ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий «Я-ученик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по психологии О.В.Хухлаевой
Программа занятий «Я -ученик» ориентирована на учащихся 1-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю в течение I четверти, что составляет 8 учебных часов.
Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Насколько легко и быстро первоклассник приспособится к условиям школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Цели и содержание программы
Цель - способствовать психологической адаптации первоклассников к условиям школы.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
• формирование у детей позитивной Я-концепции, снижение уровня школьной тревожности;
• формирование учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с учителем.
Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;
е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды.
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у первоклассника адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Начинаются занятия с первоклассниками с первой недели сентября.
Программа занятий рассчитана на 9 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю.
Календарно- тематическое планирование 8 часов.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Задачи | понятия | Планируемые результаты |
метапредметные результаты | личностные результаты |
1 | | Я-школьник | 1 | - познакомить с правилами работы группы; -обратить внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить первокласснику; -мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля | группа, правила группы, | П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К: - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, , творческой и других видов деятельности; |
2 | | Я умею преодолевать трудности | 1 | - дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; -мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля; -формировать учебную мотивацию | группа, коллектив, трудности в школе | П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К: - устанавливать отношения – работать в парах Р: - уметь самостоятельно контролировать свое поведение; | - формирование ответственного отношения к учению, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, |
3 | | Я умею слушать других | 1 | - способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны для обучения в школе; | взаимодействие в группе, умение слушать и слышать | П: - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, устанавливать аналогии. К: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Р: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, |
4 | | Я умею учиться у ошибки | 1 | - способствовать снижению школьной тревожности; -способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | ошибка, тревога, школьные ситуации | П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К: - основам коммуникативной рефлексии; Р: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, |
5 | | Я-доброжелательный | 1 | - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии; -способствовать сплочению коллектива | благодарность, прощение, эмпатия | П: - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - устанавливать причинно-следственные связи; К: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Р: - планировать пути достижения целей; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, |
6 | | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 1 | - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии; - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности; - способствовать сплочению коллектива | сила духа, обида, конфликт | П: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Р: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | - формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - развитие эмпатии |
7 | | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого. | 1 | - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности; - способствовать сплочению коллектива; — снизить школьную тревожность. | умение слышать другого, умение договариваться | П: - устанавливать причинно-следственные связи; К: -организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - основам коммуникативной рефлексии; Р: - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - развитие эмпатии |
8-9 | | Я умею разрешать конфликты | 1 | - расширение и обогащение навыков общения; - формирование у детей навыков конструктивного взаимодействия; | конфликт, решение конфликта, эмоции | П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -организовывать сотрудничество со сверстниками,планировать общие способы работы; Р: - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения курса «Я-ученик», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, настенная доска для вывешивания иллюстративного материала;
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);