Конкурс рисунков и фотографий «Мой любимец». | 1 | | |
3 | Акция «Телефон доверия в каждом дневнике» | 4 | | наклеили в дневники стикеры с единым Всероссийским номером телефона доверия +7 800 2000-122. |
4 | Участие в субботнике | 2 | | Работа по наведению порядка в кабинете. |
5 | Международный день учителя. | 1 | 3.10 | Поздравительный плакат,танец |
6 | Поезка в Дубну на просмотр спекталя детской филармонии | | 15.10.19 | |
7 | Экскурсия в Тульский музей оружия | 4 | 24.10.19г. | |
8 | Сбор макулатуры | 1 | | 7 кг |
9 | Участие в олимпиаде по математике на Учи.ру | 3 | сентябрь | |
10 | Участиие в школьном этапе ВсОШ | 4 | октябрь | |
Родительские собрания
Проведено | Дата проведения | Количество участников | Тема собрания | Решили |
1 | Общешкольное родительское собрание | 1(Оболонкова Т.В.) | 1.Режим работы МКОУ «Опоченский центр образования» на 2018-2019 учебный год. 2.Безопасность детей 3.Выборы членов родительского комитета | Выбрали в совет школы |
Дети часто болели (острый назофарингит,ОРВИ). Имеются справки из Дубенской поликлиники.
Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.