Просмотр содержимого документа
«Адаптационные занятия для обучающихся 5-х классов»
Пояснительная записка
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. В связи с этим у пятиклассников наблюдается относительно высокая тревожность, снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, у некоторых появляются проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5-го класса.
Психологический практикум включает в себя 8 занятий, продолжительностью 40 минут.
Цель - оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи практикума:
1. Нормализовать уровень тревожности пятиклассников.
2. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
3. Развивать навыки уверенного поведения пятиклассников.
Результаты освоения практикума:
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Тематическое планирование психологического практикума
№ п/п | Тема | Краткая аннотация | Формы и виды учебной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1. | «Будем знакомы!» | Ознакомление с целями и задачами курса занятий. Представление детей друг другу, рассказ о своих интересах | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | «Знакомство». «Меняются местами те, кто…». «Коллективный счет». |
2. | «Моя школа» | Развитие представления о новом социальном статусе пятиклассника | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | 1. «Степень включенности в коллектив». 2. «Правила класса». 3. «Продолжи фразу». |
3. | «Вот я какой!» | Привлечение осознанного внимания к собственному внутреннему миру, повышение уровня самооценки | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | 1. «Расскажи о себе». 2. «Пойми меня». 3. «Кто я? Какой я?» |
4. | «Мои телесные ощущения» | Преодоление замкнутости | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | 1. «Золотой стул». 2. «Предложение и запрос». 3. «Грани сходства». |
5. | «Мои обиды» | Формирование умения трансформировать негативные переживания в положительные эмоциональные состояния | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | 1. «Листок за спиной». 2. «Мусорное ведро». 3. «Я тебе доверяю». |
6. | «Мои чувства и эмоции» | Осознание обучающимися своих эмоций | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | 1. «Эмоциональный словарь». 2. «Письмо». 3. «Чувства». |
7. | «Эмоции других людей» | Формирование умения распознавать эмоции других людей | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | 1. «Самурай, принцесса и дракон». 2. «Я такой же как ты..». 3. «Без маски». |
8. | «Мой портрет в лучах солнца» | Повышение уверенности в себе. Осознание своих положительных качеств | Упражнения в игровой форме, дискуссии, психологический тренинг | 1. «Путанница». 2. «Мои добрые дела». 3. «Мой портрет в лучах солнца». |