Адаптированная образовательная программа по математике
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по предмету математики, (далее – АОП) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП составлена на основе примерной общеобразовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)1).
Ориентирована на использование учебников «Алгебра 7 » (авторы Мордкович и другие) .
Нормативными документами для составления адаптированной образовательной программы являются:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
ООП общеобразовательного учреждения.
АОП так же предусматривает решение коррекционных задач:
создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности.
стимулирование интереса обучающихся к познавательной и учебной деятельности.
развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.
Индивидуальные особенности учебной деятельности обучающегося с ОВЗ.
____________испытывает трудности в запоминании, поиске нового материала, скорость письма низкая, поэтому новый материал конспектируют частично. У доски учащаяся отвечает неохотно. Для преодоления этих трудностей в программу включены: карточки задания для проверки готовности к уроку, работа с литературой и выполнение заданий, по заранее составленному плану. Так же ____ мало подготовлена к систематическому изучению математической дисциплины, имеет большие пробелы в знаниях, полученных ранее, поэтому при изучении нового материала ей требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по математике составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. В программе большую часть занимает повторение, особенно в начале и в конце учебного года. Кроме того, у ребенка с ОВЗ имеются особые образовательные потребности:
обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
Для преодоления этих трудностей в программу включены: карточки задания для проверки готовности к уроку, работа с литературой и выполнение творческих заданий. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены практические работы. Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности учащегося, его мотивированию к самостоятельной работе. Работа с учебником практикуется на уроке с целью формирования навыка самостоятельного поиска информации. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и действий; основные сведения для учащихся, даются дифференцированно. Практические действия даются таким образом, чтобы при их выполнении ученики могли опираться на полученные ранее навыки. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, сравнения, обобщения.
Программа определяет базовые знания умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые умения и навыки обучающихся с ОВЗ.
Характерные формы организации деятельности обучающихся.
Для работы с обучающимися с ОВЗ, учителем используются следующие системы работы по созданию специальных условий, включая коррекционную работу в рамках преподаваемого предмета.
Темп изучения материала должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на «пошаговое» предъявление материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так и компенсации индивидуальных недостатков, отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Для побуждения к познавательной активности выполняемые задания должны быть разнообразны по форме и содержанию.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы на практику, обучаются логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося в таких классах, что достигается выделения в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Принцип работы в данных классах - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при выполнении различных приемов. Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.
Требования к теоретической части и самостоятельному выполнению работы – снижены.
Программа по алгебре для 7 классов состоит из следующих разделов:
Математический язык. Математическая модель.
Линейная функция и ее график
Система линейных уравнений с двумя переменными
Степень с натуральным показателем и ее свойства
Одночлены
Многочлены и операции над ними
Разложение многочленов на множители
Функция у=Х2
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Виды работ (применяемых на уроках) письменная работа; работа с печатным текстом
Основные виды деятельности:
действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
устное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
На изучение курса «Алгебры» отводится 102 часа в года, 3 часа в неделю
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение алгебры в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
Алгебраические выражения
Ученик научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Ученик научится:
решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Основные понятия. Числовые функции
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Способы и формы оценивания. Инструментарий для отслеживания результатов
Специфические формы контроля освоения содержания.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, практические работы.
Образовательный блок
Целью изучения курса алгебры в 7 классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращениям к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Развивающий блок
На уроках формируется самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, представления о нравственных нормах, усидчивость, терпение, навыки сотрудничества с сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, взаимодействия с социумом.
Коррекционный блок
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ: Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образец
Календарно тематическое планирование
Предмет | Вариант | | | |
Алгебра | Алгебра 7 класс А.Г. Мордкович | | | |
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Деятельность обучающегося | Коррекция |
Математический язык. Математическая модель. | Числовые и алгебраические выражения | 2 | Вычисление значений числовых выражений, применение свойств и правил арифметических действий, выбор рациональных способов вычислений. Чтение выражений, формул, правил, записанных на математическом языке, перевод словесных формулировок на математический язык. Использование символики для записи математических утверждений. Работа в паре и группе. Участие в деловой игре. Описание реальных ситуаций с помощью математических моделей. Планирование хода решения задач с использованием трех этапов математического моделирования. Прогнозирование результата решения, оценка реальности полученного ответа. Применение алгоритма при решении линейного уравнения. Изображение чисел и числовых промежутков на числовой прямой. Чтение учебника, извлечение информации в соответствии с темой урока и заданием учителя. Выполнение упражнений по правилу, образцу и алгоритму. Подведение итогов. Самооценка знаний. | Развитие наглядно-образного мышления |
| Что такое математический язык | 2 | Развитие наглядно-образного мышления |
| Что такое математическая модель | 2 | Развитие наглядно-образного мышления |
| Входная контрольная работа | 1 | Развитие наглядно-образного мышления |
| Линейное уравнение с одной переменной | 2 | Развитие наглядно-образного мышления |
| Координатная прямая | 2 | Коррекция развития восприятия |
| Данные и ряды данных (приложение к задачнику п.1) | 1 | Коррекция развития представлений |
| Контрольная работа №1 | 1 | Коррекция развития памяти |
ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК | Координатная плоскость | 2 | Построение точек и геометрических фигур в координатной плоскости. Построение прямой, заданной линейным уравнением с двумя переменными. Моделирование реальной ситуации с помощью линейного уравнения с двумя переменными. Исследование графической модели с точки зрения реальности результата. Проведение аналогии между линейным уравнением с двумя переменными и линейной функцией. Работа в паре и в группе. Построение графика линейной функции, в том числе на заданном промежутке. Чтение графика, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. Анализ поведения графика линейной функции в зависимости от значений коэффициентов k и m на основе наблюдения и сравнения. Работа в группе. Исследование взаимного расположения графиков линейных функций. Работа в группе. | Работа по словесному алгоритму |
| Линейное уравнение с 2 переменными и его график | 2 | развитие наглядно-образного мышления |
| Линейная функция и её график | 3 | развитие словесно-логического мышления |
| Линейная функция у=кх | 2 | развитие умения сравнивать, анализировать |
| Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | Коррекция развития восприятия |
| Упорядоченные ряды данных. Таблицы распределения (приложение к задачнику п.2 | 2 | Коррекция развития представлений |
| Контрольная работа №2 | 1 | Коррекция развития памяти |
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | Основные понятия | 2 | Изучение новой математической модели – системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Проведение аналогии между взаимным расположением двух прямых на координатной плоскости и графическим методом решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Составление алгоритма решения систем графическим методом. Исследование систем уравнений на предмет числа решений с помощью функционально-графических представлений. Поиск решения в проблемной ситуации в случаях неточности и недостаточности применения графического метода решения систем (точка пересечения неточна или слишком удалена). Работа в группе. Составление алгоритма решения систем методом постановки и алгебраического сложения. Работа в паре. Выполнение самоконтроля при решении систем. Поиск, обнаружение и устранение ошибок при решении систем. Описание реальных ситуаций с помощью систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач в три этапа математического моделирования. Участие в мини проектной деятельности «Моделирование реальных ситуаций с помощью систем линейных уравнений». Отыскание информации на заданную тему в учебнике. Подведение итогов: что нового узнали, чему научились. Самооценка знаний | Работа по словесному алгоритму |
| метод подстановки | 3 | развитие пространственных представлений и ориентации |
| Метод алгебраического сложения | 2 | развитие умения сравнивать, анализировать |
| Система двух уравнений с двумя пере-менными как матем. модели реальных ситуаций | 3 | |
| Нечисловые ряды данных (приложение к задачнику п.3) | 2 | формирование обобщенных представлений о свойствах предметов |
| Контрольная работа №3 | 1 | развитие пространственных представлений и ориентации |
Степень с натуральным показателем и ее свойства | Что такое степень с натуральным показателем | 2 | Чтение и запись степени выражения, свойств степени на математическом языке. Составление таблицы степеней. Изучение по учебнику этапов теоретического исследования. Самостоятельное проведение исследования. Доказательство свойств степени. Конструирование предложений с помощью связок «если…, то…». Работа в паре. Применение определения и свойств степени при решении простейших уравнений, моделирование реальных ситуаций, приводящих к простейшему степенному уравнению. Мини проект. Осуществление самоконтроля решения, поиск и устранение ошибок. Подведение итогов: что нового узнали, чему научились. Самооценка знаний. | |
| Таблица основных степеней | 1 | Коррекция развития восприятия |
| Свойства степени с натуральным показателем | 3 | Коррекция развития представлений |
| Умножение и деление степеней с одинаковым показателем | 2 | Коррекция развития памяти |
| Степень с нулевым показателем. | 1 | Работа по словесному алгоритму |
| Составление таблиц распределения без упорядочивания данных (приложение к задачнику п.4) | 1 | развитие наглядно-образного мышления |
ОДНОЧЛЕНЫ | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 1 | Самостоятельное чтение учебника с целью поиска информации на заданную тему. Выполнение алгебраических преобразований с одночленами, пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма преобразования. Работа в паре. Сравнение двух дробей по виду и выявление, которая из них является одночленом, а которая нет, обоснование вывода. Составление алгоритма приведения одночлена к стандартному виду, сложения одночленов. Работа в паре. Выполнение действий с одночленами. Описание реальных ситуаций с помощью модели (уравнения) с подобными одночленами. Решение задач в три этапа математического моделирования. Мини проект. Наблюдение и вывод, в каком случае один одночлен можно разделить на другой одночлен и как это сделать. Выполнение заданий, связанных с выявлением некорректных высказываний. Самоконтроль выполнения действий и преобразований с одночленами, поиск и устранение ошибок. Подведение итогов: что нового узнали, чему научились. Самооценка знаний. | развитие словесно-логического мышления |
| Сложение и вычитание одночленов | 2 | Коррекция развития восприятия |
| Умножение одночленов | 2 | Коррекция развития представлений |
| Деление одночлена на одночлен | 1 | формирование обобщенных представлений о свойствах предметов |
| Частота результата. Таблица распределения частот (приложение к задачнику п.5) | 1 | |
| Контрольная работа № 4 | 1 | развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца |
Многочлены. Операции над многочленами | Основные понятия | 1 | Извлечение информации из учебника, связанной с изучением нового материала. Выполнение действий с многочленами по правилам. Работа в паре. Описание реальных ситуаций с помощью математической модели, представляющей собой многочлены. Решение задач в три этапа математического моделирования. Мини проект. Вывод формул сокращенного умножения. Чтение их и запись на математическом языке. Применение геометрической модели, иллюстрирующей вывод формул разности квадратов и квадрата суммы и разности. Выполнение преобразований многочленов, пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма. Поиск, обнаружение и устранение арифметических и алгебраических ошибок. | Коррекция развития восприятия |
| Сложение и вычитание многочленов | 2 | Коррекция развития представлений |
| Умножение многочлена на одночлен | 2 | Коррекция развития памяти |
| Умножение многочлена на многочлен | 3 | Работа по словесному алгоритму |
| Формулы сокращенного умножения. | 4 | Коррекция развития восприятия |
| Деление многочлена на одночлен | 1 | Коррекция развития представлений |
| Процентные частоты. Таблицы распределения частот в процентах(приложение к задачнику п. 6) | 1 | Коррекция развития памяти |
| Контрольная работа №5 | 1 | Работа по словесному алгоритму |
РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА МНОЖИТЕЛИ | Что такое разложение на множители и зачем оно нужно | 1 | Извлечение информации из учебника по заданной теме. Выделение существенного, главного. Чтение и запись на математическом языке при выполнении разложения на множители. Комментирование решений, разобранных в учебнике. Работа в паре. Выполнение преобразования в виде разложения многочлена на множители по алгоритму и образцу. Решение уравнений, построение графиков уравнений, выполнение арифметических действий, связанных с разложением на множители, сокращение дробей. Пошаговый самоконтроль за выполнением указанных действий. Поиск и устранение ошибок. Подведение итогов. Самооценка знаний. | развитие наглядно-образного мышления |
| Вынесение общего множителя за скобки | 2 | развитие словесно-логического мышления |
| Способ группировки | 2 | развитие умения сравнивать, анализировать |
| Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 3 | Коррекция развития восприятия |
| Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 3 | Коррекция развития представлений |
| Группировка данных (приложение к задачнику п.7) | 2 | Коррекция развития памяти |
| Контрольная работа №6 | 1 | Работа по словесному алгоритму |
| Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | 2 | развитие пространственных представлений и ориентации |
| Тождества | 1 | развитие умения сравнивать, анализировать |
Функция у=х2 | Функция у=х2 | 3 | Чтение учебника и извлечение информации по заданной теме. Изучение новых функций , графических моделей этих функций, свойств. Построение и чтение графиков, в том числе кусочных функций. Проведение простейших исследований. Участие в проектной деятельности «Описание реальных ситуаций с помощью кусочных функций». Применение графических моделей для решения уравнений, неравенств, систем неравенств. Проверка найденных корней. Исследование взаимного расположения графика кусочной функции и прямой y = a на предмет числа общих точек при различных значениях а. Подведение итогов. Самооценка знаний. | |
| Графическое решение уравнений | 2 | формирование обобщенных представлений о свойствах предметов |
| Что означает в математике запись у=f(х) | 3 | развитие пространственных представлений и ориентации |
| Контрольная работа №7 | 1 | |
| Группировка данных (приложение к задачнику п. 8) | 1 | Коррекция развития восприятия |
Итоговое повторение | Повторение | 2 | | Коррекция развития представлений |
| Итоговая контрольная работа | 1 | Коррекция развития памяти |
Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
1. Учебник «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник. 7 класс» / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014г.
2. Программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Учебно-методическая литература
1. Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007. – 64 с.
Дидактические материалы
1. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.Г.Мордковича /авт.-сост. И.В. Комиссарова, Е.М. Ключникова. – Издательство «Экзамен», 2008. – 510 с.
2. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.Г.Мордковича /авт.-сост. Т.И. Купорова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.
3. Мордкович А.Г. Алгебра. 7 классы: методическое пособие для учителей / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.
4. Александрова Л.А. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре, 7 класс: к учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра. 7 класс»/ М.А.Попов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Мнемозина», 2008. – 104 с. 5. Тесты. Алгебра: 7- 9 классы /Сост. П.И. Алтынов. – М.: Дрофа, 2012. – 128 с.
Интернет-ресурсы: www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).
www.it-n.ru (сеть творческих учителей)
http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»)
http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»))
www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).
www.math.ru/lib (электронная математическая библиотека).
http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).
http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другие
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 | Вариант 1 |
1о. Найдите значение алгебраического выражения 4(4с – 3) + 8(5 – 2с) – (10с + 8) при с = 0,12
2о. Решите уравнение: а) 2х + 3 = 0; б) 6х – 7 = 15 + 2х
3о. Запишите обозначение, аналитическую и геометрическую модели числового промежутка: «Луч с началом в точке (-5). Сколько отрицательных чисел принадлежит данному промежутку?
4о. Постройте прямую, проходящую через данные точки, и запишите ее аналитическую модель: А(-3; 1); В(-3; 4)
Контрольная работа № 2 | Вариант 1 |
а) Найдите координаты точек пересечения графика линейного уравнения
– 3х + 2у – 6 = 0 с координатными осями и постройте его график.
б) Принадлежит ли графику данного уравнения точка К
?
а) Преобразуйте линейное уравнение с двумя переменными 2х + у – 1 = 0 к виду линейной функции и постройте ее график.
б) Найдите наименьшее и наибольшее значение этой функции на отрезке [-1;2].
Найдите координаты точки пересечения прямых у = 3 – х и у = 2х.
Контрольная работа № 3 | Вариант 1 |
1о. Решите методом подстановки систему уравнений 3х – у = -5,
-5х + 2у = 1.
2о. Решите методом алгебраического сложения систему уравнений 9х + 4у = 8,
5х + 2у = 3.
3о. Решите графически систему уравнений х + у = 5,
у = 2х + 2.
Контрольная работа № 4 | Вариант 1 |
1о. Упростить выражение: а)
б)
в) 
Вычислите:
Сравните значения выражений
и 1,6о
Контрольная работа № 5 | Вариант 1 |
Приведите одночлен к стандартному виду и напишите, чему равен его коэффициент k: 
Упростить выражение:
а) 5х2у – 8х2у + х2у б)
в)
г) 
Незнайка, отправляясь на Луну на воздушном шаре, взял для балласта несколько мешков с песком. Когда воздушный шар первый раз пошел на снижение, незнайка выбросил
всех мешков, во второй раз он выбросил еще 60% от оставшихся мешков, а в третий раз – последние 4 мешка. Сколько всего мешков с песком брал с собой Незнайка?
Контрольная работа № 6 | Вариант 1 |
Найти многочлен р(х) и записать его в стандартном виде, если:
р(х) = р1(х) + р2(х) – р3(х) и р1(х) = -2х2 + 3х; р2(х) = 4х2 – 3; р3(х) = 2х – 4.
Выполните действия:
а) 4ху(2х + 0,5у – ху); б) (х – 3)(х + 2); в) (24х2у + 18х3) : (-6х2)
Упростите выражение, используя ФСУ: (2р – 3)(2р + 3) – (р – 2)2.
Контрольная работа № 7 | Вариант 1 |
Разложить на множители:
а) 3х2 – 12х б) 2а + 4b – ab – 2b2 в) 4х2 – 9 г) х3 – 8х2 + 16х
Сократите дробь:
а)
б) 
Контрольная работа № 8 | Вариант 1 |
1о. Постройте график функции у = х2. С помощью графика найдите
2о. Решите графически уравнение х2 = 2х + 3
Итоговая контрольная работа | Вариант 1 |
Постройте график функции y = - 3x + 6
Решите уравнение (х – 3)(х + 2) – (х – 1)(х + 1) = 3х + 7
Сократите дробь: а)
б) 
Критерии оценивания:
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета, логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
1 В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федарального учебно-методического объединения по общему образованию