| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Тема: «Особенности адаптации обучающих к условиям начального общего образования. Понятие адаптации, её уровни, формы и этапы.»
Ейск, 2021г.
Адаптация- процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, который происходит на разных уровнях.
Начало обучения ребенка в первом классе сложный и ответственный этап в его жизни:
Целью адаптационного периода является: создать педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Период адаптации ребёнка к школе может длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов:
Индивидуальных особенностей ребёнка
Характера его взаимоотношений с окружающими
Типа учебного заведения
Степени подготовленности ребёнка к школьной жизни
Признаки успешной адаптации младшего школьника:
Нравится находится в школе
Охотно рассказывает о своих успехах и неудач
Активен
Жизнерадостен
Любопытен
Редко болеет
Хорошо спит
Достаточно самостоятелен
Уровни адаптации:
Высокий (Положительное отношение к школе; Способность к самостоятельной учебной деятельности. Собранность, способность достигать поставленной цели)
Средний (Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к учебной деятельности. Способность к достижению поставленной цели)
Низкий (Отрицательное отношение к школе. Слабая способность к самостоятельной учебной деятельности. Несобранность, слабая способность к достижению цели)
Виды адаптации:
Физиологическая (Адаптация предполагает, что ребёнок справляется со школьной нагрузкой без вреда для здоровья. Он привыкает к новому режиму, грамотно распределяет время, посвящённое учебе и время, отведённое для отдыха и игр.)
Социальная (Адаптация предполагает, что ребёнок умеет внимательно слушать учителя, реагировать на его просьбы самостоятельно выполняет задания, может организовать и проанализировать успешность их выполнения. Ребёнок без труда налаживает социальные контакты и адекватно может оценит сам себя.)
Психологическая (Адаптация предполагает, что ребёнок имеет желание учится, узнавать новое и выполнять необходимые задания. Он так же стремится выполнить задания хорошо и правильно, получить за это поощрение. При положительной психологической адаптации ребёнок без проблем запоминает и перерабатывает информацию)
Этапы адаптации в школе
Ориентировочный (Характерная стремительная реакция, на этом этапе силы организма работают на максимальных возможности. Ребёнок знакомится с окружающей обстановкой и подстраивает свое поведение и физические возможности под нее.)
Неустойчивая адаптация (Ребёнок постепенно находит подходящие формы поведения. Он более спокойно начинает реагировать на происходящие изменения.)
Устойчивая адаптация (Проявляется себя в том, что ребёнок уже каким образом он должен себя вести в тех или иных ситуациях. Обстановка становится для него все более и более привычной. Ребёнок уже испытывает меньше дискомфорта, его организм перестает работать на пределе своих возможностей, он спокойно реагирует на происходящее.)
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка.
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.