СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы преподавания русского языка в адаптационный период.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационный период»

 Приемы и методы преподавания русского языка и литературы в адаптационный период  в 5 классе

Приемы и методы преподавания русского языка и литературы в адаптационный период в 5 классе

 Адаптационный период Для адаптации детей в школе необходимо определить диагностический период. В связи с прогнозируемыми трудностями адаптации рекомендованный диагностический период составляет 3—4 недели. На этот период ставятся конкретные цели и задачи.

Адаптационный период

  • Для адаптации детей в школе необходимо определить диагностический период. В связи с прогнозируемыми трудностями адаптации рекомендованный диагностический период составляет 3—4 недели. На этот период ставятся конкретные цели и задачи.
Первая задача данного периода — это динамическое наблюдение. Особое внимание требуется уделить наблюдению за особенностями поведения. Учителю необходимо научиться понимать, какие стимулы (инструкции, задания, ситуации) могут спровоцировать аффективные вспышки, негативные реакции и реакции отказа от деятельности. В то же время важно понять, в каких ситуациях ребенок чувствует себя комфортно, наиболее продуктивно работает и «включен» в происходящее.

Первая задача данного периода — это динамическое наблюдение. Особое внимание требуется уделить наблюдению за особенностями поведения.

Учителю необходимо научиться понимать, какие стимулы (инструкции, задания, ситуации) могут спровоцировать аффективные вспышки, негативные реакции и реакции отказа от деятельности.

В то же время важно понять, в каких ситуациях ребенок чувствует себя комфортно, наиболее продуктивно работает и «включен» в происходящее.

 Важным аспектом динамического наблюдения, является выявление особенностей понимания речи. Поскольку программа средней школы предполагает усвоение огромного количества устного материала, важно точно понимать: — какую часть информации, подаваемой устно, понимает тот или иной ребенок — какие инструкции, лучше усваиваются и чаще выполняются — в какой форме должен быть задан вопрос, что бы он был усвоен.

Важным аспектом динамического наблюдения, является выявление особенностей понимания речи.

Поскольку программа средней школы предполагает усвоение огромного количества устного материала, важно точно понимать:

— какую часть информации, подаваемой устно, понимает тот или иной ребенок

— какие инструкции, лучше усваиваются и чаще выполняются

— в какой форме должен быть задан вопрос, что бы он был усвоен.

 Важной задачей диагностического периода является и анализ материала пройденного в начальной школе. Все дети, поступающие в пятый класс, имеют разный опыт обучения. Учителю важно понять, какие основные навыки и умения базового образовательного стандарта начальной школы сформированы. А так же, понять какие темы программного материала усвоены не достаточно и их необходимо продублировать.

Важной задачей диагностического периода является и анализ материала пройденного в начальной школе. Все дети, поступающие в пятый класс, имеют разный опыт обучения.

Учителю важно понять, какие основные навыки и умения базового образовательного стандарта начальной школы сформированы. А так же, понять какие темы программного материала усвоены не достаточно и их необходимо продублировать.

 Приемы обучения.  Следует помнить несколько принципов: — мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не дали образец; — то, что не подкреплено наглядностью или практическим действием не запоминается ребенком; — все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или алгоритм.

Приемы обучения.

Следует помнить несколько принципов:

— мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не дали образец;

— то, что не подкреплено наглядностью или практическим действием не запоминается ребенком;

— все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или алгоритм.

Индивидуальный вид контроля. Важно помнить, что для адекватной оценки знаний, умений и навыков важно подобрать адекватный вид контроля. Важно понимать, «как понять усвоена ли та или иная тема» данным ребенком .

Индивидуальный вид контроля.

Важно помнить, что для адекватной оценки знаний, умений и навыков важно подобрать адекватный вид контроля. Важно понимать, «как понять усвоена ли та или иная тема» данным ребенком .

 Первым обязательным условием является наличие четких границ урока. Для этого рекомендуется водить единые ритуалы начала и окончания урока. Каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты (например: выполнение домашнего задания, подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания). Для детей с данным нарушением очень важно, наличие визуальных стимулов. Именно поэтому, рекомендуется применять визуальное расписание не только целиком всего дня, но и алгоритма урока. Визуальное расписание поможет ребенку четко понимать: сколько заданий будет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. Это поможет внутренне подготовиться к смене деятельности, понимать, когда закончиться тот или иной этап.

Первым обязательным условием является наличие четких границ урока.

Для этого рекомендуется водить единые ритуалы начала и окончания урока.

Каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты (например: выполнение домашнего задания, подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания).

Для детей с данным нарушением очень важно, наличие визуальных стимулов. Именно поэтому, рекомендуется применять визуальное расписание не только целиком всего дня, но и алгоритма урока. Визуальное расписание поможет ребенку четко понимать: сколько заданий будет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. Это поможет внутренне подготовиться к смене деятельности, понимать, когда закончиться тот или иной этап.

 Введение правил поведения на уроке.  Для начала, необходимо ввести общие правила для всего класса.  Правил не должно быть много  Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ.   Ваше правило должно показывать «как нужно себя вести ».

Введение правил поведения на уроке.

Для начала, необходимо ввести общие правила для всего класса.

Правил не должно быть много

Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ.

Ваше правило должно показывать «как нужно себя вести ».

 Адаптация учебного материала Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий Очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Применение наглядности дает эффект при преподнесении любого учебного материала.

Адаптация учебного материала

Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи.

Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий

Очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Применение наглядности дает эффект при преподнесении любого учебного материала.

 Советы учителям: Во время объяснения задания дайте визуальную подсказку: подчеркните в учебнике те задания, которые надо будет сделать; отксерокопируйте задание на отдельный лист; напишите на доске номер задания и страницу  После инструкции остановите взгляд на каждом. Очень часто уже на данном этапе можно увидеть, «услышал» ли ребенок инструкцию. 3 Убедитесь, что каждый правильно понял задание и готов к его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?», «Покажи, какое упражнение ты будешь списывать?» и т.п.  Повторите инструкцию индивидуально . Подойдите, к ученику, который не начал выполнение задания и повторите инструкцию. При этом, можно положить руку на плечо или слегка потеребить по спине.  Если ребенок не начал выполнять задание даже после повторения инструкции, попробуйте выполнить с ним задание у доски. Что бы понять, какие сложности у него возникаю .

Советы учителям:

  • Во время объяснения задания дайте визуальную подсказку: подчеркните в учебнике те задания, которые надо будет сделать; отксерокопируйте задание на отдельный лист; напишите на доске номер задания и страницу
  • После инструкции остановите взгляд на каждом. Очень часто уже на данном этапе можно увидеть, «услышал» ли ребенок инструкцию.

3 Убедитесь, что каждый правильно понял задание и готов к его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?», «Покажи, какое упражнение ты будешь списывать?» и т.п.

  • Повторите инструкцию индивидуально . Подойдите, к ученику, который не начал выполнение задания и повторите инструкцию. При этом, можно положить руку на плечо или слегка потеребить по спине.
  • Если ребенок не начал выполнять задание даже после повторения инструкции, попробуйте выполнить с ним задание у доски. Что бы понять, какие сложности у него возникаю .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!