Пояснительная записка.
За основу взята примерная программа по этике (Этика. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: И.М.Бгажнокова -М.: Просвещение, 2010 год.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение факультативного занятия «Этика» в 9 специально (коррекционном) классе для детей с ограниченными возможностями здоровья отводится не менее 33 часов из расчета 1ч в неделю.
В год – 33 часов (1 час в неделю, всего 33 часа)
Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач предмета «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.
Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.
Рабочая программа факультативного занятия «Этика» включает все темы, предусмотренные программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. -М.: Просвещение, 2010 год. Содержание данной программы составляют три основных содержательных направления: • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.; • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях. Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Методы и формы обучения Методы по источнику знаний: 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа) 2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций) 3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)
Формы учебных занятий: предметные уроки
Цель факультативного занятия «Этика» — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-иметь представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
- меры ответственности человека за свои поступки.
-правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;
- историю происхождения некоторых этических норм;
- основные разделы права: семейное, уголовное, административное, трудовое;
- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка
-о проблемах создания и сохранении семьи, об эмоциональных, социальных аспектах проблем взаимоотношения полов;
-приемы, способы разрешения возможных конфликтов в семье
- правила приличия, нормы поведения в различных ситуациях
- этические правила в поведении юноши и девушки
- правовые основы семейно – брачных отношений
- обязанности и права в молодой семье
-права и обязанности родителей
- отношения с родителями — самые важные отношения для каждого человека.
- семья – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
- о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье
- нравственные правила общения, принятые в семье
- терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать деяния, направленные против другой личности;
-анализировать свои чувства и желания относительно понятий люблю, нравится;
-примерно планировать ведение семейного хозяйства
- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями
- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин
-наиболее распространенные причины распада семьи.
Содержание программы
Условия, влияющие на деятельность человека.
Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Семья. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Нравственность и сексуальность. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.
Тематическое планирование занятия «Этика» в 9 классе.
№ | Дата проведения | Наименование раздела программы | Тема урока |
9 «а» | 9 «б» |
По плану | Факту | По плану | Факту |
1 | | | | | Условия, влияющие на деятельность человека | Что такое долг, совесть, общественное мнение. |
2 | | | | | Влияние долга, совести и общественного мнения на поведение личности. |
3 | | | | | Свобода, необходимость, ответственность. |
4 | | | | | Роль и значение свободы и ответственности в поведении человека, в принятии решений. |
5 | | | | | Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. |
6 | | | | | Что такое мораль и право. |
7 | | | | | История происхождения некоторых правовых норм. |
8 | | | | | Взаимосвязь морали и права. |
9 | | | | | Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов). |
10 | | | | | Нравственное и безнравственное поведение человека. |
11 | | | | | Группы людей, их оценка обществом, государством. |
12 | | | | | | Семья. |
13 | | | | | Что такое любовь и счастье. |
14 | | | | | Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). |
15 | | | | | Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. |
16 | | | | | Семья. | Влюблённость и любовь. |
17 | | | | | Романтическая любовь. |
18 | | | | | Нравственность и сексуальность. |
19 | | | | | Как прощать обиды. |
20 | | | | | Какие проступки непростительны для человека. |
21 | | | | | Этика взаимоотношений юноши и девушки. |
22 | | | | | Брак и его мотивы. |
23 | | | | | Материнство, отцовство. |
24 | | | | | Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. |
25 | | | | | Экономика и быт молодой семьи. |
26 | | | | | Организация и ведение домашнего хозяйства. |
27 | | | | | Семейные конфликты. |
28 | | | | | Происхождение и психологическая основа семейных конфликтов. |
29 | | | | | Причины распада семьи. |
30 | | | | | Нравственное поведение в ситуации развода. |
31 | | | | | Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права родителей по отношению к детям, раздел имущества. |
32 | | | | | Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права родителей по отношению к детям, раздел имущества. |
33 | | | | | Повторение и обобщение пройденного материала. |
Учебно-методические средства обучения.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: И.М.Бгажнокова -М.: Просвещение, 2010 год.
Л.Миллер «Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона», Москва. Центрополиграф, 2009 год.
Интернет ресурсы:
http://festival.september.ru
http://Nsportal.ru
http://Pedsovet.ru