ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Адаптационное занятие с учащимися пятого класса
Цели занятия:
1. Обеспечение адаптации детей к школе, к пятому классу, к учителям.
2. Познакомить детей со школьными правилами.
3. Повысить уверенность учащихся в себе и своих силах.
4. Сплочение классного коллектива.
Задачи занятия:
1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Формирование чувства принадлежности у детей к группе.
3. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом и с учителями.
4. Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.
Материалы: бланки: упражнения «Твоя школа такая, какой ты ее видишь» и упражнения «Правила поведения на уроке» для каждого ребенка, чистые листы, ручки, мяч.
Время проведения: 40 – 45 минут.
Условия проведения: Дети сидят за партами – весь класс.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»
Психолог: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стали пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что - нет».
Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.
Вот что говорили дети одной из московских школ:
- учиться стало сложнее;
- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;
- разные учителя;
- некогда отдохнуть;
- короткие перемены — мы не успеваем найти кабинет;
- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;
- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;
- много домашних заданий;
- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;
- появилась возможность прогуливать;
- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.
Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.
Психолог: «А какие у вас пожелания? Чтобы вам хотелось видеть в старшей школе?»
Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:
- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;
- кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;
- было много праздников;
- поменьше примеров задавали;
- не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.
Упражнение “Чему нас учат? Кто нас учит?”
Класс делится на три группы. Первая говорит названия учебных предметов, вторая – имя учителя, который ведет этот предмет, а третья - отчество. Выиграла та команда, которая быстрее и правильнее всех назовет.
Упражнение «Незнайка»
Психолог: «В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки "так себе". В некоторых ситуациях ми чувствуем себя уверенно, "на высоте", а в других - теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? "Незнайка" на все вопросы других детей должен отвечать: "Не знаю", подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».
Это одно из самых любимых упражнений детей. В некоторых группах желание играть в «Незнайку» возникает и на следующих занятиях. В этом случае, особенно если в группе есть гиперответственные дети, можно несколько раз повторить.
Упражнение «Правила поведения на уроке»
Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.
Перед началом упражнения попросите детей заполнить таблицу из трех столбиков: «да», «нет», «иногда».
Имя класс |
№ | да | нет | иногда |
| Будь подготовленным |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
| | | |
| Работай на уроке |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
| | | |
| Уважай окружающих |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
| | | |
Психолог: «Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и отметит его в соответствующем столбике. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила».
А. Будь подготовленным:
1. Я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
2. Я приношу все необходимое к уроку;
3. Я успеваю выполнить задание в классе;
4. У меня нет проблем с выполнением домашней работы.
Б. Работай на уроке:
5. Я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
6. Я работаю вместе с классом;
7. Я хорошо выполняю работу в классе.
В. Уважай окружающих:
8. Я не разговариваю на посторонние темы на уроке;
9. Я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;
10. Я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;
11. Я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.
В конце ребята подсчитывают, сколько у них получилось ответов «да», «нет», «иногда».
Упражнение “Сложные вопросы”
В начале упражнения психолог кратко зачитывает классу Устав школы. Затем класс делится на три группы, каждая из которых получает бумагу для записей и задание: придумать три сложных вопроса “Как вести себя, если …”. Готовые вопросы задаются команде сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ, который записывается в черновике вместе с вопросом.
За каждый правильный ответ группа получает один балл (подсчет баллов ведется на доске).
Упражнение «Доброжелательное послание»
Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.
Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я желаю тебе в пятом классе ...». Ответы могут быть самыми разными.
Обсуждение итогов тренинга. Обратите внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга. Желательно каждого участника наградить грамотой за те или иные достижения.
Прощание.
Устав школы
Учащиеся должны:
1. Соблюдать и поддерживать правила внутришкольного порядка, техники безопасности.
2. Уважать права, честь и достоинство других учащихся и работников школы:
- Подчинятся требованиям педагогов и работников школы.
- Учащиеся школы в общении с учителями, старшими, родителями, другими учащимися должны быть вежливыми. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие школьники – младшим, мальчики – девочкам.
- Учащимся запрещается: толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу; употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.
- Оскорблять других учащихся и персонал школы, унижать их честь и достоинство.
- Запрещается драться.
3. Участвовать в общественно-полезном труде, в дежурстве по школе.
4. Быть дисциплинированными, как на уроках, так и на переменах:
- При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий. При выходе учителя или другого взрослого из класса учащиеся встают.
- Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами.
- Если во время занятий необходимо выйти из класса, то учащийся должен попросить разрешения педагога.
- Звонок об окончании урока дается для учителя. Только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся в праве покинуть класс.
5. Показывать пример надлежащего вида младшим школьникам:
- одежда и обувь должны быть аккуратными и чистыми;
- запрещается носить:
спортивную одежду;
джинсы;
слишком короткие блузки, майки, топы, открывающие часть живота или спины;
мини-юбки;
вечернюю обувь и наряды.
6. Запрещается курить в помещении школы и на её территории..
7. В учебной деятельности активно овладевать знаниями, ответственно относиться к учебным обязанностям:
- соблюдать режим работы школы, посещать уроки в соответствии с расписанием, за исключением уважительных причин, не допускать опозданий на уроки;
- выполнять домашнии задания;
- запрещается во время уроков и внеклассных мероприятий пользоваться мобильными телефонами.
8.Уход учащегося из школы до окончания учебных занятий осуществляется только с разрешения классного руководителя или завучей школы, при наличии письменного заявления родителей.
9. Беречь и умножать лучшие традиции школы.
10. Бережно относиться к результатам труда других людей, бороться с фактами порчи школьного имущества. Запрещается без спроса брать чужие вещи.
11. Придерживаться правил культуры поведения, туда и работы.