СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа адаптационных занятий для первоклассников "Я - ученик"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа занятий «Я-ученик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по психологии О.В.Хухлаевой.

Программа занятий «Я -ученик» ориентирована на учащихся 1-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю в течение I четверти, что составляет 8 учебных часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптационных занятий для первоклассников "Я - ученик"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа занятий «Я-ученик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по психологии О.В.Хухлаевой

Программа занятий «Я -ученик» ориентирована на учащихся 1-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю в течение I четверти, что составляет 8 учебных часов.

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Насколько легко и быстро первоклассник приспособится к условиям школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Цели и содержание программы

Цель - способствовать психологической адаптации первоклассников к условиям школы.

В соответствии с целью сформулированы задачи:

• формирование у детей позитивной Я-концепции, снижение уровня школьной тревожности;

• формирование учебной мотивации детей;

• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

• повышение уровня психологической готовности к обучению;

• освоение детьми школьных правил;

• выработка норм и правил жизни класса;

• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с учителем.

Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;

е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Методы и техники, используемые в программе

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды.

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у первоклассника адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

Структура занятийЗанятие включает в себя следующие компоненты:

  • введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

  • основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

  • подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);

Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Начинаются занятия с первоклассниками с первой недели сентября.

Программа занятий рассчитана на 9 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю.























Календарно- тематическое планирование 8 часов.

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Задачи

понятия

Планируемые результаты

метапредметные результаты

личностные результаты

1


Я-школьник

1

- познакомить с правилами работы группы;

-обратить внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить первокласснику;

-мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля

группа, правила группы,

П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К: - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р: - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, , творческой и других видов деятельности;

2


Я умею преодолевать трудности

1

- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

-мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля;

-формировать учебную мотивацию

группа, коллектив, трудности в школе

П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К: - устанавливать отношения – работать в парах

Р: - уметь самостоятельно контролировать свое поведение;

- формирование ответственного отношения к учению,

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

3


Я умею слушать других

1

- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие качества важны для обучения в школе;


взаимодействие в группе, умение слушать и слышать

П: - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, устанавливать аналогии.

К: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Р: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.


- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

4


Я умею учиться у ошибки

1

- способствовать снижению школьной тревожности;

-способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

ошибка, тревога,

школьные ситуации

П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К: - основам коммуникативной рефлексии;

Р: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата,

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

5


Я-доброжелательный

1

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии;

-способствовать сплочению коллектива

благодарность, прощение, эмпатия

П: - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

К: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Р: - планировать пути достижения целей;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

6


Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими


1

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии;

 - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности;

- способствовать сплочению коллектива

сила духа,

обида,

конфликт

П: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Р: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие эмпатии


7


Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.

1

 - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности;

- способствовать сплочению коллектива;

— снизить школьную тревожность.

умение слышать другого, умение договариваться

П: - устанавливать причинно-следственные связи;

К: -организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- основам коммуникативной рефлексии;

Р: - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие эмпатии


8-9


Я умею разрешать конфликты

1

- расширение и обогащение навыков общения;

- формирование у детей навыков конструктивного взаимодействия;


конфликт,

решение конфликта, эмоции

П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-организовывать сотрудничество со сверстниками,планировать общие способы работы;

Р: - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;


- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


















Материально-техническое обеспечение курса

Для изучения курса «Я-ученик», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, настенная доска для вывешивания иллюстративного материала;

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);

-  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер.

Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

-  дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-  нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;

-  специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);

-  научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-  энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);