СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая деятельность в адаптационный период.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая деятельность в адаптационный период.

Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса - смех. Поэтому в адаптационный период необходимо в группе создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в детский сад.

Игра в адаптационный период является расслабляющим средством.

Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения

Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;

-развивает искусство общения;

-помогает управлять своими чувствами;

-дает возможность пережить массу эмоций.

Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой;

-периодически можно включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны;

-сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры;

-лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички;

-необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

Важнейшими везде и всегда были, есть и будут игры с руками.

По мере привыкания ребёнка к воспитателю, мы начинаем сами включаться в игру с ребенком в паре Основная задача коммуникационных игр на этом этапе – формирование эмоционального контакта, доверия детей к нам.

Для развития навыков общения и установления контакта ребенка и взрослого я провожу игру «Иди ко мне».

Отхожу от ребенка, маню его к себе, обнимаю и говорю ласковые слова.

Чтобы снять напряжение, расслабить ребенка очень подходит игра «Хоровод».

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры. Мы держим ребенка за руки, ходим по кругу, читаем стихи. При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

С этой же целью мы проводим игру «Покружимся». Но в игру включаем двух игрушечных мишек.

На этапе обучения играм с ребенком в паре начинаю обучать детей приемам самомассажа. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие, развивает мелкую моторику и координацию движений. Обучение простейшим приемам происходит в игре.

Игра «Колючий ежик» На ладонь кладу необычный шарик. Вместе с ребенком внимательно рассматриваем его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладу шарик на ладонь ребенка, прокатываю «ежика» по каждому пальчику, совершая массирующие движения.

Самомассаж кисти наряду с успокаивающим оказывает еще и общеоздоровительный эффект.

Увеличить число детей с легкой степенью адаптации мне помогает экспериментальная деятельность. Она развивает тактильное восприятие, наблюдательность, обогащает сенсорный опыт, стимулирует познавательную активность.

Игра «Что нам подскажут пальчики».

Ход игры:

На тарелку кладу природные материалы — шишку, каштан, камушек, косточку от персика. Рассматриваем, трогаем, описываем их. Затем предлагаю ребенку закрыть глаза, протянуть ладошку, отгадать, какой предмет лежит на ней. Игра учит легко приспосабливаться к различным обстоятельствам, развивает чувствительность рук.

Многолетняя практика позволяет мне утверждать, что уже в адаптационный период необходимо начинать проводить исследовательскую деятельность. Это работу я осуществляю через игры с водой. Вода-это уникальное средство для развития ребенка. Она поглощает негативную энергетику и стабилизирует эмоциональное состояние. Дает возможность познавать мир и возбуждает интерес к исследовательской деятельности.

Для игр с водой беру таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновые игрушки.

Ход игры:

Дети опускают в воду игрушки и предметы, играют с ними. Я даю задания: как можно больше взять предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Особой любовью пользуются у детей игры с песком. Песок помогает расслабиться, вызывает приятные тактильные ощущения; когда песок медленно сыпется - это зрительно завораживает.

Полезно играть в песочнице двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.

Из песка можно построить все, что хочется: быстро изменить постройку, превратить в другую - эти превращения отвлекают детей от переживаний, развивают тактильную чувствительность.

Развеселить плачущего ребенка, успокоить слишком расшалившегося, переключить внимание мне помогает Забава с «глазком».

Даю ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняю: это наши очки, они помогают разглядывать. Ребенок смотрит сквозь очки на все, что угодно - это обычно зачаровывает малыша.

Ребенок приходит в детский сад и, как правило, отгораживается от других детей и от незнакомых взрослых. И для преодоления таких защитных барьеров ребенка мы используем

Игры с кистями рук. Помимо преодоления защитных барьеров, такие игры развивают сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость.

Ход игры: Взрослый выполняет движения и просит ребенка их повторить: отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами «кисточкой» кружки на щеках ребенка.

Игры мы подбираем таким образом, чтобы они помогали расслабиться рассерженному агрессивному ребенку, и в то же время ободряли робкого. Этих противоположных целей нам помогает достигнуть игра.

«Покатаемся на лошадке».

Ход игры. Сажаем ребенка на лошадку-качалку, раскачиваем то сильно, то слабо и произносим «но-но» то тихо, то громко.

Для достижения тех же целей, что и в предыдущей игре, мы играем с ребенком в «Мяч».

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, имитирует отбивание мяча от пола. Потом «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Дети уже нам доверяют, и в этот период мы начинаем закладывать основы общения ребенка с взрослыми и сверстниками одновременно. То есть, организуем игры малыми группами и целой группой.

Пример такой игры «Пришел петрушка».

Цель: установление эмоционального контакта воспитателя с детьми, формирование процесса социальной адаптации у детей.

Ход игры. Приношу Петрушку, рассматриваю его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, заботливого, улыбчивого человека.

Чтобы научить детей взаимодействовать, создать положительный эмоциональный климата в группе, я предлагаю поиграть в

«Поезд».

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Подвижная игра- это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка, так как эмоциональное общение возникает на основе совместных действий.

Игра «Солнышко и дождик» улучшает психофизическое самочувствие малышей посредством радостных, эмоциональных переживаний.

Мы учим детей не просто играть, а играть рядом. В игре «Хоровод с куклой» настраиваем детей на позитивное сотрудничество, создаем положительный эмоциональный фон.

Ход игры. Приношу новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Прошу детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Беремся за руки и танцуем вместе с куклой.

Игру сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Вариант: игра проводится с мишкой.

Хотелось бы сказать об Упражнении “Дышим животиком”. Это упражнение несет успокоительный эффект.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Это упражнение мы делаем лёжа или сидя. Предлагаем детям положить ладонь на живот и почувствовать, как живот поднимается.

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например кубик, и посмотрим, как она поднимается и опускается при вдохе и выдохе.

Особое внимание уделяем играм, направленным на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом. Таковой является игра

«Храбрые лягушата».

Игра дает возможность детям в момент физического и эмоционального напряжения «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.

од игры: По ходу игры дети комкают листочки и бросают их. Потом рвут их на много мелких кусочков, подбрасывают вверх, чтобы получился веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку.

Малышам нравится игра-превращение в храбрых лягушат. В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

Игры на сплочение коллектива также занимают особое место в адаптационный период.

Игра «Передай колокольчик».

Формирует у детей предпосылки к общению, учит обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Ход игры. Дети стоят полукругом. Стоящий в центре звонит в колокольчик и приглашает в круг другого ребенка, называя его по имени. Дети, которые пока не могут произносить имена, пользуются указательным жестом.

Игра «Мяч в кругу».

Улучшает психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний; воспитывает активно-положительное, доброжелательное отношение друг к другу, учит играть рядом, развивает моторику, глазомер.

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу.

Дети эмоционально раскрепощаются в подвижных играх-забавах

«Мы топаем ногами».

Цель: сплочение группы, развитие способности быстро реагировать на инструкцию, снижение излишней двигательной активности.

Играющие становятся в круг. Взрослый читает стихотворение и выполняет с детьми то, о чем в нем говорится: топает, хлопает, бегает.

Детям в детском саду не хватает тактильного контакта, поэтому детям нравятся такие игры как

«Пускание мыльных пузырей».

Мне тоже нравится эта игра. В период адаптации она помогает

снять эмоциональное напряжение и агрессию;

снижает излишнюю двигательную активность, импульсивность;

способствует установлению контакта друг с другом, сплочению группы;

Я пускаю мыльные пузыри, а дети ловят их.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи:Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

Потом предлагаю детям самим превратиться в мыльные пузыри и полетать под музыку. А затем говорю: «Ну-ка, пузыри,

Собирайтесь в баночку».

Детки подбегают ко мне и прижимаются близко- близко друг к другу, как в «тесной баночке».

Также можно пускать зеркальцем солнечных зайчиков.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т. д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

В период адаптации также необходимо давать ребенку внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, чем хочу, сколько хочу). Для этого мы в своей группе создаем условия для самостоятельных игр: предлагает малышам куклы, машинки, мячи и другие игрушки.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

-всем детям предлагаются одинаковые предметы;

-инициатором игры выступает взрослый.

Правила организации игр в период адаптации:

Правило 1:

Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4:

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность в адаптационный период.»

Игровая деятельность в адаптационный период.

Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса - смех. Поэтому в адаптационный период необходимо в группе создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в детский сад.

Игра в адаптационный период является расслабляющим средством.

Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения

Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;

-развивает искусство общения;

-помогает управлять своими чувствами;

-дает возможность пережить массу эмоций.

Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой;

-периодически можно включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны;

-сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры;

-лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички;

-необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

Важнейшими везде и всегда были, есть и будут игры с руками.

По мере привыкания ребёнка к воспитателю, мы начинаем сами включаться в игру с ребенком в паре Основная задача коммуникационных игр на этом этапе – формирование эмоционального контакта, доверия детей к нам.

Для развития навыков общения и установления контакта ребенка и взрослого я провожу игру «Иди ко мне».

Отхожу от ребенка, маню его к себе, обнимаю и говорю ласковые слова.

Чтобы снять напряжение, расслабить ребенка очень подходит игра «Хоровод».

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры. Мы держим ребенка за руки, ходим по кругу, читаем стихи. При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

С этой же целью мы проводим игру «Покружимся». Но в игру включаем двух игрушечных мишек.

На этапе обучения играм с ребенком в паре начинаю обучать детей приемам самомассажа. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие, развивает мелкую моторику и координацию движений. Обучение простейшим приемам происходит в игре.

Игра «Колючий ежик» На ладонь кладу необычный шарик. Вместе с ребенком внимательно рассматриваем его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладу шарик на ладонь ребенка, прокатываю «ежика» по каждому пальчику, совершая массирующие движения.

Самомассаж кисти наряду с успокаивающим оказывает еще и общеоздоровительный эффект.

Увеличить число детей с легкой степенью адаптации мне помогает экспериментальная деятельность. Она развивает тактильное восприятие, наблюдательность, обогащает сенсорный опыт, стимулирует познавательную активность.

Игра «Что нам подскажут пальчики».

Ход игры:

На тарелку кладу природные материалы — шишку, каштан, камушек, косточку от персика. Рассматриваем, трогаем, описываем их. Затем предлагаю ребенку закрыть глаза, протянуть ладошку, отгадать, какой предмет лежит на ней. Игра учит легко приспосабливаться к различным обстоятельствам, развивает чувствительность рук.

Многолетняя практика позволяет мне утверждать, что уже в адаптационный период необходимо начинать проводить исследовательскую деятельность. Это работу я осуществляю через игры с водой. Вода-это уникальное средство для развития ребенка. Она поглощает негативную энергетику и стабилизирует эмоциональное состояние. Дает возможность познавать мир и возбуждает интерес к исследовательской деятельности.

Для игр с водой беру таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновые игрушки.

Ход игры:

Дети опускают в воду игрушки и предметы, играют с ними. Я даю задания: как можно больше взять предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Особой любовью пользуются у детей игры с песком. Песок помогает расслабиться, вызывает приятные тактильные ощущения; когда песок медленно сыпется - это зрительно завораживает.

Полезно играть в песочнице двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.

Из песка можно построить все, что хочется: быстро изменить постройку, превратить в другую - эти превращения отвлекают детей от переживаний, развивают тактильную чувствительность.

Развеселить плачущего ребенка, успокоить слишком расшалившегося, переключить внимание мне помогает Забава с «глазком».

Даю ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняю: это наши очки, они помогают разглядывать. Ребенок смотрит сквозь очки на все, что угодно - это обычно зачаровывает малыша.

Ребенок приходит в детский сад и, как правило, отгораживается от других детей и от незнакомых взрослых. И для преодоления таких защитных барьеров ребенка мы используем

Игры с кистями рук. Помимо преодоления защитных барьеров, такие игры развивают сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость.

Ход игры: Взрослый выполняет движения и просит ребенка их повторить: отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами «кисточкой» кружки на щеках ребенка.

Игры мы подбираем таким образом, чтобы они помогали расслабиться рассерженному агрессивному ребенку, и в то же время ободряли робкого. Этих противоположных целей нам помогает достигнуть игра.

«Покатаемся на лошадке».

Ход игры. Сажаем ребенка на лошадку-качалку, раскачиваем то сильно, то слабо и произносим «но-но» то тихо, то громко.

Для достижения тех же целей, что и в предыдущей игре, мы играем с ребенком в «Мяч».

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, имитирует отбивание мяча от пола. Потом «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Дети уже нам доверяют, и в этот период мы начинаем закладывать основы общения ребенка с взрослыми и сверстниками одновременно. То есть, организуем игры малыми группами и целой группой.

Пример такой игры «Пришел петрушка».

Цель: установление эмоционального контакта воспитателя с детьми, формирование процесса социальной адаптации у детей.

Ход игры. Приношу Петрушку, рассматриваю его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, заботливого, улыбчивого человека.

Чтобы научить детей взаимодействовать, создать положительный эмоциональный климата в группе, я предлагаю поиграть в

«Поезд».

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Подвижная игра- это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка, так как эмоциональное общение возникает на основе совместных действий.

Игра «Солнышко и дождик» улучшает психофизическое самочувствие малышей посредством радостных, эмоциональных переживаний.

Мы учим детей не просто играть, а играть рядом. В игре «Хоровод с куклой» настраиваем детей на позитивное сотрудничество, создаем положительный эмоциональный фон.

Ход игры. Приношу новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Прошу детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Беремся за руки и танцуем вместе с куклой.

Игру сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Вариант: игра проводится с мишкой.

Хотелось бы сказать об Упражнении “Дышим животиком”. Это упражнение несет успокоительный эффект.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Это упражнение мы делаем лёжа или сидя. Предлагаем детям положить ладонь на живот и почувствовать, как живот поднимается.

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например кубик, и посмотрим, как она поднимается и опускается при вдохе и выдохе.

Особое внимание уделяем играм, направленным на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом. Таковой является игра

«Храбрые лягушата».

Игра дает возможность детям в момент физического и эмоционального напряжения «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.

од игры: По ходу игры дети комкают листочки и бросают их. Потом рвут их на много мелких кусочков, подбрасывают вверх, чтобы получился веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку.

Малышам нравится игра-превращение в храбрых лягушат. В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

Игры на сплочение коллектива также занимают особое место в адаптационный период.

Игра «Передай колокольчик».

Формирует у детей предпосылки к общению, учит обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Ход игры. Дети стоят полукругом. Стоящий в центре звонит в колокольчик и приглашает в круг другого ребенка, называя его по имени. Дети, которые пока не могут произносить имена, пользуются указательным жестом.

Игра «Мяч в кругу».

Улучшает психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний; воспитывает активно-положительное, доброжелательное отношение друг к другу, учит играть рядом, развивает моторику, глазомер.

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу.

Дети эмоционально раскрепощаются в подвижных играх-забавах

«Мы топаем ногами».

Цель: сплочение группы, развитие способности быстро реагировать на инструкцию, снижение излишней двигательной активности.

Играющие становятся в круг. Взрослый читает стихотворение и выполняет с детьми то, о чем в нем говорится: топает, хлопает, бегает.

Детям в детском саду не хватает тактильного контакта, поэтому детям нравятся такие игры как

«Пускание мыльных пузырей».

Мне тоже нравится эта игра. В период адаптации она помогает

снять эмоциональное напряжение и агрессию;

снижает излишнюю двигательную активность, импульсивность;

способствует установлению контакта друг с другом, сплочению группы;

Я пускаю мыльные пузыри, а дети ловят их.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи:Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

Потом предлагаю детям самим превратиться в мыльные пузыри и полетать под музыку. А затем говорю: «Ну-ка, пузыри,

Собирайтесь в баночку».

Детки подбегают ко мне и прижимаются близко- близко друг к другу, как в «тесной баночке».

Также можно пускать зеркальцем солнечных зайчиков.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т. д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

В период адаптации также необходимо давать ребенку внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, чем хочу, сколько хочу). Для этого мы в своей группе создаем условия для самостоятельных игр: предлагает малышам куклы, машинки, мячи и другие игрушки.









Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

-всем детям предлагаются одинаковые предметы;

-инициатором игры выступает взрослый.

Правила организации игр в период адаптации:

Правило 1:

Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4:

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!