СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по музыке для ученика 1 класса с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по музыке для ученика 1 класса с умственной отсталостью. Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по музыке для ученика 1 класса с умственной отсталостью.»

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2012 год.

4. АООП БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2».

5. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является од­ним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся с проблемами в развитии. Благодаря развитию техничес­ких средств, музыка стала одним из самых распространен­ных и доступных видов искусства, сопровождающих челове­ка на протяжении всей его жизни.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках предмета «музыка и движение»:

  1. Задачи образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

- научить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах;

- формировать музыкально-эстетический вкус, формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

2) Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению школьни­ков с проблемами в развитии через занятия музыкальной деятельностью;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.

3) Задачи развивающие:

- развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальный слух, музыкальную память и способность реагиро­вать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;

- развитие у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем;

- развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений; соблюдать ритмичность и координацию движений рук;

- развитие слухового восприятия, способности переживать содержание музыкального образа;

- оказывать коррекционное воздействие на физическое развитие, создавать благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;

- развивать активность и воображение, координацию и выразительность движений;

- развивать дыхательный аппарат и речевую моторику.

Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:

- корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.

- способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

-корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально - волевой, моторной сферах;

-создавать условия для социокультурной, физической адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, следовательно, общий объем на предмет «Музыка» составляет - 66 часов.

Специфика программы.

Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по музыке и движению состоит из следующих разделов:

«Пение», «Слушание музыки», «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под музыку», «Танцевальные упражнения».

В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у обучающихся в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на обучающихся прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на обучающихся оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса проис­ходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкаль­ного воспитания, каждый из которых многосоставный.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Новые музыкальные сочинения звучат наряду с известными. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия обучающихся.

Формирование вокально-хоровых навыков является ос­новным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года обучающиеся выучивают от 10 до 15 песен.

В содержании раздела «Упражнения на ориентировку в пространстве» составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.

Раздел «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» учит игре на детских музыкальных инструментах.

Во время проведения занятий по теме «Игры под музыку» перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкально-двигательный образ.

Выбор музыкальных сочинений для использования в по­вседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он дол­жен следить не только за тем, чтобы обучающиеся воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произ­ведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информа­цию, негативно влияющую на общее развитие их. Бла­готворное воздействие классической и детской музыки проявляется и в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на обучающихся с проблемами в развитии оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имею­щая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу обучающихся такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них состояния, по вне­шним и внутренним проявлениям сходные с аффективны­ми реакциями депрессии, немотивированной агрессии со­вместно со снижением контроля со стороны сознания.

Особенности организации учебного процесса на уроках музыки:

Продолжительность урока в I классе – 35 мин. (1, 2 четверть), начиная с 3 четверти – 40 минут

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения обучающихся с музыкой. 

В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят:

-хоровое и ансамблевое пение

- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- инсценировка (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, обучающиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям, в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку, в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств обучающегося «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире.       Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития обучающихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Педагогические технологии (методы, приемы):

Для обучающихся с ограниченными возможностями, воспри­ятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлени­ях. Все сведения о музыке даются обучающимся с использованием ее натурального звучания. Существует много методов, которыми располагает учитель, для того чтобы воплотить в жизнь эту важную задачу. Наиболее распространенные из них: нагляд­ный, словесный, практический.

Наглядный метод имеет две разновидности:

наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

Словесный метод также очень важен. Речь идет не о рассказе о музыке, а о необходимости углубить восприятие му­зыки детьми.

Перед исполнением пьесы необходимо сообщить обучающимся ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обя­зательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композито­ре и жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает му­зыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяже­нии нескольких занятий.

Практический метод. При первом прослушивании пьесы обучающимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фраг­мент пьесы. Обучающиеся должны вспомнить название пьесы и её автора. Педагог уточняет и дополняет ответы.

На третьем уроке обучающимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения определить их роль в создании музыкального образа.

Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ ил­люстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.

Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у обучающихся сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.

Содержание курса:

Пение

1) Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.

2) Певческий диапазон (ре1 — си1).

3) Развитие умения напевного звучания при точном инто­нировании мотива.

4) Активизация внимания к единой правиль­ной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

5) Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удер­живания дыхания на более длинных фразах.

6) Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.

7) Продолжение работы над пением в унисон. Выразитель­но-эмоциональное исполнение выученных песен с простей­шими элементами динамических оттенков.

8) Развитие умения слышать вступление и правильно начи­нать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.

9) Развитие понимания содержания песни на основе харак­тера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

10) Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Коррекционные задачи:

-обучать навыкам самоконтроля;

-увеличение объема запоминания словестного материала;

- развитие долговременной памяти;

-обучение приемам сравнения.

Слушание музыки

1) Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

2) Развитие умения самостоятельно узнавать и называть пес­ни по вступлению.

3) Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание

4) Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня веселая, грустная, спокойная.

5) Знакомство с музыкальными инструментами и их звуча­нием: баян, гитара, труба.

6) Развитие умения передачи словами внутреннего содер­жания музыкальных сочинений.

7) Игра на музыкальных инструментах.

8) Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.

Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

Игры под музыку

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых обучающимся (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

Музыкальный материал для пения

Первая четверть:

- Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной.

- Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня.

Вторая четверть:

- Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.

- Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).

- К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.

- Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.

Третья четверть:

- Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.

- Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

- Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Четвертая четверть:

- По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

- Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ер­молаева и В. Коркина.

- Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.

Музыкальные произведения для слушания:

- И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперирован­ного клавира», т. 1.

- К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный

Стрелок».

- Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».

- Д. Кабалевский. Клоуны.

- М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская яр­марка».

- И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.

- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркест­ром. Ля минор.

- М. Глинка. Полька.

- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Ле­бединое озеро».

- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золо­тая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Алек­сандровой.

- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.



Календарно-тематическое планирование
по предмету «Музыка» с указанием количества часов





Тема

Дата

Кол-во часов

Формируемые представления



Содержание, виды деятельности

Развитие навыка пения. Работа над напевным звучанием на основе. элементарного овладения певческим дыханием.

9.10

1

Понятие «напевное звучание», понятие «певческое дыхание».

Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной. Во поле береза стояла. Русская народная песня.

Развитие навыка пения. Певческий диапазон (ре1 — си1).

11.10

1

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.

Во поле береза стояла. Русская народная песня.

Савка и Гришка. Белорусская народная песня.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

16.10

1

Продолжение работы над ориентировкой в направлении движений, формирование понятия - гимнастическое упражнение.

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях.

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.

18.10

1

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.

Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня.

Игры под музыку.

23.10

1

Звуки вокруг нас.

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека).

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

25.10

1

Развитие эмоциональной отзывчивости на различную музыку.

И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.

Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.

8.11

1

Развитие координации движений.

Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.

Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.

13.11

1

умение самостоятельно узнавать и называть песню по выступлению

К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный Стрелок».

Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

15.11

1

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.

Танцевальные упражнения.

20.11

1

Формирование понятия – танец.

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах.

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

22.11

1

отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).

Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц.

27.11

1

Упражнения на расслабление мышц, их место в повседневной жизни.

Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев), подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение.

Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: марш.

29.11

1

Характер музыкальных произведений.

Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц.


1

Упражнения на расслабления мышц их сочетание и применение.

Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

Отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. танец.

4.12

1

Отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

6.12

1

Ритмико-гимнастические упражнения на верхний и нижний плечевой пояс.

Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).

Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: песня веселая.

11.12

1

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения

Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

Упражнения на ориентировку в пространстве

13.12

1

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, на лево, на право. Формирование понятия «строй»

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: песня грустная.

18.12

1

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.

Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

Танцевальные упражнения.

20.12

1

Формирование понятия – танец.

Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.

Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: песня спокойная.

25.12

1

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.

Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.


1

Упражнения на координацию движений рук.

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Урок обобщение по теме: «Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня веселая, грустная, спокойная».

27.12

1

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.

Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

Игры под музыку.

15.01

1

Динамические оттенки в движении.

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

Развитие навыков пения: Певческий диапазон (ре1 — си1).

17.01

1

Певческий диапазон (ре1 — си1).

К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен

Танцевальные упражнения.

22.01

1

Формирование понятия – танец.

Прямой галоп. Маховые движения рук.

Развитие навыков пения. Разучивание песен к «Новому году»


1


«В лесу родилась елочка». «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой.

«Под новый год» - муз. Т. Зарицкой, сл. Н. Шумлина.

Игры под музыку.

24.01

1

Динамические оттенки в движении.

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).

Игры под музыку

29.01

1

Динамические оттенки в движении.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.

Игры под музыку

31.01

1

Гимнастические предметы.

Музыкальные игры с предметами.

Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

12.02

1

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

- Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.

- Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

Танцевальные упражнения.

14.02

1

Формирование понятия – русский народный танец.

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах

19.02

1

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах

- Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

- Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Упражнения на ориентировку в пространстве

21.02

1

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, на лево, на право. Формирование понятия – гимнастический предмет.

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.



26.02

1

Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно.

Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.

- Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

28.02

1

Упражнения для ног.

Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян.

5.03

1

Музыкальные инструменты.

- По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

- Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.

Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.

7.03

1

Ритмический рисунок.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: гитара.

12.03

1

Музыкальные инструменты.

- Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

14.03

1

Упражнения для ног.

Круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба.

19.03

1

Музыкальные инструменты.

- По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

- Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина

Игры под музыку


1

Работа над правильным дыханием.

Игры с пением.

Урок обобщение по теме: Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба

21.03

1

Музыкальные инструменты.

Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие


1

Ритмико-гимнастические упражнения на осанку.

Упражнения на выработку осанки.

Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков

2.04

1

Продолжение работы над пением в унисон.

По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

- Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.

Игры под музыку


1

Работа над правильным дыханием.

Игры с речевым сопровождением.

Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.

4.04

1

Продолжение работы над пением в унисон. Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него.

- Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.

- Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.

Танцевальные упражнения.


1

Формирование понятия – русский народный танец.

Элементы русской пляски: притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

9.04

1

Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии.

- И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.

- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

11.04

1

Эстетическая ценность пения.

- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

- М. Глинка. Полька.

Игры под музыку


1

Гимнастические предметы.

Музыкальные игры с предметами.

Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

16.04

1

Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

- М. Глинка. Полька.

- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».

Игра на музыкальных инструментах.

18.04

1

Формирование понятия о музыкальных инструментах. Их классификация.

- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».

- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие

23.04

1

Ритмико-гимнастические упражнения на осанку.

Упражнения на выработку осанки.

Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах - маракасы.

25.04

1

Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них.

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Игры под музыку

30.04

1

Гимнастические предметы.

Музыкальные игры с предметами.

Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах - румба.

7.05

1

Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них.

- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Игры под музыку

14.05

1

Продолжение работы над правильным дыханием.

Игры с пением и речевым сопровождением.

Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах – бубен.

16.05

1

Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них.

- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.

Танцевальные упражнения.


1

Формирование понятия – русский народный танец.

Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах - треугольник.

21.05

1

Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них.

- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.

- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

Танцевальные упражнения.


1

Формирование понятия – русский народный танец.

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.

Урок обобщение.

23.05

1

Исполнение понравившихся песен, разученных за учебный год.

Исполнение и слушание песен, разученных в учебном году.

Контроль и оценка достижения планируемых результатов обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Ожидаемые личностные результаты:

• Умение общаться со сверстниками, обратиться за помощью к взрослым.

• Интерес к продуктам художественного творчества.

• Адекватное использование ритуалов школьного поведения.

• Положительное отношение к учебному труду.

• Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения.

• Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России.

• Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

Ожидаемые предметные результаты:

Минимальный уровень

- исполнение выученных песен с музыкальным сопровождением с помощью учителя;

- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

Достаточный уровень:

- различение музыкальных инструментов. Освоение приемов игры. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Тихая и громкая игра. Своевременное вступление и окончание игры.

- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

- различение песни, танца, марша;

- исполнение выученных песен с музыкальным сопровождением самостоятельно;

Критерии и нормы оценки обучающихся:

Функция оценки - учет знаний.

Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического, физического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Используемые формы оценивания результатов обучения:

1. беседа,

2. тестирование,

3. наблюдение,

4. опрос.

Мониторинг базовых учебных действий:


1 класс

Предмет: Музыка.

Учитель:

Группа БУД

Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия

самостоятельность в выполнении учебных заданий


Использование социально приемлемых правил поведения в обществе


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик)


использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь


слушать и понимать инструкцию к учебному заданию


сотрудничать со взрослыми разных социальных ситуациях


конструктивно взаимодействовать с людьми


Использовать социально приемлемые формы поведения в учебных ситуациях


Сентябрь
























Май



























1 класс

Группа БУД

Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком


ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)


пользоваться учебной мебелью




адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)


работать с учебными принадлежностями


Самостоятельно использовать расписание активностей на уроке


передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения


Сентябрь
















Май


























ЛИСТ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРЕДМЕТУ: «МУЗЫКА»

Год: _____________________________

Класс: _____________________________

ФИ учителя: _____________________________

Квалификационная категория: _____________________________

0 б. – не владеет

1 б. – частично владеет

2 б. – в полной мере владеет





ФИ ученика



Предметные результаты













1.

Знать характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).














2.

Умение петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).













3.



Умение петь выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков.













4.

Умение одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу.













5.

Умение правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов.













6.

Умение правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне.













7.

Умение различать песню, танец, марш.













8.

Умение передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом).













9.

Умение определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).













10.

Умение готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне.













11.

Умение ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу.













12.

Умение ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии.














13.

Умение ритмично выполнять несложные движения руками и ногами.













14

Умение соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.














Умение выполнять игровые и плясовые движения.













15.

Умение выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя













16.

Умение начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.













Итого:














Подсчёт результатов:

0 – 16 баллов – низкий уровень достижения предметных результатов;

17 – 40 балла – средний уровень достижения предметных результатов;

41-48 баллов – высокий уровень достижения предметных результатов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!