12
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по учебному курсу «Мир природы и человека» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования № 2»;
4. Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (0-4 классы), Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М.. , утвержденная или рекомендованная Министерством образования и науки РФ;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Цель: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах,
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды,
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные,
формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края,
формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Адресат
Адаптированная образовательная программа предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа составлена на 1 год
1 класс – 66 часов, что соответствует 2 часам в неделю при 33 неделях
Принципы, положенные в основу раздела учебной программы
Принцип доступности сообщаемых знаний.
Принцип коррекционной направленности
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
Принцип интеграции содержания образовательных областей.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» относится к предметной области «Естествознание».
Программа составлена на основе «Примерной основной образовательной программы» для обучающихся с умственной отсталостью.
Специфика программы
Основной особенностью содержания предмета «Мир природы и человека» является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у обучающихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, физические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Предмет «Мир природы и человека» даёт возможность воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования базовых учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения «Мира природы и человека» обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку; планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
наблюдения обучающихся за погодой;
наблюдения обучающимися окружающего мира,
составление предложений, рассказов по картинке;
сравнение наблюдений с опытом детей;
диалог обучающихся с учителем;
составление рассказов по теме с помощью учителя.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, экскурсия, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологии индивидуального обучения, технологии дифференцированного обучения.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
называть и показывать органы чувств человека;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
кормление зимующих птиц;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение
знание правил гигиены органов чувств;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и индивидуальной работе.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению вприроде и обществе.
Регулятивные БУД:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях.
Содержание учебного предмета
№ п\п | Название раздела | Содержание учебного раздела | Количество часов |
1 | Неживая природа | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром. Живые и неживые объекты природы. Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро. Занятия взрослых и детей в течение суток. Звезды, луна, Солнце, Земля. Значение Солнца для планеты Земля, животных, растений, человека. | 10 |
2 | Сезонные изменения (времена года) | Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки осени, зимы, весны, лета. Понятие «листопад». Выбор одежды по погоде. Занятия людей в разные времена года. | 20 |
3 | Растения | Деревья, кустарники, травы, цветы. Строение растений: корень, лист, стебель, цветок. Полевые и садовые цветы. Семена растений, определение растений по семенам. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи. Условия жизни для растений (свет, тепло, вода). Способами приспособления растений к разным условиям жизни. | 10 |
4 | Животные | Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания). Детёныши животных. Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными. Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной. Способы приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. Способы приспособления животных к разным временам года. | 10 |
5 | Человек | Различие людей по возрасту, полу. Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов. Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.) Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении. Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей. | 16 |
Тематическое планирование
№ п\п | Темы | Количество часов | Из них |
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Экскурсии |
I четверть – 17 часов |
1 | Неживая природа. Неживая природа | 10 | - | - | 1 |
2 | Неживая природа. Сезонные изменения (времена года) | 7 | - | - | - |
| | 17 | - | - | 1 |
II четверть – 15 часов |
2 | Неживая природа. Сезонные изменения (времена года) | 13 | - | - | - |
3 | Живая природа. Растения. | 2 | - | - | - |
II | | 15 | - | - | - |
III четверть – 18 часов |
3 | Живая природа. Растения. | 8 | - | - | 1 |
4 | Живая природа. Животные. | 10 | - | - | - |
| | 18 | - | - | 1 |
IV четверть – 16 часа |
5 | Живая природа. Человек | 16 | - | - | - |
| | 16 | - | - | - |
| Итого | 66 | - | - | 2 |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Виды контроля:
Текущий.
Устный опрос
Самостоятельная работа
Итоговый
Составление рассказов.
Оценка предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя
Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Мониторинг предметных результатов
обучающихся 1 класса на уроках мир природы и человека
Ф. И ученика | | | | | | |
| Нач. года | Сер. года | Кон. года | Нач. года | Сер. года | Кон. года | Нач. года | Сер. года | Кон. года | Нач. года | Сер. года | Кон. года | Нач. года | Сер. года | Кон. года | Нач. года | Сер. года | Кон. года |
|
Узнаёт, называет изученные объекты на иллюстрациях | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Относит изученные объекты к определённым группам | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Знание правил поведения в природе, обществе | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Знание и выполнение правил личной гигиены | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Узнаёт, называет изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Знание отличительных существенных признаков групп объектов | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Выполнение задания | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Критерии оценивания: ! – ученик пассивен
ПП – со значительной помощью
П – с незначительной помощью
О – по образцу, подражанию
И - по инструкции
C – самостоятельно
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов.
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание курса и планируемые результаты | БУД Деятельность обучающихся |
план. | факт. |
| | | Первая четверть | | |
1. | 10.10 | 10.10 | Введение. Экскурсия. | Адекватное поведение на улице в условиях экскурсии. Узнавание и называние объектов в натуральном виде, в естественных условиях. | Л: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Р: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). П: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. К: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик–класс, учитель−класс). |
2. | 12.10 | 12.10 | Объекты живой и неживой природы. | Уметь называть объекты и делить их на группы: живые или неживые. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения |
3 | 17.10 | 17.10 | Земля и солнце. | Знать, что Земля – это планета, а Солнце – звезда. Проявление активности в организации совместной деятельности. |
4 | 19.10 | 19.10 | Значение солнца. | Знать и узнавать Солнце, уметь рассказать о его деятельности (смена дня и ночи, смена времён года). |
5 | 24.10 | 24.10 | Солнце и жизнь растений. | Уметь рассказать о влиянии Солнца на растения. Зависимость жизни растений от деятельности Солнца. |
6 | 26.10 | 26.10 | День и ночь. | Знать, что есть день и ночь, их отличия. Уметь рассказывать, чем занимаются люди днём и ночью. Что можно увидеть ночью, днём. |
| | | Вторая четверть | |
7 | 9.11 | 9.11 | Небо днём и ночью. | Уметь узнать и назвать тела, которые появляются на небе днём и ночью. |
8 | 14.11 | 14.11 | Сутки. | Знать что такое «сутки». Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток. Формирование понятий «восход», «закат». |
9 | 16.11 | 16.11 | Занятия днём и ночью. | Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток. Формирование понятия «режим дня». |
10 | 21.11 | 21.11 | Обобщение полученных знаний. | Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Представления о назначении изученных объектов. |
11 | 23.11 | 23.11 | Осень. | Знать причину сезонных изменений осенью. Уметь рассказать об отлёте птиц и листопаде. Уметь рассказать и показать признаки осени. Уметь рассказывать об одежде детей осенью и занятиях людей в это время года. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Выполнение заданий без текущего контроля учителя. | Л: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Р: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. П: устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. К: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. |
12 | 28.11 | 28.11 | Признаки осени. |
14 | 30.11 | 30.11 | Занятия и одежда людей осенью. |
15 | 5.12 | 5.12 | Зима. | Знать причину сезонных изменений зимой, признаки зимы. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой, безопасном поведении. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. |
16 | 7.12 | 7.12 | Итоговый. Признаки зимы. |
17 | 12.12 | 12.12 | Признаки зимы. |
18 | 14.12 | 14.12 | Одежда и занятия людей зимой. |
19 | 19.12 | 19.12 | Обобщение темы «Зима». |
20 | 21.12 | 21.12 | Весна. | Знать причину сезонных изменений весной. Уметь рассказывать о признаках весны. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей весной, безопасном поведении весной на улице. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Уметь давать развёрнутый ответ на заданный вопрос. Выполнение задания без текущего контроля учителя. |
21 | 26.12 | 26.12 | Признаки весны. |
22 | 28.12 | 28.12 | Одежда и занятия людей весной. |
| | | Третья четверть |
23 | 16.01 | | Обобщение темы «Весна». |
24 | 18.01 | | Лето. | Знать причину сезонных изменений летом. Уметь рассказывать о признаках лета, жизни растений и животных летом. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей летом, безопасном поведении на улице в городе и природе. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. |
25 | 23.01 | | Признаки лета. |
26 | 25.01 | | Одежда и занятия людей летом. |
27 | 30.01 | | Обобщение темы «Лето». |
28 | 1.02 | | Растения. Экскурсия в природу. | Узнавать, показывать рассказать виды растений. Различие растений. Деревья, кустарники, травы. Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. | Л: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Р: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. П: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание. К: обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. |
29 | 13.02 | | Итоговый. Строение и сходство растений. | Узнавать и показывать части растений. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. |
30 | 15.02 | | Различие растений. | Узнавать и показывать разнообразные части растений. Отличительные признаки растений: корень, лист, стебель, цветок. Формирование представление о разнообразных корнях растений (большой, мощный, маленький); разнообразных листьях растений (круглые, овальные, большие, маленькие); разнообразных стеблях и цветках. |
31 | 20.02 | | Разнообразие цветов. | Узнавать, показать садовые и полевые цветы. |
32 | 22.02 | | Семена. | Узнавать и показывать семена растений. Формирование понятия «семя», «семена». Семена разных растений (бархатцы, календула). Условия, необходимые для прорастания семян. |
33 | 27.02 | | Плоды растений. | Узнавать и показывать плоды растений, овощи, фрукты. Уметь различать овощи и фрукты. |
34 | 1.03 | | Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. | Растения зимой, весной, летом, осенью. Учить устанавливать связь между временем года (условиями, связанными с временем года) и жизнью растений. |
35 | 6.03 | | Приспособление растений к разным условиям жизни. | Знакомство с условиями жизни растений в разных климатических поясах (холодные страны, жаркие страны). Приспособления растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие). |
36 | 13.03 | | Обобщение темы «Растения». | Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе (деревья, кустарники, травы, цветы, семена, плоды). |
37 | 15.03 | | Животные. | Узнавать и называть группы животных: звери, птицы, рыбы, насекомые. | Л: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Р: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев П: устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. К: договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. |
38 | 20.03 | | Строение и сходство животных. | Узнавать и показывать части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост |
39 | 22.03 | | Различие животных. | Узнавать, показывать, рассказать о различиях животных. Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). |
40 | 3.04 | | Детёныши животных. | Узнавать, показывать, уметь называть взрослого животного и его детёныша. |
41 | 5.04 | | Домашние животные. | Познакомить с понятием «домашние животные», признаками домашних животных, учить находить домашних животных на картинках. Польза домашних животных. |
42 | 10.04 | | Дикие животные. | Познакомить с понятием «дикие животные», признаками диких животных, учить находить диких животных на картинках. Особенности жизни, места обитания и повадки диких животных. |
43 | 12.04 | | Приспособление животных к различным условиям жизни. | Познакомить обучающихся со способами приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. |
44 | 17.04 | | Приспособление животных к временам года. | Уметь рассказывать о приспособленности животных к разным временам года. |
45 | 19.04 | | Итоговый. Обобщение темы «Животные». | Актуализация и закрепление знаний по теме «Животные». |
46 | 24.04 | | Человек. | Формирование представлений о внешнем облике человека. Определение сходства и различий людей по возрасту, полу, цвету волос, глаз и т. д. | Л: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Р: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. П: устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. К: сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. |
47 | 26.04 | | Части тела человека. | Формирование представлений о строении тела человека, название частей тела (голова, туловище, шея, руки, ноги). Сходство и различия в строении человеческих тел. |
48 | 3.05 | | Гигиенические навыки. | Формирование понятия «гигиена». Уход за телом – умывание, чистка зубов, принятие душа и ванны. Предметы и средства гигиены. Показать зависимость между гигиеной и здоровьем человека. |
49 | 8.05 | | Лицо человека. | Изучать строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.). |
50 | 10.05 | | Глаза. Строение и значение глаз. Гигиенический уход за глазами. | Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. |
51 | 15.05 | | Уши. Строение и значение ушей. Профилактика простудных заболеваний. | Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. |
52 | 17.05 | | Нос. Значение. Профилактика простудных заболеваний. | Формировать у обучающихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. |
53 | 22.05 | | Рот. Строение и значение рта. Гигиенический уход. | Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. |
54 | 24.05 | | Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и порезов. | Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. |
55 | | | Скелет и мышцы человека. Осанка. | Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей. |
56 | | | Итоговый урок. Обобщение темы «Человек». | Актуализация, закрепление знаний по разделу «Человек». Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе. |