СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс адаптационных занятий для первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предоставлен материал для учителя начальных классов по подготовке к 1 классу будущих первоклассников; курс адаптационного материала и занятий для будущих первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Курс адаптационных занятий для первоклассников.»

Курс адаптационных занятий для первоклассников.

ЦЕЛЬ   ПРОГРАММЫ:  Создание  условий  для  успешной  адаптации учащихся  первых   классов  в школьной среде.

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ:

- Развитие коммуникативной готовности к общению в новой социальной ситуации;

- Осознание ребенком специфики позиции школьника;

- Формирование адекватного представления о школьном обучении;

- Выработка ситуативно - адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;

- Повышение школьной мотивации.

ФОРМА   РАБОТЫ:  групповая.

СОСТАВ  УЧАСТНИКОВ: учащиеся первых классов. 

МЕТОДЫ   РАБОТЫ:

  •  деятельностный       (моделирование ситуаций);

  •  аналитический         ( анализ и разбор проблемных ситуаций, личностных позиций);

  •  проективные методы рисуночного типа.

РЕЖИМ   РАБОТЫ:  Всего 15 занятий:

- Психологическая диагностика: 2 занятия по 30 минут;

- Практические  занятия: 13 занятий по 30 минут;

   Проводится по 3 занятия в день в течение 5 учебных дней.

СТРУКТУРА  ПРОГРАММЫ:

Характер

занятий

Колич.

занятий

Цель   занятий.

1.

Психологическая диагностика

1

Изучение эмоционально – личностного состояния.

2.

Практические занятия

13

Профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации в школьной среде.

Обучение  навыкам учебного сотрудничества.

3.

Психологическая диагностика

1

Изучение эмоционально – личностного состояния.

Первичная диагностика учебной мотивации.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Осознание ребенком позиции школьника;

  2. Преодоление эмоциональных препятствий в общении;

  3. Развитие первых навыков  сотрудничества и взаимоуважения в классном коллективе;

  4. Формирование адекватной положительной самооценки и самоуважения у детей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  1. К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман «Введение в  школьную  жизнь».

  2. Т. Бильгильдеева «Здравствуй цветочный  город» (Развивающие  занятия  для  адаптации  детей в образовательной среде).

  3. М.Чибисова «Психологические  занятия  для  будущих  первоклассников». Газета «Школьный  психолог».

  4. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования  психологического  здоровья  у  младших  школьников.

  5. К. Фопель «Как  научить  детей  сотрудничать».

  6. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность».

  7. Под редакцией М.Р.Битяновой «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками».

 ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  КУРСУ

«ВВЕДЕНИЕ  В  ШКОЛЬНУЮ  ЖИЗНЬ»

День занятий

п/п урока

Тема

Цель

Актуализация

Межпредметные

связи

1 день

1

 « Знакомство».

 

 Цель: знакомство детей друг с другом и с учителем; повторение правил общения.

Воспроизведение известных правил межличностного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеучебные  умения и  навыки.

2

 «Режим дня школьника»

 

Цель: работа со схемой времени, как средством организации поведения детей.

 

3

«Психологическая  диагностика».

Цель: изучение эмоционально – личностной сферы.

 

 

2 день

1

«Дошкольник и школьник»

 

Цель: помочь детям сориентироваться в том, что представляет собой идентичность школьника.

Воспроизведение известных норм и правил жизнедеятельности.

2

«Школа и школьные  правила»

Цель: предоставить ребенку информацию об устройстве школьной жизни.

 

 

3

«Правила поведения первоклассника»

Цель: пропедевтика выполнения школьных правил.

 

Воспроизведение известных норм и правил жизнедеятельности.

3 день

1

Знаки  «Я» и «Хор»

Цель: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую, вести знаки «Я» и «Хор»

Воспроизведение опыта индивидуальной и групповой деятельности.

2

Знаки «Согласен», «Не согласен»

Цель: формировать умения слушать и обращаться к сверстникам

Воспроизведение известных правил межличностного взаимодействия.

3

Знак «Вопрос»

Цель: обучить элементарным приемам обратной связи.

 

 

 

4 день

1

«Экскурсия  по  школе»

 

 

Цель: Научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомить с сотрудниками

 

 

2

 

3

«Давайте жить дружно!»

 

 

 

Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональное состояние и личностные качества окружающих»

 

5 день

1

Психологическая диагностика мотивации

Цель: изучение типов мотивации

 

2 - 3

Итоговое занятие «Волшебная поляна»

 

(игра имеет диагностическое значение – социометрия)

Цель: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия, построение личного пространства

 

ДЕНЬ   ПЕРВЫЙ

Занятие 1

 «ЗНАКОМСТВО»

Цель: знакомство детей друг с другом и с учителем; повторение правил общения.

Ход  занятия

1.Приветствие

Когда люди встречаются, они говорят друг другу… (здравствуйте).

Что означает это слово? (пожелание здоровья другому человеку).

Какие формы приветствия вы знаете? (здравствуйте, добрый день, доброе утро, приветствую вас…)

Упр. «ДИРИЖЕР»

Каждому ряду предлагается свой вариант приветствия.

Инструкция: Чем выше поднимается рука ведущего, тем громче надо произносить фразу. Для каждого ряда «дирижер» показывает разную «высоту» звука.

Упр. «Ладошки здороваются»

Инструкция: детям предлагается поприветствовать друг друга прикосновениями ладошек, придавая им при этом разный характер:

Ладошки: ласковые, шалуньи, послушные и прилежные, строгие, обиженные, сердитые.

После игровой разминки, детям предлагается традиционный  вариант приветствия в школе.

2. Знакомство.

Упр. «Это мое имя»

     Детям по очереди предлагается назвать свое имя и ответить на такие вопросы:

- Что означает мое имя, фамилия?

- откуда моя семья?

- Нравится ли мне мое имя?

- Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

- Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем?

- Кто еще в семье носил это имя?

Упр. «Имя  на ушко»

     Необходимо свободное помещение.

     Сначала дети ходя по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто не должен знать. Предупредите игроков, что в один момент они услышат звон колокольчика, и это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний.

     Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно снова ходить по комнате, но на этот раз сообщать партнеру не свое, а его имя.

     Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут», Игра заканчивается со звоном колокольчика.

Игра «Именной  паровозик»

     Все дети встают в круг лицом к центру. Один из участников игры выбирается паровозиком  (Возможно им становится сам учитель). Пыхтя, гудя,  поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не остановится около одного из игроков.

- Привет, - говорит паровоз, - я – Петя!

- Привет, Петя! Я – Маша!

   Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» Все дети повторяют: «Маша!».После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.

- Привет, мы Петя и Маша!

- Привет, а я Павлик!...

Упр. «Рисунок имени»

     Каждый ребенок получает листок (стандартный лист) с написанным на нем его именем. Детям предлагается раскрасить свое имя, украсить его какими – либо рисунками. После работы каждый представляет «рисунок своего имени». Все работы собираются педагогом для создания «Альбома имен класса».

Занятие  2

«РЕЖИМ  ДНЯ  ШКОЛЬНИКА»

Цель: работа со схемой времени, как средством организации поведения детей на уроке

 Ход занятия.

      Смысловой центр урока - введение схемы времени. Дети работают не с традиционным круглым циферблатом, а со знаком времени, своего рода временным лучом. Непривычная для глаза схема времени позволяет детям "увидеть" временную протяженность, воспринять ее как знак, отражающий свойство времени. В результате работы со схемой времени  ребенок должен овладеть еще одним средством организации своего поведения. Кроме того, важную роль играет и моделирование новой для детей категории - времени.

     На этом уроке важным фактором является введение знака "Звонок". С его помощью осуществляется первоначальная разметка временной оси и детям открываются ограничения любой протяженности (начало и конец - границы).

     Обсуждение с детьми различных школьных и нешкольных дел важно, для того чтобы ребенок не "разрывал" свое существование на школьное и нешкольное).

Учитель: "Чему вы научились на первом уроке мы сейчас узнаем! Кто запомнил имя своего соседа? Сразу видно тех, кто чему-то научился на первом уроке: они подняли руку... Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать?

     А сейчас посмотрите на доску. Кто знает, что это такое

показывается схема времени.

Схему можно изобразить на доске цветными мелками. Это ваш день, ваше время. На схеме отмечается время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков.

Задание классу:

     Вспомнить не менее трех дел, которые надо обязательно делать по утрам до школы.

Дети называют  главные утренние дела, учитель называет или помещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том порядке, в котором их называют. По картинкам учитель дает словесное описание утра школьника. Все вместе исправляют порядок картинок.

     По правильному распорядку дня в качестве физминутки можно  разыграть пантомиму, в которой участвуют все дети.

     Далее учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схеме уроки красным цветом, а перемены - синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка.



Схема школьного времени.

Эту работу лучше делать на доске, пользуясь мелками разного цвета.

     Задание классу: назвать четыре дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).

     Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, повторить  уроки, сложить портфель, кому-нибудь помочь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!