СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарный план по окружающему социальному миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Адаптированная программа  по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  • С Законом «Об образовании в РФ»  №273- ФЗ;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014  №1599),
  • Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  • Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
  • Учебным планом школы на 2018 – 2019  учебный год.

Общая характеристика учебного курса

Задачи предмета

Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми.  Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.

Цель предмета

Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Актуальность программы

В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.

 Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.

Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми.  Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.

 

Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

При обучении по данной программе так же  следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на  этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения.  Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

Адаптация программы

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.  

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Школа.

5

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы и материалы вокруг нас.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Город.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Транспорт.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы быта.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Продукты питания.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Традиции и обычаи.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Повторение пройденного материала за год.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Итого

34

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.

На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.: Просвещение 2011.

Методическая литература

  Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

 Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

  Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.                           

 

 Построение содержания учебного материала в системе коррекционного – развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

  • Усиление практической направленности изучаемого материала;
  • Выделение сущности признаков изучаемых явлений;
  • Опоры на жизненный опыт ребенка;
  • Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала, как в рамках одного предмета, так и между предметами;
  • Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала

 Базовые разделы коррекционной программы «окружающий социальный мир» для обучения в 4 классе являются:

Школа

Предметы и материалы вокруг нас

Город

Квартира, дом, двор

Транспорт

Предметы быта

Квартира, дом, двор

Продукты питания

Традиции и обычаи

Повторение пройденного материала за год

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Освоение доступной социальной роли обучающихся. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. На основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я», социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 

 

Предметные результаты

узнавать изученные объекты неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);

 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

 определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

Пояснительная записка

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Адаптированная программа  по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  • С Законом «Об образовании в РФ»  №273- ФЗ;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014  №1599),
  • Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  • Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
  • Учебным планом школы на 2018 – 2019  учебный год.

Общая характеристика учебного курса

Задачи предмета

Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми.  Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.

Цель предмета

Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Актуальность программы

В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.

 Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.

Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми.  Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.

 

Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

При обучении по данной программе так же  следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на  этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения.  Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

Адаптация программы

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.  

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Школа.

5

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы и материалы вокруг нас.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Город.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Транспорт.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы быта.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Продукты питания.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Традиции и обычаи.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Повторение пройденного материала за год.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Итого

34

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.

На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.: Просвещение 2011.

Методическая литература

  Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

 Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

  Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.                           

 

 Построение содержания учебного материала в системе коррекционного – развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

  • Усиление практической направленности изучаемого материала;
  • Выделение сущности признаков изучаемых явлений;
  • Опоры на жизненный опыт ребенка;
  • Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала, как в рамках одного предмета, так и между предметами;
  • Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала

 Базовые разделы коррекционной программы «окружающий социальный мир» для обучения в 4 классе являются:

Школа

Предметы и материалы вокруг нас

Город

Квартира, дом, двор

Транспорт

Предметы быта

Квартира, дом, двор

Продукты питания

Традиции и обычаи

Повторение пройденного материала за год

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Освоение доступной социальной роли обучающихся. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. На основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я», социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 

 

Предметные результаты

узнавать изученные объекты неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);

 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

 определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Адаптированная программа  по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  • С Законом «Об образовании в РФ»  №273- ФЗ;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014  №1599),
  • Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  • Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
  • Учебным планом школы на 2018 – 2019  учебный год.

Общая характеристика учебного курса

Задачи предмета

Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми.  Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.

Цель предмета

Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Актуальность программы

В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.

 Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.

Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми.  Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.

 

Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

При обучении по данной программе так же  следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на  этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения.  Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

Адаптация программы

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.  

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Школа.

5

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы и материалы вокруг нас.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Город.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Транспорт.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы быта.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Продукты питания.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Традиции и обычаи.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Повторение пройденного материала за год.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Итого

34

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.

На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.: Просвещение 2011.

Методическая литература

  Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

 Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

  Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.                           

Просмотр содержимого документа
«Календарный план по окружающему социальному миру»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

Руководитель МО

___________ Гулевская Е. И.

Протокол № 1 от 28.08.2019г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

__________ Хубиева А.В.



29.08.2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

___________ Байкулова А.М.

Приказ № 490 от 30.08.2019г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АОП НОО для обучающихся с ЗПР вариант 2

Предмет: Окружающий социальный мир

Класс: 4 коррекционный

Уровень образования: основное общее

Уровень изучения предмета: базовый

Учебный год: 2019-2020

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 1 час в неделю, всего – 34 часа в год

Рабочую программу составила: Чотчаева Асият Максимовна, учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»

Год составления: 2019









г. Усть-Джегута

2019 г.

Пояснительная записка

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Адаптированная программа по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  • С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.

  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),

  • Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

  • Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.

  • Учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.

Общая характеристика учебного курса

Задачи предмета

Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.

Цель предмета

Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Актуальность программы

В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.

Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.



Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

Адаптация программы

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Школа.

5

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы и материалы вокруг нас.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Город.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Транспорт.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Предметы быта.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Квартира, дом, двор.

4

Овладение новыми знаниями практические работы

Продукты питания.

3

Овладение новыми знаниями практические работы

Традиции и обычаи.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Повторение пройденного материала за год.

2

Овладение новыми знаниями практические работы

Итого

34




Место учебного предмета в учебном плане

Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.

На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.: Просвещение 2011.

Методическая литература

Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.



Построение содержания учебного материала в системе коррекционного – развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

  • Усиление практической направленности изучаемого материала;

  • Выделение сущности признаков изучаемых явлений;

  • Опоры на жизненный опыт ребенка;

  • Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала, как в рамках одного предмета, так и между предметами;

  • Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала

Базовые разделы коррекционной программы «окружающий социальный мир» для обучения в 4 классе являются:

Школа

Предметы и материалы вокруг нас

Город

Квартира, дом, двор

Транспорт

Предметы быта

Квартира, дом, двор

Продукты питания

Традиции и обычаи

Повторение пройденного материала за год

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Освоение доступной социальной роли обучающихся. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. На основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я», социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.





Предметные результаты

узнавать изученные объекты неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.