СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационные занятия для обучающихся 5-х классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптационные занятия для обучающихся 5-х классов»

Пояснительная записка

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. В связи с этим у пятиклассников наблюдается относительно высокая тревожность, снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, у некоторых появляются проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5-го класса.

Психологический практикум включает в себя 8 занятий, продолжительностью 40 минут.

Цель - оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи практикума:

1. Нормализовать уровень тревожности пятиклассников.

2. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

3. Развивать навыки уверенного поведения пятиклассников.

Результаты освоения практикума:

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Тематическое планирование психологического практикума

п/п

Тема

Краткая аннотация

Формы и виды учебной деятельности

Виды деятельности учащихся


1.

«Будем знакомы!»

Ознакомление с целями и задачами курса занятий. Представление детей друг другу, рассказ о своих интересах

Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

  1. «Знакомство».

  2. «Меняются местами те, кто…».

  3. «Коллективный счет».

2.

«Моя школа»

Развитие представления о новом социальном статусе пятиклассника


Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

1. «Степень включенности в коллектив».

2. «Правила класса».

3. «Продолжи фразу».

3.

«Вот я какой!»

Привлечение осознанного внимания к собственному внутреннему миру, повышение уровня самооценки

Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

1. «Расскажи о себе».

2. «Пойми меня».

3. «Кто я? Какой я?»

4.

«Мои телесные ощущения»

Преодоление замкнутости

Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

1. «Золотой стул».

2. «Предложение и запрос».

3. «Грани сходства».

5.

«Мои обиды»

Формирование умения трансформировать негативные переживания в положительные эмоциональные состояния

Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

1. «Листок за спиной».

2. «Мусорное ведро».

3. «Я тебе доверяю».

6.

«Мои чувства и эмоции»

Осознание обучающимися своих эмоций

Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

1. «Эмоциональный словарь».

2. «Письмо».

3. «Чувства».


7.

«Эмоции других людей»

Формирование умения распознавать эмоции других людей

Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

1. «Самурай, принцесса и дракон».

2. «Я такой же как ты..».

3. «Без маски».

8.

«Мой портрет в лучах солнца»

Повышение уверенности в себе. Осознание своих положительных качеств

Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг

1. «Путанница».

2. «Мои добрые дела».

3. «Мой портрет в лучах солнца».