СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для школы VIII вида по этике. Программа для 9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа для школы VIII вида по этике. Программа для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для школы VIII вида по этике. Программа для 9 класса.»

Пояснительная записка.

За основу взята примерная программа по этике (Этика. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: И.М.Бгажнокова -М.: Просвещение, 2010 год.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение факультативного занятия «Этика» в 9 специально (коррекционном) классе для детей с ограниченными возможностями здоровья отводится не менее 33 часов из расчета 1ч в неделю.

В год – 33 часов (1 час в неделю, всего 33 часа)

Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач предмета «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.

Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.

Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.

Рабочая программа факультативного занятия «Этика» включает все темы, предусмотренные программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. -М.: Просвещение, 2010 год.      Содержание данной программы составляют три основных содержательных направления: • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;   • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.; • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях. Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Методы и формы обучения Методы по источнику знаний: 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа) 2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций) 3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

Формы учебных занятий: предметные уроки

Цель факультативного занятия «Этика» — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

-иметь представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

- меры ответственности человека за свои поступки.

-правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;

- историю происхождения некоторых этических норм;

- основные разделы права: семейное, уголовное, административное, трудовое;

- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка

-о проблемах создания и сохранении семьи, об эмоциональных, социальных аспектах проблем взаимоотношения полов;

-приемы, способы разрешения возможных конфликтов в семье

- правила приличия, нормы поведения в различных ситуациях

- этические правила в поведении юноши и девушки

- правовые основы семейно – брачных отношений

- обязанности и права в молодой семье

-права и обязанности родителей

- отношения с родителями — самые важные отношения для каждого человека.

- семья – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью

- о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье

- нравственные правила общения, принятые в семье

- терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья



Обучающиеся должны уметь:

- распознавать деяния, направленные против другой личности;

-анализировать свои чувства и желания относительно понятий люблю, нравится;

-примерно планировать ведение семейного хозяйства

- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей

- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями

- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин

-наиболее распространенные причины распада семьи.


Содержание программы


Условия, влияющие на деятельность человека.

Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.

Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).

Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Семья. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.  Нравственность и сексуальность. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д.  Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.



Тематическое планирование занятия «Этика» в 9 классе.

Дата проведения

Наименование раздела программы

Тема урока

9 «а»

9 «б»

По плану

Факту

По плану

Факту

1





Условия, влияющие на деятельность человека

Что такое долг, совесть, общественное мнение.

2





Влияние долга, совести и общественного мнения на поведение личности.

3





Свобода, необходимость, ответственность.

4





Роль и значение свободы и ответственности в поведении человека, в принятии решений.

5





Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

6





Что такое мораль и право.

7





История происхождения некоторых правовых норм.

8





Взаимосвязь морали и права.

9





Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов).

10





Нравственное и безнравственное поведение человека.

11





Группы людей, их оценка обществом, государством.

12






Семья.

13





Что такое любовь и счастье.

14





Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки).

15





Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

16





Семья.

Влюблённость и любовь.

17





Романтическая любовь.  

18





Нравственность и сексуальность.

19





Как прощать обиды.

20





Какие проступки непростительны для человека.

21





Этика взаимоотношений юноши и девушки.

22





Брак и его мотивы.

23





Материнство, отцовство.

24





Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей.

25





Экономика и быт молодой семьи.

26





Организация и ведение домашнего хозяйства.

27





Семейные конфликты.

28





Происхождение и психологическая основа семейных конфликтов.

29





Причины распада семьи.

30





Нравственное поведение в ситуации развода.

31





Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права родителей по отношению к детям, раздел имущества.

32





Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права родителей по отношению к детям, раздел

имущества.

33





Повторение и обобщение пройденного материала.


































Учебно-методические средства обучения.


  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: И.М.Бгажнокова -М.: Просвещение, 2010 год.

  2. Л.Миллер «Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона», Москва. Центрополиграф, 2009 год.

  3. Интернет ресурсы:

  4. http://festival.september.ru

  5. http://Nsportal.ru

  6. http://Pedsovet.ru