СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа "Мир природы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа "Мир природы"»


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Предметные результаты

Минимальный уровень:

-представления о назначении объектов изучения;

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

Достаточный уровень:

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

-знание отличительных существенных признаков групп объектов;

-знание правил гигиены органов чувств;

-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

-адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.


2.Содержание учебного предмета


Раздел

Содержание

1

Сезонные изменения.


Расширение представлений о временах года, формируемых в первом классе, через ознакомление с названиями и основными признаками осенних, зимних, весенних месяцев (на примере личных наблюдений и опытов), углубление представлений о лете как времени года.

Сентябрь. Основные приметы месяца: похолодание, прохладный осенний ветер. Смена окраски листьев, начало листопада, последняя гроза, отлет птиц, наступление спячки у змей, ящериц, лягушек, исчезновение насекомых, созревание урожая, сбор грибов и ягод, осенняя одежда людей.

Октябрь. Основные приметы месяца: пасмурная дождливая погода, влажный ветер, листопад, отмирание трав, отлет птиц, заготовка зверями и птицами запасов на зиму, осенние работы в городе или в деревне (подготовка помещений в зиме (постоянное протапливание), уборка листьев, работы в саду и в огороде и т.п.)

Ноябрь. Основные приметы месяца: пасмурная погода, холодные дожди, резкое похолодание, холодный пронизывающий ветер, наступление первых заморозков, первый лед на лужах, первый снег, окончание сокодвижения («засыпание») у лиственных деревьев и кустарников, смена осенней одежды на зимнюю, утепление жилых помещений.

Декабрь. Основные приметы месяца: установление снежного покрова и льда на водоемах, мороз, низкое, холодное солнце, самый темный месяц года (самый короткий день и длинная ночь в году.

Январь. Основные приметы месяца: ярче светит солнце, увеличивается день, больше солнечных дней, крепчает мороз, морозный ветер, «рисунки» на стеклах, иней, следы зверей и птиц на снегу, появление наста; уборка снега, зимние забавы детей (катание на лыжах, санях, коньках, постройки из снега, игра в снежки.

Февраль. Основные приметы месяца: самый холодный месяц года, метели, снегопады, морозы, иней, гололед, самый голодный период года для птиц и зверей, подкормка птиц в городе, животных за городом.

Март. Основные приметы месяца: дневное потепление, ночные морозы, яркое солнце, голубое небо, появление проталин вокруг стволов деревьев, начало сокодвижения («просыпание») у деревьев и кустарников, почернение снега, появление закраин по берегам рек, набухание почек на раннецветущих кустах, появление сосулек. метели, откачевывание птиц от жилья человека.

Апрель. Основные приметы месяца: потепление, яркое теплое солнце, мокрый ветер, сход снежного покрова, вскрытие рек, ледоход, сосульки, капель, ручьи, зацветание первоцветов (верба, ракита, орешник, ольха, мать-и-мачеха, ветреница) прилет птиц (грачей), гнездование птиц, переход на весеннюю одежду, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками.

Май. Основные приметы месяца: установление теплой весенней погоды, теплый сильный ветер, первая гроза, распускание листьев, прилет, гнездование, выкармливание птенцов у разных птиц, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов.

Лето. Название и порядок следование летних месяцев. Основные признаки времени года: установившаяся теплая погода, горячее большое высокое солнце, теплые дожди, радуга, грозы, цветение и плодоношение растений, гнездование птиц, активность насекомых, выращивание потомства у зверей (ежи, зайца, лоси и т.д.), смена одежды на летнюю, летние развлечения (загорание, купание, игры с мячом, с воздушным змеев, катание на велосипедах и т.п.).


4

Неживая природа.


Вода - жидкость. Вода не пахнет, не имеет вкуса, прозрачна. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Песок, глина, камни. Узнавание объектов по внешнему виду. Свойства (сыпучесть, пластичность, твердость). Использование камней, глины, песка в продуктивной деятельности. Почва в природе (ознакомление с внешним видом, элементарное определение механического состава почвы, значение почвы для роста растений).


5

Живая природа.


Животные. Корова, коза. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. в заботе человека, полезны для человека.

Лиса, белка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища.

Птицы. Курица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормится сама, чем кормят люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат птицу), забота и уход..

Снегирь, дятел. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе.

Дифференциация диких и домашних животных на основании следующих признаков: место обитания, возможность самостоятельной жизни без помощи человека, уход за домашними и охрана диких животных.

Насекомые. Шмель. Бабочка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела Место обитания. Роль в природе: опыление растений. Первичное ознакомление с другими насекoмыми.

Растения

Помидор, огурец. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание).

Апельсин, лимон. Внешний вид, жизненная форма растения (дерево), место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе или на тарелочке). Значение фруктов в жизни людей (профилактика авитаминозов, здоровое питание, лечение простудных заболеваний).

Дифференциация овощей и фруктов на основании следующих признаков: место произрастания (сад, огород), жизненная форма

растений (дерево, травянистое растение), особенности использования в пищу (для сладких блюд, для первых и вторых блюд).

Смородина красная, черная, белая; малина садовая, лесная. Внешний вид, жизненная форма растения (куст), место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазочке). Значение ягод в жизни людей (здоровое питание, лечение простудных заболеваний).

Герань, монитора. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, протирание листочков, опрыскивание, рыхление почвы).

Мать-и-мачеха. Название. Жизненная форма (травянистое растение, первоцвет). Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок, плод). Значение в природе (пища первых насекомых).

Береза. Узнавание. Называние. Внешнее строение (корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод). Жизненная форма (дерево).

Черемуха. Узнавание. Называние. Внешнее строение (корень, стебель (стволы), лист). Жизненная форма (куст).

Мероприятия по охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, подкормка птиц, ознакомление с видами помощи диким животным и т.п.).

6

Человек


Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Магазины (промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.). Библиотека .Аптека. Школа. Книжный магазин. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы. автобусы) Общественный транспорт на примере автобуса и троллейбуса.

Наша Родина. Праздники нашей страны.

7

Безопасное поведение


Предупреждение заболеваний и травм. Действия в случае раны, занозы. Обращение за помощью к учителю. Описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит), поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным (не дразнить, чужих животных не трогать, не бежать, не махать руками). Правила поведения человека с диким животным в зоопарке (не дразнить, не кормить и не гладить, не подходить близко к клеткам в природе (кормить птиц, белочек из кормушки).

Правила поведение в лесу (без взрослых не ходить в лес, не шуметь, не трогать и не пробовать незнакомые растения и грибы, не рвать цветы и не ломать ветки, а наблюдать, слушать, вдыхать аромат цветов, зарисовывать).

Правила поведения на воде (купаться в сопровождении взрослых, далеко в воду не заходить, долго не купаться, в воду заходить спокойно, не прыгать).

Безопасное поведение в обществе. Правила поведения с незнакомыми людьми (никуда с незнакомыми людьми не ходить, вежливо отказываться от угощения и игрушек, стараться скорее вернуться к сопровождающему взрослому).

Правила безопасного поведения в общественном транспорте (спокойно ждать транспорт на остановке, сходить и заходить в транспорт, внимательно смотря под ноги, не бежать, не шуметь и не возиться в салоне транспортного средства, по возможности сидеть при движении или держаться за поручни).


3.Тематическое планирование


Тема

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Учащихся

1

Сезонные изменения в живой и неживой природе.(Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Распускание листьев. Лето).

20

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов. Объяснение наблюдаемых явлений. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация коллекционного материала.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

Различение времен года по признакам

2

Школа (Собираемся в школу. Школа. Я в классе. Экскурсия по классам, кабинетам и другим помещениям школы).

2

Моделирование и оценка различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Наблюдение за демонстрациями

учителя. Просмотр учебных фильмов. Составление рассказа по плану, по картинному плану. Составление текста по серии сюжетных картинок.

3

Семья. Помощь детей родителям.

2

Знакомство с членами семьи, с родственными отношениями между ними; рассуждение о важности уважительного отношения к пожилым людям.

4

Одежда и обувь. Уход за одеждой. Обувь. Обувной магазин. Уход за обувью.

2

Рассматривание иллюстраций, высказывание своих суждений их аргументация; подбор одежду для разных случаев её использования;

объяснение, как надо ухаживать за одеждой и обувью;

отличие одежды для девочек и мальчиков, школьная форма.

5

Овощи и фрукты, ягоды.. Огурец. Помидор. Апельсин. Лимон. Смородина. Малина.

6

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Называние предметов, характеристика их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу). Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов. Составление текста по серии сюжетных картинок.

6

Комнатные растения(герань, монстера).

2

Наблюдение за комнатными растениями, сравнение их, характеристика. Выполнение практической работы по уходу за комнатными растениями.

7

Дикие и домашние

животные. Лиса. Белка. Корова. Коза.

4

Выделение группы животных, которых одомашнил человек; рассказывание о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждение, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных;

Рассуждение о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работа с разрезными карточками, распределение животных на домашних и диких. Наблюдение за домашними питомцами и рассказывание о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.


8

Птицы. Дятел. Снегирь. Курица.

4

Рассказ о своих наблюдениях за птицами, выяснение, чем птицы отличаются от млекопитающих; различие птиц, называние среды обитания и способ питания;

Классификация птиц, работа с разрезными карточками; наблюдение за образом жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделирование выбранной птицы (по разрезным карточкам).

9

Охрана здоровья и безопасное поведение. Переход улицы по пешеходному переходу. Что делать если встречаешь незнакомого человека. Аптека Охрана здоровья и безопасное поведение на воде и в лесу летом.

8

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их.


10

Человек . Дом. Квартира. Домашний адрес. Тело человека. Волосы, кожа, ногти, зубы. Здоровье. Новогодняя ёлка. Рождество. Общественный транспорт. Библиотека. Автобус. Троллейбус. 23 февраля-день защитника Отечества. День победы. Родной край.

10

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Называние предметов, характеристика их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху,

материалу). Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Составление рассказа по плану, по картинному плану.

11

Почва. Камни , песок, глина. Вода.

4

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Называние предметов, характеристика их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу).

12

Насекомые . Шмель. Бабочка.

2

Рассказ о своих наблюдениях за насекомыми. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.



13

Растения. Мать –и-мачеха. Берёза. Черёмуха.

2

Рассказ о своих наблюдениях за растениями, деревьями. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!