Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2012 год.
4. АООП БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2».
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся с проблемами в развитии. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках предмета «музыка и движение»:
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- научить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах;
- формировать музыкально-эстетический вкус, формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
2) Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению школьников с проблемами в развитии через занятия музыкальной деятельностью;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
3) Задачи развивающие:
- развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
- развитие у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем;
- развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений; соблюдать ритмичность и координацию движений рук;
- развитие слухового восприятия, способности переживать содержание музыкального образа;
- оказывать коррекционное воздействие на физическое развитие, создавать благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;
- развивать активность и воображение, координацию и выразительность движений;
- развивать дыхательный аппарат и речевую моторику.
Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
-корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально - волевой, моторной сферах;
-создавать условия для социокультурной, физической адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.
Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, следовательно, общий объем на предмет «Музыка» составляет - 66 часов.
Специфика программы.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Программа по музыке и движению состоит из следующих разделов:
«Пение», «Слушание музыки», «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под музыку», «Танцевальные упражнения».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у обучающихся в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на обучающихся прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на обучающихся оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставный.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Новые музыкальные сочинения звучат наряду с известными. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия обучающихся.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года обучающиеся выучивают от 10 до 15 песен.
В содержании раздела «Упражнения на ориентировку в пространстве» составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.
Раздел «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» учит игре на детских музыкальных инструментах.
Во время проведения занятий по теме «Игры под музыку» перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкально-двигательный образ.
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы обучающиеся воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие их. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется и в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на обучающихся с проблемами в развитии оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу обучающихся такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
Особенности организации учебного процесса на уроках музыки:
Продолжительность урока в I классе – 35 мин. (1, 2 четверть), начиная с 3 четверти – 40 минут
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения обучающихся с музыкой.
В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят:
-хоровое и ансамблевое пение
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценировка (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, обучающиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям, в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку, в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств обучающегося «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития обучающихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Педагогические технологии (методы, приемы):
Для обучающихся с ограниченными возможностями, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются обучающимся с использованием ее натурального звучания. Существует много методов, которыми располагает учитель, для того чтобы воплотить в жизнь эту важную задачу. Наиболее распространенные из них: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод имеет две разновидности:
наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).
Словесный метод также очень важен. Речь идет не о рассказе о музыке, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.
Перед исполнением пьесы необходимо сообщить обучающимся ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.
Практический метод. При первом прослушивании пьесы обучающимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Обучающиеся должны вспомнить название пьесы и её автора. Педагог уточняет и дополняет ответы.
На третьем уроке обучающимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения определить их роль в создании музыкального образа.
Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.
Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у обучающихся сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.
Содержание курса:
Пение
1) Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
2) Певческий диапазон (ре1 — си1).
3) Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
4) Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
5) Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
6) Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.
7) Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
8) Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
9) Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
10) Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Коррекционные задачи:
-обучать навыкам самоконтроля;
-увеличение объема запоминания словестного материала;
- развитие долговременной памяти;
-обучение приемам сравнения.
Слушание музыки
1) Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
2) Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
3) Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание
4) Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня веселая, грустная, спокойная.
5) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
6) Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
7) Игра на музыкальных инструментах.
8) Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.
Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
Игры под музыку
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).
Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых обучающимся (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Музыкальный материал для пения
Первая четверть:
- Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной.
- Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня.
Вторая четверть:
- Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
- Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
- К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
- Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
Третья четверть:
- Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
- Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
- Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Четвертая четверть:
- По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
- Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.
- Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Музыкальные произведения для слушания:
- И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.
- К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный
Стрелок».
- Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
- Д. Кабалевский. Клоуны.
- М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
- И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.
- М. Глинка. Полька.
- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.
- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.
- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.
- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.
- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Музыка» с указанием количества часов
Тема | Дата | Кол-во часов | Формируемые представления |
Содержание, виды деятельности |
Развитие навыка пения. Работа над напевным звучанием на основе. элементарного овладения певческим дыханием. | 9.10 | 1 | Понятие «напевное звучание», понятие «певческое дыхание». | Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной. Во поле береза стояла. Русская народная песня. |
Развитие навыка пения. Певческий диапазон (ре1 — си1). | 11.10 | 1 | Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. | Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. |
Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 16.10 | 1 | Продолжение работы над ориентировкой в направлении движений, формирование понятия - гимнастическое упражнение. | Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях. |
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. | 18.10 | 1 | Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. | Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня. |
Игры под музыку. | 23.10 | 1 | Звуки вокруг нас. | Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). |
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. | 25.10 | 1 | Развитие эмоциональной отзывчивости на различную музыку. | И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1. |
Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений. | 8.11 | 1 | Развитие координации движений. | Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. |
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. | 13.11 | 1 | умение самостоятельно узнавать и называть песню по выступлению | К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный Стрелок». |
Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. | 15.11 | 1 | Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. | Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой. |
Танцевальные упражнения. | 20.11 | 1 | Формирование понятия – танец. | Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. |
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. | 22.11 | 1 | отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. | Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука). |
Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц. | 27.11 | 1 | Упражнения на расслабление мышц, их место в повседневной жизни. | Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев), подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. |
Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: марш. | 29.11 | 1 | Характер музыкальных произведений. | Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. |
Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц. | | 1 | Упражнения на расслабления мышц их сочетание и применение. | Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). |
Отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. танец. | 4.12 | 1 | Отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. | Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. |
Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 6.12 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения на верхний и нижний плечевой пояс. | Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). |
Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: песня веселая. | 11.12 | 1 | Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения | Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. |
Упражнения на ориентировку в пространстве | 13.12 | 1 | Ориентировка в направлении движений вперед, назад, на лево, на право. Формирование понятия «строй» | Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. |
Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: песня грустная. | 18.12 | 1 | Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения. | Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. |
Танцевальные упражнения. | 20.12 | 1 | Формирование понятия – танец. | Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. |
Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: песня спокойная. | 25.12 | 1 | Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения. | Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. |
Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений. | | 1 | Упражнения на координацию движений рук. | Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. |
Урок обобщение по теме: «Развитие умения определять разнообразные по форме у характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня веселая, грустная, спокойная». | 27.12 | 1 | Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения. | Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. |
Игры под музыку. | 15.01 | 1 | Динамические оттенки в движении. | Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). |
Развитие навыков пения: Певческий диапазон (ре1 — си1). | 17.01 | 1 | Певческий диапазон (ре1 — си1). | К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен |
Танцевальные упражнения. | 22.01 | 1 | Формирование понятия – танец. | Прямой галоп. Маховые движения рук. |
Развитие навыков пения. Разучивание песен к «Новому году» | | 1 | | «В лесу родилась елочка». «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой. «Под новый год» - муз. Т. Зарицкой, сл. Н. Шумлина. |
Игры под музыку. | 24.01 | 1 | Динамические оттенки в движении. | Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). |
Игры под музыку | 29.01 | 1 | Динамические оттенки в движении. | Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. |
Игры под музыку | 31.01 | 1 | Гимнастические предметы. | Музыкальные игры с предметами. |
Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. | 12.02 | 1 | Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. | - Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина. - Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. |
Танцевальные упражнения. | 14.02 | 1 | Формирование понятия – русский народный танец. | Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком). |
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах | 19.02 | 1 | Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах | - Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. - Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. |
Упражнения на ориентировку в пространстве | 21.02 | 1 | Ориентировка в направлении движений вперед, назад, на лево, на право. Формирование понятия – гимнастический предмет. | Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. |
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера. |
26.02 | 1 | Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно. | Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. - Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина. - Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. |
Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 28.02 | 1 | Упражнения для ног. | Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь. |
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян. | 5.03 | 1 | Музыкальные инструменты. | - По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. - Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. |
Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений. | 7.03 | 1 | Ритмический рисунок. | Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. |
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: гитара. | 12.03 | 1 | Музыкальные инструменты. | - Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина. |
Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 14.03 | 1 | Упражнения для ног. | Круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. |
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба. | 19.03 | 1 | Музыкальные инструменты. | - По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. - Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина |
Игры под музыку | | 1 | Работа над правильным дыханием. | Игры с пением. |
Урок обобщение по теме: Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба | 21.03 | 1 | Музыкальные инструменты. | Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. |
Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие | | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения на осанку. | Упражнения на выработку осанки. |
Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков | 2.04 | 1 | Продолжение работы над пением в унисон. | По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. - Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. |
Игры под музыку | | 1 | Работа над правильным дыханием. | Игры с речевым сопровождением. |
Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. | 4.04 | 1 | Продолжение работы над пением в унисон. Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него. | - Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. - Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. |
Танцевальные упражнения. | | 1 | Формирование понятия – русский народный танец. | Элементы русской пляски: притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. |
Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. | 9.04 | 1 | Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии. | - И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. - А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. |
Получение эстетического наслаждения от собственного пения. | 11.04 | 1 | Эстетическая ценность пения. | - А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. - М. Глинка. Полька. |
Игры под музыку | | 1 | Гимнастические предметы. | Музыкальные игры с предметами. |
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. | 16.04 | 1 | Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. | - М. Глинка. Полька. - П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро». |
Игра на музыкальных инструментах. | 18.04 | 1 | Формирование понятия о музыкальных инструментах. Их классификация. | - П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро». - Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие | 23.04 | 1 | Ритмико-гимнастические упражнения на осанку. | Упражнения на выработку осанки. |
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах - маракасы. | 25.04 | 1 | Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них. | Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. - Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
Игры под музыку | 30.04 | 1 | Гимнастические предметы. | Музыкальные игры с предметами. |
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах - румба. | 7.05 | 1 | Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них. | - Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. - На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
Игры под музыку | 14.05 | 1 | Продолжение работы над правильным дыханием. | Игры с пением и речевым сопровождением. |
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах – бубен. | 16.05 | 1 | Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них. | - На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. - Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой. |
Танцевальные упражнения. | | 1 | Формирование понятия – русский народный танец. | Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. |
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах - треугольник. | 21.05 | 1 | Понятие о шумовых музыкальных инструментах и игра на них. | - Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой. - Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. |
Танцевальные упражнения. | | 1 | Формирование понятия – русский народный танец. | Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. |
Урок обобщение. | 23.05 | 1 | Исполнение понравившихся песен, разученных за учебный год. | Исполнение и слушание песен, разученных в учебном году. |
Контроль и оценка достижения планируемых результатов обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ожидаемые личностные результаты:
• Умение общаться со сверстниками, обратиться за помощью к взрослым.
• Интерес к продуктам художественного творчества.
• Адекватное использование ритуалов школьного поведения.
• Положительное отношение к учебному труду.
• Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения.
• Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России.
• Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
Ожидаемые предметные результаты:
Минимальный уровень
- исполнение выученных песен с музыкальным сопровождением с помощью учителя;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
Достаточный уровень:
- различение музыкальных инструментов. Освоение приемов игры. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Тихая и громкая игра. Своевременное вступление и окончание игры.
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- исполнение выученных песен с музыкальным сопровождением самостоятельно;
Критерии и нормы оценки обучающихся:
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического, физического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Используемые формы оценивания результатов обучения:
1. беседа,
2. тестирование,
3. наблюдение,
4. опрос.
Мониторинг базовых учебных действий:
1 класс | Предмет: Музыка. Учитель: |
Группа БУД | Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия | самостоятельность в выполнении учебных заданий | Использование социально приемлемых правил поведения в обществе | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик) | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем | Обращаться за помощью и принимать помощь | слушать и понимать инструкцию к учебному заданию | сотрудничать со взрослыми разных социальных ситуациях | конструктивно взаимодействовать с людьми | Использовать социально приемлемые формы поведения в учебных ситуациях |
Сентябрь | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Май | | | | | | | | | | | |
1 класс |
Группа БУД | Регулятивные учебные действия |
входить и выходить из учебного помещения со звонком | ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | пользоваться учебной мебелью |
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) | работать с учебными принадлежностями | Самостоятельно использовать расписание активностей на уроке | передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения |
Сентябрь | | | | | | | |
| | | | | | | |
Май | | | | | | | |
ЛИСТ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРЕДМЕТУ: «МУЗЫКА»
Год: _____________________________
Класс: _____________________________
ФИ учителя: _____________________________
Квалификационная категория: _____________________________
0 б. – не владеет
1 б. – частично владеет
2 б. – в полной мере владеет
№ | ФИ ученика Предметные результаты | | | | | | | | | | | | |
1. | Знать характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара). | | | | | | | | | | | | |
2. | Умение петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога). | | | | | | | | | | | | |
3. | Умение петь выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков. | | | | | | | | | | | | |
4. | Умение одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу. | | | | | | | | | | | | |
5. | Умение правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов. | | | | | | | | | | | | |
6. | Умение правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне. | | | | | | | | | | | | |
7. | Умение различать песню, танец, марш. | | | | | | | | | | | | |
8. | Умение передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом). | | | | | | | | | | | | |
9. | Умение определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные). | | | | | | | | | | | | |
10. | Умение готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне. | | | | | | | | | | | | |
11. | Умение ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу. | | | | | | | | | | | | |
12. | Умение ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии. | | | | | | | | | | | | |
13. | Умение ритмично выполнять несложные движения руками и ногами. | | | | | | | | | | | | |
14 | Умение соотносить темп движений с темпом музыкального произведения. | | | | | | | | | | | | |
| Умение выполнять игровые и плясовые движения. | | | | | | | | | | | | |
15. | Умение выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя | | | | | | | | | | | | |
16. | Умение начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. | | | | | | | | | | | | |
Итого: | | | | | | | | | | | | |
Подсчёт результатов:
0 – 16 баллов – низкий уровень достижения предметных результатов;
17 – 40 балла – средний уровень достижения предметных результатов;
41-48 баллов – высокий уровень достижения предметных результатов.