СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационное занятие в 5-м классе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптационное занятие в 5-м классе»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Адаптационное занятие с учащимися пятого класса


Цели занятия:

1. Обеспечение адаптации детей к школе, к пятому классу, к учителям.

2. Познакомить детей со школьными правилами.

3. Повысить уверенность учащихся в себе и своих силах.

4. Сплочение классного коллектива.


Задачи занятия:

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Формирование чувства принадлежности у детей к группе.

3. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом и с учителями.

4. Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.


Материалы: бланки: упражнения «Твоя школа такая, какой ты ее видишь» и упражнения «Правила поведения на уроке» для каждого ребенка, чистые листы, ручки, мяч.


Время проведения: 40 – 45 минут.


Условия проведения: Дети сидят за партами – весь класс.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»


Психолог: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стали пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что - нет».


Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.

Нравится

Не нравится





Вот что говорили дети одной из московских школ:

- учиться стало сложнее;

- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;

- разные учителя;

- некогда отдохнуть;

- короткие перемены — мы не успеваем найти кабинет;

- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;

- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;

- много домашних заданий;

- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;

- появилась возможность прогуливать;

- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.


Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.

Психолог: «А какие у вас пожелания? Чтобы вам хотелось видеть в старшей школе?»

Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:

- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;

- кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;

- было много праздников;

- поменьше примеров задавали;

- не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.


Упражнение “Чему нас учат? Кто нас учит?”


Класс делится на три группы. Первая говорит названия учебных предметов, вторая – имя учителя, который ведет этот предмет, а третья - отчество. Выиграла та команда, которая быстрее и правильнее всех назовет.


Упражнение «Незнайка»


Психолог: «В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки "так себе". В некоторых ситуациях ми чувствуем себя уверенно, "на высоте", а в других - теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? "Незнайка" на все вопросы других детей должен отвечать: "Не знаю", подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».

Это одно из самых любимых упражнений детей. В некоторых группах желание играть в «Незнайку» возникает и на следующих занятиях. В этом случае, особенно если в группе есть гиперответственные дети, можно несколько раз повторить.


Упражнение «Правила поведения на уроке»


Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.

Перед началом упражнения попросите детей заполнить таблицу из трех столбиков: «да», «нет», «иногда».


Имя класс

да

нет

иногда


Будь подготовленным

1




2




3




4









Работай на уроке

5




6




7









Уважай окружающих

8




9




10




11









Психолог: «Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и отметит его в соответствующем столбике. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила».



А. Будь подготовленным:

1. Я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;

2. Я приношу все необходимое к уроку;

3. Я успеваю выполнить задание в классе;

4. У меня нет проблем с выполнением домашней работы.

Б. Работай на уроке:

5. Я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;

6. Я работаю вместе с классом;

7. Я хорошо выполняю работу в классе.


В. Уважай окружающих:

8. Я не разговариваю на посторонние темы на уроке;

9. Я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;

10. Я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;

11. Я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.


В конце ребята подсчитывают, сколько у них получилось ответов «да», «нет», «иногда».


Упражнение “Сложные вопросы”


В начале упражнения психолог кратко зачитывает классу Устав школы. Затем класс делится на три группы, каждая из которых получает бумагу для записей и задание: придумать три сложных вопроса “Как вести себя, если …”. Готовые вопросы задаются команде сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ, который записывается в черновике вместе с вопросом.

За каждый правильный ответ группа получает один балл (подсчет баллов ведется на доске).


Упражнение «Доброжелательное послание»


Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.

Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я желаю тебе в пятом классе ...». Ответы могут быть самыми разными.

Обсуждение итогов тренинга. Обратите внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга. Желательно каждого участника наградить грамотой за те или иные достижения.


Прощание.



Устав школы


Учащиеся должны:


1. Соблюдать и поддерживать правила внутришкольного порядка, техники безопасности.

2. Уважать права, честь и достоинство других учащихся и работников школы:

- Подчинятся требованиям педагогов и работников школы.

- Учащиеся школы в общении с учителями, старшими, родителями, другими учащимися должны быть вежливыми. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие школьники – младшим, мальчики – девочкам.

- Учащимся запрещается: толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу; употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.

- Оскорблять других учащихся и персонал школы, унижать их честь и достоинство.

- Запрещается драться.

3. Участвовать в общественно-полезном труде, в дежурстве по школе.

4. Быть дисциплинированными, как на уроках, так и на переменах:

- При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий. При выходе учителя или другого взрослого из класса учащиеся встают.

- Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами.

- Если во время занятий необходимо выйти из класса, то учащийся должен попросить разрешения педагога.

- Звонок об окончании урока дается для учителя. Только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся в праве покинуть класс.

5. Показывать пример надлежащего вида младшим школьникам:

- одежда и обувь должны быть аккуратными и чистыми;

- запрещается носить:

спортивную одежду;

джинсы;

слишком короткие блузки, майки, топы, открывающие часть живота или спины;

мини-юбки;

вечернюю обувь и наряды.

6. Запрещается курить в помещении школы и на её территории..

7. В учебной деятельности активно овладевать знаниями, ответственно относиться к учебным обязанностям:

- соблюдать режим работы школы, посещать уроки в соответствии с расписанием, за исключением уважительных причин, не допускать опозданий на уроки;

- выполнять домашнии задания;

- запрещается во время уроков и внеклассных мероприятий пользоваться мобильными телефонами.

8.Уход учащегося из школы до окончания учебных занятий осуществляется только с разрешения классного руководителя или завучей школы, при наличии письменного заявления родителей.

9. Беречь и умножать лучшие традиции школы.

10. Бережно относиться к результатам труда других людей, бороться с фактами порчи школьного имущества. Запрещается без спроса брать чужие вещи.

11. Придерживаться правил культуры поведения, туда и работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!