СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению 3 класс вариант 8.1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа разработана с учетом последних требований. Может использоваться как для обучения в классе, так и для индивидуального обучения ребенка на дому.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по литературному чтению 3 класс вариант 8.1.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова


«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов


Руководитель МО:

_____________/ Кузнецова Е. Н.


Протокол №_____ от 30.08.2018


«Согласовано»


Зам. директора:

________________/ Грекова О. А.


31.08.2018



«Утверждено»


Директор школы:

________________ / Архиреева Е. А.


Приказ №_______ от 01.09.2018



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Чтение

3 класс




АОП 8.1.


индивидуальное обучение

Количество часов в неделю - 4 часа, из них 2 часа– работа с учителем, 2 часа – самостоятельно, количество учебных недель – 34.


Для ученика 3 «В» класса:

Калиниченко Дмитрия

Преподаватель: Дегтярёва Н.А.

2018 – 2019 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа (АОП) разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа, адаптирована для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП.

Рабочая программа обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных образовательных учреждениях».

АОП реализуется в форме индивидуального обучения. По основной программе отводится более часов в неделю, чем по программе индивидуального обучения. Поэтому в рабочую программу внесены изменения. Корректировка производилась за счет уплотнения материала.



АОП разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. «Об образовании в Российской Федерации» .Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ



2. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26

3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

5. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297



6. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.



7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

8. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

9. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082

10. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н

11. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013г. № ИР-535/07

12. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

13. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

14. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.



Основные методы обучения по АОП 8.1.


В основу разработки АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Дифференцированный подход к построению АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.


Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.



Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС –чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь иповедение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опытатрадиционным путем.


В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.С.Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.


Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.



Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.

Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.


Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М.С.Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.



Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна не дифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной не сформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.


Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся на-прямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладе-ния обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.


Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.


Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.



Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.



Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.



Особые образовательные потребности обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

 раннее получение специальной помощи средствами образования;

научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.


Оценка достижений обучающимися с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями)

планируемых ре­зуль­та­тов освоения адаптированной программы

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся и оце­н­ка результатов деятельности образовательных ор­ганизаций и педагогических кадров. По­лу­ченные данные используются для оце­нки состояния и тенденций развития системы образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.


Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения ме­то­да экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки ре­зуль­та­тов на основе мнений группы специалистов (экспертов) (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, пе­дагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки лич­ностных результатов освоения обу­чающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП сле­ду­ет учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку ос­но­вой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в по­в­се­д­нев­ной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Ре­зуль­таты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима эк­с­пер­т­ной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жиз­нен­ной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений за­но­сят­ся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не толь­ко представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным ком­петенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.


Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми

способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях


способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации


адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации


3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.


Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя1.

Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу уче­ников, используя только качественную оценку. При этом не является при­н­ци­пи­ально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной де­я­тель­нос­ти, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и ко­н­т­ро­лем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения АОП обуча­ю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АОП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале.

Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АОП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;

второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».



Материально-технические условия


Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отвечает особым образовательным потребностям.


  1. Требования к организации пространства

Для обучающихся создано доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио - визуализированные источники.

При реализации АОП обеспечивается обучающемуся возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога.


  1. Требования к организации временного режима обучения

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебной недели –5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровье сбережению. Обучение с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий.

Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.


  1. Требования к техническим средствам обучения

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.

  1. Учебный и дидактический материал

При освоении АОП обучающиеся обучаются по базовым учебникам специальным, учитывающим особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы.

Особые образовательные потребности обучающихся обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АОП. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.


  1. Информационное обеспечение

включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Информационно-методическое обеспечение реализации АОП обучающихся направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

І. Цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета


Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.



Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Основные направления коррекционной работы:


  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

ІІ. Общая характеристика учебного предмета

Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу



ІІІ. Описание места учебного предмета


Освоение программы на первой ступени общего образования в 3 классе рассчитано на 136 часов / 2ч в неделю – индиидуальная работа с учителем и 2 часа в неделю – на самостоятельную работу с родителями (34 недели).

ІѴ. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что  литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.


Ѵ. Результаты освоения учебного предмета

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

·         осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

·         трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

·         отвечать на вопросы по прочитанному;

·         высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

·         пересказывать содержание прочитанного;

·         устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

·         наизусть 5—8 стихотворений.


ѴІ. Содержание учебного предмета

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

 Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

 Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

 Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

ѴІІ. Методическое обеспечение программы


Ильина С.Ю., Богданова А.А. «Чтение» Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. – Издательство АО «Просвещение», 2018г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Индивидуально с учителем

Самостоятельно с родителями

Дата по плану

Дата фактически

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные


1 четверть

16

16



32





1

Здравствуй, школа!

5

4



9





1

М. Садовский «Сентябрь»

+




1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, знать приметы осени.

Осознание себя как ученика.

Чтение стихотворения «Сентябрь» М. Садовского.

Наизусть

2

По В.Воскобойникову

«Весёлая улица»

+




1

Правильно читать слоги и слова, соотносить картинку со словом, отвечать на вопросы.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;


Работа с текстом, отвечают на вопросы.


3

В. Берестов «Первое сентября»

По В. Драгунскому «Завтра в школу»


+



1

Знать автор изученных произведений.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


4

По Э. Шиму «Пятёрки»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, читать целыми словами.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;


Чтение, слушание, активное участие в беседе.


5

Входной внутришкольный мониторинг (ВМ)

В.Бирюков «Кто лучшим будет»

+




1

Правильно читать слоги и слова, соотносить картинку со словом, отвечать на вопросы.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с текстом.


6

По В.Хомченко «Обида»

+




1

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей, работать самостоятельно, знать правила поведения в школе.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

Правильно читают слова и предложения, соотносят картинку со словом, отвечают на вопросы.



7

А. Аксёнова «Наша учительница»


+



1

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей, работать самостоятельно.

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Работа с текстом и вопросами к нему.


8

Урок внеклассного чтения


+



1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Чтение книг на школьную тематику.

Т.ч.

9

Обобщающий урок по теме.

+




1

Помогать друг другу, проявлять заботу о ближнем.

Осознание себя как ученика

Работа с вопросами.


2

Осень наступила…

7

6



13





10

О. Высотская «Осень»

+




1

Слушать объяснение учителя, работать по подражанию.

Чётко и правильно выражать свои мысли.

Заучивание стихотворения «Осень» О.Высотской наизусть.

Наизусть

11

По Ю.Ковалю «Последний лист»


+



1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

Работать в коллективе.


Работа с текстом.


12

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе»


+



1

Правильное чтение текста.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Тренировка правильного чтения, учить работать с текстом.


13

В. Степанов «Воробей»

+




1

Самостоятельно работать с учебником.

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Правильное чтение. Выборочное чтение


14

По А.Баркову «Лето на веревочке»

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

Работать в коллективе.


Правильное, осознанное чтение.


15

Е. Благинина «Улетают, улетели …»


+



1

Читать выразительно.

Проявление сопереживания к чувствам других людей;

Заучивание наизусть стихотворения

Наизусть

16

По Э.Шиму «Ворона и синица»


+



1

Правильное чтение текста.


Правильное, осознанное чтение.


17

По Л.Воронковой «За кормом для птиц»

+




1


Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Правильное, осознанное чтение.


18

Г. Ладонщиков «В октябре»

+




1

Читать выразительно.


Правильное, осознанное чтение.


19

По Н. Сладкову «Страшный невидимка»


+



1

Самостоятельно работать с учебником.

воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Тренировка правильного чтения, учить работать с текстом.


20

А. Плещеев «Осень наступила»


+



1

Читать выразительно.

Проявление сопереживания к чувствам других людей;

Заучивание стихотворения

Наизусть

21

По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре»

+




1


воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Правильное, осознанное чтение.


22

Урок внеклассного чтения.

+




1





3

Учимся трудиться

6

7



13





23

Ю. Тувим «Все для всех»


+



1

Читать выразительно.

Проявление сопереживания к чувствам других людей;

Правильное, осознанное чтение.


24

По Д. Габе «Работа»


+



1





25

В. Орлов «Мои помощники»

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Работа с учебником.


26

По А. Потаповой «Бабушка и внучка»

+




1





27

Б. Заходер «Повар»


+



1

Правильное чтение текста.

Работать в коллективе.


Работа с учебником.


28

По М.Дружининой «Сюрприз»


+



1

Самостоятельно работать с учебником.

воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Работа с учебником.


29

О. Высотская «Маргаритка»

+




1

Читать выразительно.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Тренировка правильного чтения, учить работать с текстом.


30

По В.Хомченко «Пуговица»

+




1





31

Г. Ладонщиков «Портниха»

В. Осеева «Пуговица»


+



1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Заучивание наизусть стихотворения

Наизусть

32

По В.Голявкину «Как я помогал маме мыть пол»


+



1

Самостоятельно работать с учебником.

Проявление сопереживания к чувствам других людей;

Правильное, осознанное чтение.



2 четверть

16

16



32





1

По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело»

+




1

Правильное чтение текста.

воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Работа с учебником.


2

Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»


+



1

Читать выразительно.

Работать в коллективе.


Правильное, осознанное чтение.


3

Обобщающий урок по теме.

+





Правильное чтение текста




4

Ребятам о зверятах

7

7



14





4

По Е. Чарушину «Лисята»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.

Осознание себя как ученика.

Словарная работа


5

По Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; Е. Тараховская «Заяц»

+




1

Знать правила поведения на уроке.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Выразительное чтение


6

По М.Пришвину «Ёж»

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Работа с текстом


7

По А.Баркову «Материнская забота»


+



1

Уметь работать с книгой.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Работа с текстом


8

В. Приходько «Пин и Гвин»

+




1

Читать выразительно.


Заучивание стихотворения наизусть

Наизусть

9

По Б.Житкову «Галка»

+




1

Правильное чтение текста

ценностное отношение к природе

Работа с текстом и вопросами


10

По В.Гаранжину «Куриный воспитанник»


+



1

Уметь отвечать на вопросы.


Словарная работа


11

По М.Тарловскому «Добрый Волк»


+



1

Уметь пересказывать рассказ по картинкам.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Работа с текстом и вопросами


12

По Н.Носову «Живая шляпа»

+




1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.

Осознание себя как ученика.

Работа с текстом и вопросами


13

По Н.Павловой «Котята»

+




1

Знать правила поведения на уроке.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Работа с текстом и вопросами


14

В. Берестов «Кошкин щенок»


+



1

Читать выразительно.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Выразительное чтение


15

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»


+



1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

ценностное отношение к природе

Работа с текстом и вопросами


16

Обобщающий урок по теме.

+




1

Уметь работать с книгой.




5

Чудесный мир сказок

5

5



10





17

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

+




1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Работа с текстом и вопросами


18

Русская народная сказка «Храбрый баран»


+



1

Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Работа с текстом и вопросами


19

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»


+



1

Уметь давать характеристику сказочным героям.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Пересказ сказки


20

Украинская народная сказка «Овечка и волк»

+




1

Уметь отвечать на вопросы.


Пересказ сказки


21

Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»

+




1

Знать правила поведения на уроке.

ценностное отношение к природе

Чтение по ролям


22

Таджикская народная сказка «Тигр и лиса»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.

Осознание себя как ученика.

Пересказ сказки


23

Французская народная сказка «Лиса и куропатка»


+



1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Чтение по ролям


24

Абхазская народная сказка «Куцый хвост»

+




1

Уметь работать с книгой.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Пересказ сказки


25

Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок»


+



1

Правильное чтение текста


Пересказ сказки


26



Полугодовой внутришкольный мониторинг (ВМ)

Урок внеклассного чтения.

+




1

Уметь четко выражать свое отношения к литературным персонажам.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Работа с текстом и вопросами


6

Зимушка – зима.

12

11



23





27

«Ой ты, зимушка – зима!»


+



1

Читать выразительно.


Заучивание наизусть

Наизусть

28

По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»


+



1

Уметь работать с содержанием текста.

ценностное отношение к природе

Работа с текстом


29

М. Садовский «Декабрь»

+





Уметь приводить примеры, подтверждать ответ текстом.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Заучивание наизусть

Наизусть

30

По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали»

+




1

Уметь работать с книгой.


Выразительно читать, отвечать на вопросы.


31

С. Попов «В новогоднюю ночь»


+



1

Знать правила поведения на уроке.

ценностное отношение к природе

Заучивание наизусть

Наизусть

32

Внеклассное чтение


+



1

Уметь работать с содержанием текста.

ценностное отношение к природе

Работа с текстом



3 четверть

20

20



40





1

По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников»

+




1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.


Выборочное чтение.


2

По А.Потаповой «Такой вот герой»

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

Осознание себя как ученика.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


3

С.Есенин «Зима»


+



1

Уметь отвечать на вопросы.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Выразительное чтение стих-я


4

С. Суворова «Подарок»

+




1

Уметь ориентироваться в тексте.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Выразительно читать, отвечать на вопросы.


5

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи»

+




1

Осознанное чтение.


Выборочное чтение.


6

И. Шевчук «С прогулки»

+




1

Уметь работать с книгой.




7

По М.Быковой «Неудачная находка»


+



1

Правильное чтение текста




8

И. Суриков «Детство»


+



1

Читать выразительно.


Заучивание наизусть

Наизусть

9

По Е.Чарушину «Что за зверь»

+




1

Знать правила поведения на уроке.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


10

Урок внеклассного чтения.

+




1

Уметь высказать свое мнение о прочитанном рассказе

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Выразительно читать, отвечать на вопросы.


11

По Э.Шиму «Не стучать – все спят»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Выразительно читать, отвечать на вопросы.


12

В. Степанов «Зайка»


+



1

Работать самостоятельно с книгой.




13

По Н.Сладкову «Еловая каша»

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.


Выразительно читать, отвечать на вопросы.


14

З. Александрова «Снежок»

+




1

Правильное чтение текста

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Заучивание наизусть

Наизусть

15

По С.Баруздину «Коллективная печка»


+



1

Уметь отвечать на вопросы.

Осознание себя как ученика.

Выборочное чтение.


16

В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки)


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


17

Обобщающий урок по теме.

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Выразительно читать, отвечать на вопросы.


18

Урок внеклассного чтения.


+



1

Уметь работать с книгой.




7

Так нельзя, а так можно.

6

6



12





19

По А.Ягафаровой «Снегирь и Синичка»

+




1

Знать правила поведения на уроке.

ценностное отношение к природе



20

По В.Хомченко «Птица-синица»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


21

Г.Ладонщиков «Дельный совет»


+



1

Работать самостоятельно с книгой.


Выборочное чтение.


22

По Л. Толстому «Косточка»


+



1

Осознанно читать и отвечать на вопросы.




23

По С.Георгиеву «Праздничный стол»

+




1

Правильное чтение текста




24

В. Бесрестов «За игрой»

+




1

Читать выразительно.


Заучивание наизусть

Наизусть

25

С. Баруздин «Бревно»


+



1

Осознанно читать и отвечать на вопросы.

проявление готовности к самостоятельной жизни.



26

А. Седугин «Как Артёмка котенка спас»


+



1

Знать правила поведения на уроке.

Осознание себя как ученика.

Выборочное чтение.


27

По В.Осеевой «Подвиг»

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


28

По В.Бирюкову «Лесные доктора»

+




1

Уметь работать с книгой.

ценностное отношение к природе

Выборочное чтение.


29

Урок внеклассного чтения.


+



1

Уметь отвечать на вопросы.




30

Обобщающий урок по теме.

+




1

Знать изученные произведения и их авторов


Работа с вопросами по разделу


8

Весна в окно стучится

10

10



20





30

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.


Заучивание наизусть

Наизусть

31

По В. Бирюкову «Весенняя песня»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


32

По Э.Шиму «Сосулька»

+




1

Читать выразительно.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Выразительное чтение стих-я


33

Промежуточный внутришкольный мониторинг (ВМ)

Русская народная песня «Выгляни, Солнышко»

+




1

Читать выразительно.


Выразительное чтение чтих-я


34

С. Вербова «Мамин портрет»


+



1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


35

П. Синявский «Разноцветный подарок»


+



1

Читать выразительно.


Выразительное чтение стих-я


36

А. Седугин «Тихо-тихо»

+




1

Уметь работать с книгой.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Выборочное чтение.


37

Р. Сеф «Лицом к весне»

+




1

Читать выразительно.

ценностное отношение к природе

Выразительное чтение стих-я


38

С. Вербова «Ледоход»


+



1

Правильное чтение текста

Осознание себя как ученика.

Выборочное чтение.


39

По Р.Фархади «Сон Медвежонка»


+



1

Знать правила поведения на уроке.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Выразительно читать, отвечать на вопросы.


40

Урок внеклассного чтения.


+



1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Выразительно читать, отвечать на вопросы.



4 четверть

16

16



32





1

По В.Бианки «Заяц на дереве»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Пересказ рассказа


2

С. Погореловский «Наши гости»


+



1

Уметь работать с книгой.




3

По Г.Скребицкому «Скворушка»

+




1

Работать самостоятельно с книгой.

ценностное отношение к природе



4

И. Белоусов «Весенняя гостья»

+




1

Осознанно читать и отвечать на вопросы.


Выборочное чтение.


5

По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках»


+



1

Уметь отвечать на вопросы.




6

По А.Баркову «Тюльпаны»

+




1

Осознанно читать и отвечать на вопросы.

ценностное отношение к природе

Работа с учебником.


7

Урок внеклассного чтения.

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Выразительно читать, отвечать на вопросы.


8

Обобщающий урок по теме.

+




1

Правильное чтение текста

Осознание себя как ученика.



9

Весёлые истории

3

4



7





9

Р. Фархада «Перепутаница»


+



1

Уметь работать с книгой.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Работа с учебником.


10

По Г.Остеру «Эхо»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Выразительно читать, отвечать на вопросы.


11

А. Шибаев «Кто кем становится»

+




1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


12

А. Усачёв «Волшебный барабан»

+




1

Знать правила поведения на уроке.


Выборочное чтение.


13

М. Пляцковский «Шишки»


+



1

Осознанно читать и отвечать на вопросы.

ценностное отношение к природе

Работа с учебником.


14

По Ю. Степанову «Портрет»


+



1

Уметь отвечать на вопросы.




15

М. Бородицкая «Булочная песенка»

+




1

Правильное чтение текста


Выборочное чтение.


10

Родина любимая

4

4



8





16

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

+




1

Читать выразительно.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Выразительное чтение стих-я


17

По К.Ушинскому «Наше Отечество»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


18

По Т.Кудрявцевой «Флаг России»


+



1

Уметь работать с книгой.

Осознание себя как ученика.

Работа с учебником.


19

М. Ильин «Главный город страны»

+




1

Осознанно читать и отвечать на вопросы.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Выборочное чтение.


20

В. Степанов «Песня»

+




1

Работать самостоятельно с книгой.


Выразительно читать, отвечать на вопросы.


21

А.Усачёв «День Победы»


+



1

Уметь отвечать на вопросы.


Выборочное чтение.


22

По С. Баруздину «Страшный клад»


+



1

Правильное чтение текста


Работа с учебником.


23

По С.Алексееву «Тульские пряники»

+




1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


11

Здравстуй, лето!

4

6



10





24

Итоговый внутришкольный мониторинг (ВМ)

А. Усачёв «Что такое лето?»

+




1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя,


Выразительное чтение стих-я


25

По Л.Воронковой «Что сказала бы мама»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


26

М. Дружинина «Земляника»


+



1

Читать выразительно.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Выразительное чтение стих-я


27

По В.Хомченко «Куда исчез гриб»

+




1

Осознанно читать и отвечать на вопросы.

ценностное отношение к природе

Работа с учебником.


28

По В.Бианки «Ёж-спаситель»

+




1

Уметь отвечать на вопросы.


Выборочное чтение.


29

Р. Фархади «Жарко»


+



1

Уметь работать с книгой.


Заучивание наизусть

Наизусть

30

По Э.Шиму «Верное время»


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

Осознание себя как ученика.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.


31

Е. Савельева «Доскажи словечко»(летние загадки)


+



1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя,

самостоятельность в выполнении учебных заданий

Работа с учебником.


32

Обобщающий урок по теме

+




1

Знать правила поведения на уроке.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Выразительно читать, отвечать на вопросы.








1

37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!