АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Ручной труд»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью 1 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой и авторской программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида по технологии для 1 класса: Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд – СПб.: Просвещение, 2012.
Данная Программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения Программы.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП и на основании:
Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
СанПиНа 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, 2016 г.;
Устава Учреждения.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» ориентирована на использование следующих учебников, учебных и методических пособий:
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Просвещение, СПб. 2016 г.
Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2. М., Просвещение, 2016 г.
Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М: «Просвещение» 2007 г.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ручной труд» в 1 классе для детей легкой умственной отсталостью выделяется 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Ручной труд» в 1 классе.
Продолжительность урока в I классе – 35 мин. (1, 2 четверть), начиная с 3 четверти – 40 минут.
II. Планируемые результаты освоения предмета «Ручной труд»
Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют обучающиеся с умственной отсталостью.
сфере развития личностных учебных действий будет продолжена работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы.
сфере регулятивных учебных действий, в зависимости от степени умственной отсталости, будет уделяться внимание формированию на доступном уровне способностей обучающихся в оценке и контроле своих действий, как по результату, так и по способу действий, включая элементарные способности ставить новые учебные цели и задачи, средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных учебных действий будет уделяться внимание дальнейшему совершенствованию технику чтения, дальнейшему развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.
сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся формирование у обучающихся учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса общеучебных знаний и умений.
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с УО в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в начальной школе
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками.) | знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. |
III. Содержание учебного предмета «Ручной труд»
1класс 66 часов
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
IV. Календарно- тематическое планирование с указанием часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД) | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводное занятие Соблюдение ТБ на уроке. | 1 | Обогащение опыта школьников знаниям и сведениями о труде и профессиях, об окружающих предметах рукотворного мира | 11.10 |
2 | Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин | 1 | Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале | 12.10 |
3 | Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч | 1 | Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале | 18.10 |
4 | Лепка по образцу овощей в виде формы шара | 1 | Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале | 19.10 |
5 | Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец | 1 | Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале | 25.10 |
6 | Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям | 1 | Формирование представлений о бумаге как поделочном материале | 26.10 |
7 | Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы | 1 | Формирование представлений о бумаге как поделочном материале | 8.11 |
8 | Изготовление по образцу .Кораблик | 1 | Формирование представлений о бумаге как поделочном материале | 9.11 |
9 | Резание ножницами по линии сгиба | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 15.11 |
10 | Резание полос разной длины | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 16.11 |
11 | Резание полосы бумаги на квадраты | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 22.11 |
12 | Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 23.11 |
13 | Лепка по образцу. Бабочка | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 29.11 |
14 | Лепка по образцу. Ёж | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 30.11 |
15 | Лепка по образцу. Цветок | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 6.12 |
16 | . Резание полосы бумаги по размеченным кривым линиям | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 7.12 |
17 | Изготовление аппликации. Флажок | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 13.12 |
18 | Симметричное вырезание из бумаги фруктов. Яблоко | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 14.12 |
19 | Изготовление елочных гирлянд. Змейка | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 20.12 |
20 | Изготовление елочных гирлянд. Цепочка | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 21.12 |
21 | Изготовление елочных гирлянд. Гармошка. | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 27.12 |
22 | Мастерская Деда Мороза. Елочные украшения | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 28.12 |
23 | Изготовление по образцу птички из шишек ели | 1 | Формирование знаний о еловых шишках как природном материале | 18.01 |
24 | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы ореха | 1 | Формирование знаний о скорлупе ореха как природном материале | 19.01 |
25 | Изготовление по образцу фруктов. Груша | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 25.01 |
26 | Изготовление по образцу пингвина | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 26.01 |
27 | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Домик | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 1.02 |
28 | Составление по образцу композицию из геометрических фигур. Снеговик | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 2.02 |
29 | Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Квадрат | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 15.02 |
30 | Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Треугольников | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 16.02 |
31 | Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Кругов | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 22.02 |
32 | Составление по образцу композиции: Лодочка | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 1.03 |
33 | Составление по образцу композиции: Фрукты | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 2.03 |
34 | Резание и разрывание ниток разной длины. | 1 | Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека | 9.03 |
35 | Наматывание ниток в клубок | 1 | Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека | 15.03 |
36 | Связывание цветных ниток | 1 | Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека | 16.03 |
37 | Витье шнура из толстых цветных ниток | 1 | Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека | 22.03 |
38 | Завязывание узелков на конце шнурка | 1 | Формирование представлений о шнурках: шнурки в жизни человека | 23.03 |
39 | Изготовление кисточки из цветных ниток | 1 | Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека | 5.04 |
40 | Плетение косички | 1 | Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека | 6.04 |
41 | Лепка по образцу к сказке «Колобок» | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 12.04 |
42 | Лепка по образцу. Скамейка | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 13.04 |
43 | Лепка по образцу. Грибы | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 19.04 |
44 | Лепка к сказке «Репка» (коллективная работа) | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах | 20.04 |
45 | Аппликация. Овощи | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 26.04 |
46 | Аппликация. Фрукты | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 27.04 |
47 | Аппликация. Цветы | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 3.05 |
48 | Аппликация. Орнамент в полосе. | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 4.05 |
49 | Аппликация. Орнамент в круге. | 1 | Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба | 10.05 |
50 | Упражнения по вдеванию нитки в иголку | 1 | Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток) | 11.05 |
51 | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». | 1 | Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток) | 17.05 |
52 | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур. Круг | 1 | Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток) | 18.05 |
53 | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур. Квадрат. | 1 | Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток) | 24.05 |
| Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | Закрепление знаний о природных материалах и их художественно- выразительных свойствах | |
54 | Вышивание по готовым проколам контуров овощей | 1 | Уметь прошивать строчки | 25.05 |
| Вышивание по готовым проколам контуров фруктов | 1 | Уметь прошивать строчки | |