Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шатовская средняя школа
Согласована: Заместителем директора по ВР Прониной Н.А. | Утверждена: Директором МБОУ Шатовская СШ Верховой Е.Н. Приказ № 219 от «30» августа 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Радуга»
Срок реализации – 1 год
для учащихся 1 классов
Руководитель –
Педагог-психолог
Шашкина Н.В.
Раздел I
Пояснительная записка
Программа «Радуга» МБОУ Шатовской СШ (далее программа) разработана в соответствии с требованиями ФГОС, законом РФ «Об образовании» настоящая программа предназначена для успешной адаптации первоклассников в школьной жизни. Курс предназначен для всесторонней подготовки младших школьников к социальной жизни в школьном режиме. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Актуальность рабочей программы «Радуга» заключается в том, что в последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.
Направленность программы: Социально-педагогическая.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса (6,5-7 лет). Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Обучающиеся с ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации в объединении отсутствуют. В объединение присутствует один ребенок-инвалид, но обучение проходит по общеобразовательной программе.
Цель программы: способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению.
Психолого-педагогические задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снижать уровень агрессивности обучающихся;
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению.
Воспитательные задачи:
-поддержка школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
-формирование общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания учащихся;
-воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среды обитания.
Режим занятий: Программа рассчитана по 1 часу в неделю на 1 год обучения, всего 36 часов.
Планируемые результаты:
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД), на основе рабочей программы «Радуга» по социально-педагогической направленности и успешной адаптации учащихся 1-х классов МБОУ Шатовской СШ, предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
Сформированность внутренней позиции обучающегося;
Знание основных моральных норм и ориентация;
Развитие этических чувств;
Сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни.
Предметные результаты:
Формирование устойчивого интереса и потребности к получению новых знаний;
Формирование положительной мотивации для успешного обучения;
Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи;
Осуществить действия по реализации плана;
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Формы обучения – Занятия проводятся в следующих формах:
Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.
Презентации – публичное представление определенной темы или предмета;
Ролевые игры – предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации;
Тренинги - это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность;
Викторины - игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Раздел II
Учебный план
№ | Наименование модулей. | Кол – во часов | Кол –во часов 1 год обучения | Формы промежуточной аттестации |
Теоретические занятия | Практические занятия | |
1 | Модуль 1. Я + ТЫ = МЫ | 10 | 8 | 2 | Защита проекта |
2 | Модуль 2. Я + ТЫ = ШКОЛА | 9 | 8 | 1 | Викторина |
3 | Модуль 3. Я + ТЫ = УЧЕБА. | 17 | 3 | 14 | Комплекс диагностик |
| Итого | 36 | 19 | 17 | |
Содержание учебного плана:
Модуль 1. «Я + ТЫ = МЫ»
Тема «Знакомство друг с другом»
Вводное занятие, цели, задачи кружка «Радуга». Организационные вопросы (положение, обязанности).
Техника безопасности на занятиях
Азбука этики
Я и мои друзья
Учим мишку правилам
Дружная семья
«Волшебные СЛОВА»
Тренинг «Домовой»
Тренинг «Созвездие»
Защита проекта «Дружба- это Я и Ты!»
Модуль 2:«Я + ТЫ = Школа».
Тема: «Правила школьной жизни»
Зачем ходить в школу?
Школа и школьные правила
Обязанности ученика в школе и дома.
Библиотека – хранительница знаний
Экскурсия по школе
Школа – наш второй дом
Урок и перемена
«Путешествие по сказкам»
Викторина «В гостях у сказки»
Модуль 3: «Я + ТЫ = УЧЁБА»
Тема: « Для чего надо учиться?»
Учеба – наш главный труд
Зачем мы ходим в школу?
Тема: « Учеба-это легко»
«Штрихуем контурно – изображённые предметы»
Графический диктант.
Сказкотерапия: «Талант».
Игра «Волшебный кристалл»
Игры на свежем воздухе «Народные игры».
Тема: «Развиваемся!»
Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа)
Развитие концентрации и избирательности внимания.
Развитие памяти.
Развитие воображения.
Коррекция памяти и внимания.
Коррекция пространственных представлений, произвольной сферы.
«Дорисуй предмет. Цветовое изображение предметов».
Тренинг «Чему я научился!»
Повторно-обобщающий урок.
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия | Наименование тем, модулей. | Участие в акциях и проектах РДШ | Кол- во часов | Дата |
| Модуль 1. «Я + ТЫ = МЫ» (10часа) |
| Тема 1. «Знакомство друг с другом» (10часа) |
1 | Вводное занятие, цели, задачи кружка «Радуга». Организационные вопросы (положение, обязанности). | | 1 | 4.09 |
2 | Техника безопасности на занятиях | | 1 | 11.09 |
3 | Азбука этики | | 1 | 18.09 |
4 | Я и мои друзья | | 1 | 25.09 |
5 | Учим мишку правилам | | 1 | 2.10 |
6 | Дружная семья | | 1 | 9.10 |
7 | «Волшебные СЛОВА» | | 1 | 16.10 |
8 | Тренинг «Домовой» (практическое задание) | | 1 | 23.10 |
9 | Тренинг «Созвездие» (практическое задание) | | 1 | 30.10 |
10 | Концерт «Посвящение в первоклассники» | | 1 | 6.11 |
| Модуль 2:«Я + ТЫ = Школа». (9 часов) |
| Тема 2. Тема: «Правила школьной жизни»(9 часа) |
11 | Зачем ходить в школу? | | 1 | 13.11 |
12 | Школа и школьные правила | | 1 | 20.11 |
13 | Обязанности ученика в школе и дома. | | | 27.11 |
14 | Библиотека – хранительница знаний | | 1 | 4.12 |
15 | Школа – наш второй дом | | 1 | 11.12 |
16 | Экскурсия по школе (практическая работа) | | 1 | 18.12 |
17 | Урок и перемена | | 1 | 25.12 |
18 | «Путешествие по сказкам» | | 1 | 15.01 |
19 | Викторина «В гостях у сказки» | | 1 | 22.01 |
| Модуль 3: «Я + ТЫ = УЧЁБА» (17 часов) |
| Тема 3. Тема: « Для чего надо учиться?» (2часа) |
20 | Учеба – наш главный труд | | 1 | 29.01 |
21 | Зачем мы ходим в школу? | | 1 | 5.02 |
| Тема 4: « Учеба-это легко»(5 часов) | | | |
22 | | Всероссийская акции «Подари книгу» в Международный день книгодарения | 1 | 12.02 |
23 | Графический диктант. | | 1 | 19.02 |
24 | Сказкотерапия: «Талант». | | 1 | 26.02 |
25 | Игра «Волшебный кристалл» | | 1 | 5.03 |
26 | Игры на свежем воздухе «Народные игры». | | 1 | 12.03 |
| Тема: «Развиваемся!» (10 часов) |
27 | Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа) | | 1 | 19.03 |
28 | | Всероссийская акция, посвященной Дню счастья | 1 | 26.03 |
29 | Развитие памяти. | | 1 | 2.04 |
30 | | Всероссийская акция «Будь здоров!» | 1 | 9.04 |
31 | Урок доброты | | 1 | 16.04 |
32 | «Дорисуй предмет. Цветовое изображение предметов». | | 1 | 23.04 |
33 | Викторина «Школьный старт» | | 1 | 30.04 |
34 | | Всероссийская акция, посвященной Дню Победы 9 мая | 1 | 7.05 |
35 | Промежуточная аттестация | | 1 | 14.05 |
36 | Повторно-обобщающий урок. | | 1 | 21.05 |
| Всего | | 36 | |
Аттестация по программе объединения дополнительного образования «Радуга»
МБОУ Шатовская СШ, оценочные материалы
Виды аттестации:
Текущая – проводится в ноябре и мае, с целью оценки уровня знаний и умений учащихся по итогам первого и второго полугодия. Вид оценки - зачет/незачет. Форма проведения – концерт «Посвящение в первоклассники», викторина «Школьный старт».
Промежуточная – проводится в конце учебного года, с целью оценки уровня знаний и умений учащихся по итогам года. Результаты промежуточной аттестации фиксируются по уровням усвоения: высокий, средний, ниже среднего на основании «Положение о формах, периодичности и порядке осуществления текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим образовательным программам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шатовская средняя школа».
Высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения;
Средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
Ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
Форма проведения - анкетирование.
Аттестационные материалы:
Текущая аттестация:
Критерии оценки выступления на концерте «Посвящение в первоклассники»: 1) Работа содержит полную, ценную и понятную информацию. 2) Отсутствуют ошибки во время выступление. 3) Выступающий свободно владеет материалом. 4) Артистизм. 5) Внешний вид.
Критерии оценки викторины «Школьный старт»: 1) Слаженность команды. 2) Активное участие в заданиях. 3) Ответы только командира. 4) Количество правильных ответов.
Анкета предназначена для оценивания уровня школьной мотивации. Ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Тест «Домики»
Еще одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:
ценностных ориентаций;
социальных эмоций;
личностных отношений.
Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:
опросный лист;
8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).
Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.
Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.
Задание 1.
Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.
Задание 2.
Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.
Задание 3.
Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:
когда идет в школу;
на уроке чтения;
на уроке письма;
на уроке математики;
когда общается с учителем;
когда общается с одноклассниками;
когда находится дома;
когда делает уроки.
В десятый домик ребенок должен сам поселить любого «цветного» жильца, который будет означать его особое состояние в важной для него лично ситуации. После выполнения этого задания каждый первоклассник должен рассказать психологу, что именно означает для него этот десятый домик (лучше это делать так, чтобы не услышали остальные дети), и он делает соответствующую пометку на опросном листе.
При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый.
Методические материалы
В рабочей программе «Радуга» для учащихся 1-х классов муниципального МБОУ Шатовской СШ огромное значение отводится деятельностному подходу к проблеме успешной адаптации первоклассников. Деятельностный подход - это своего рода философия, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения и воспитания или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями. В рабочей программе предусмотрено использование следующих технологий обучения:
Технология проблемного обучения (сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания).
Концентрированное обучение (сущность - глубокое изучение материала за счет объединения занятий в блоки).
Развивающее обучение (сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию).
Дифференцированное обучение (сущность - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)).
Игровое обучение (сущность - самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации).
Обучение развитию критического мышления (сущность - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).
Настоящая рабочая программа предусматривает следующие виды деятельности, которые способствуют успешной реализации механизма формирования ключевых компетенций у учащихся 1- х классов:
Участие в конкурсах разного уровня.
Фотографирование объектов.
Участие в экскурсии.
Поиск информации в библиотеках.
Поиск информации в электронных энциклопедиях.
Поиск информации в школьной медиатеке.
Использование информации из Интернета.
Выступление с сообщением.
Взаимоконтроль
Участие в дискуссии.
Участие в анкетировании и др.
Рабочая программа предусматривает виды внеурочной воспитывающей деятельности:
познавательная деятельность;
игровая деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
художественное творчество;
трудовая (производственная) деятельность.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Эффективность реализации рабочей программы «Радуга» для учащихся 1-х классов МБОУ Шатовской СШ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащении. Это объясняется особенностями программы, её практической направленностью.
Средствами оснащения являются:
Учебно-методическая литература.
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.
Средства программного обучения и контроля знаний.
Стенды и плакаты.
Аудиовизуальные пособия.
Использование Интернета для подготовки занятий.
Список литературы:
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
Школьный психолог - М., 2003 г.