СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по ручному труду для ученика 1 класса с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по ручному труду для ученика 1 класса с умственной отсталостью. Рабочая программа реализуется  в классе совместно с другими обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по ручному труду для ученика 1 класса с умственной отсталостью.»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

«Ручной труд»


Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью 1 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой и авторской программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида по технологии для 1 класса: Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд – СПб.: Просвещение, 2012.

Данная Программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения Программы.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП и на основании:

  • Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • Федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • СанПиНа 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

  • Примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, 2016 г.;

  • Устава Учреждения.


Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

  • формирование интереса к разнообразным видам труда.

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

  • коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

  • коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» ориентирована на использование следующих учебников, учебных и методических пособий:

  1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Просвещение, СПб. 2016 г.

  2. Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2. М., Просвещение, 2016 г.

  3. Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М: «Просвещение» 2007 г.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Ручной труд» в 1 классе для детей легкой умственной отсталостью выделяется 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).

Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Ручной труд» в 1 классе.

Продолжительность урока в I классе – 35 мин. (1, 2 четверть), начиная с 3 четверти – 40 минут.

II. Планируемые результаты освоения предмета «Ручной труд»

Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют обучающиеся с умственной отсталостью.

  • сфере развития личностных учебных действий будет продолжена работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы.

  • сфере регулятивных учебных действий, в зависимости от степени умственной отсталости, будет уделяться внимание формированию на доступном уровне способностей обучающихся в оценке и контроле своих действий, как по результату, так и по способу действий, включая элементарные способности ставить новые учебные цели и задачи, средства их достижения.

В сфере развития коммуникативных учебных действий будет уделяться внимание дальнейшему совершенствованию технику чтения, дальнейшему развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.

    • сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся формирование у обучающихся учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса общеучебных знаний и умений.

    • структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с УО в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в начальной школе

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

  • знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

  • использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками.)

  • знание видов художественных ремесел;

  • нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

  • использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,

  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.



III. Содержание учебного предмета «Ручной труд»


1класс 66 часов

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

РАБОТА С БУМАГОЙ Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.


IV. Календарно- тематическое планирование с указанием часов

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД)

Дата по плану

Дата по факту


1

Вводное занятие Соблюдение ТБ на уроке.

1

Обогащение опыта школьников знаниям и сведениями о труде и профессиях, об окружающих предметах рукотворного мира

11.10

2

Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин

1

Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале

12.10

3

Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч

1

Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале

18.10

4

Лепка по образцу овощей в виде формы шара

1

Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале

19.10

5

Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец

1

Формирование представлений о пластилине, как о поделочном материале

25.10

6

Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям

1

Формирование представлений о бумаге как поделочном материале

26.10

7

Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы

1

Формирование представлений о бумаге как поделочном материале

8.11

8

Изготовление по образцу .Кораблик

1

Формирование представлений о бумаге как поделочном материале

9.11

9

Резание ножницами по линии сгиба

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

15.11

10

Резание полос разной длины

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

16.11

11

Резание полосы бумаги на квадраты

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

22.11

12

Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

23.11


13

Лепка по образцу. Бабочка

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

29.11

14

Лепка по образцу. Ёж

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

30.11

15

Лепка по образцу. Цветок

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

6.12

16

. Резание полосы бумаги по размеченным кривым линиям

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

7.12

17

Изготовление аппликации. Флажок

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

13.12

18

Симметричное вырезание из бумаги фруктов. Яблоко

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

14.12

19

Изготовление елочных гирлянд. Змейка

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

20.12

20

Изготовление елочных гирлянд. Цепочка

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

21.12

21

Изготовление елочных гирлянд. Гармошка.

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

27.12

22

Мастерская Деда Мороза. Елочные украшения

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

28.12

23

Изготовление по образцу птички из шишек ели

1

Формирование знаний о еловых шишках как природном материале

18.01

24

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы ореха

1

Формирование знаний о скорлупе ореха как природном материале

19.01

25

Изготовление по образцу фруктов. Груша

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

25.01

26

Изготовление по образцу пингвина

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

26.01

27

Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Домик

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

1.02

28

Составление по образцу композицию из геометрических фигур. Снеговик

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

2.02

29

Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Квадрат

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

15.02

30

Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Треугольников

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

16.02

31

Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Кругов

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

22.02

32

Составление по образцу композиции: Лодочка

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

1.03

33

Составление по образцу композиции: Фрукты

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

2.03

34

Резание и разрывание ниток разной длины.

1

Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека

9.03

35

Наматывание ниток в клубок

1

Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека

15.03

36

Связывание цветных ниток

1

Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека

16.03

37

Витье шнура из толстых цветных ниток

1

Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека

22.03

38

Завязывание узелков на конце шнурка

1

Формирование представлений о шнурках: шнурки в жизни человека

23.03

39

Изготовление кисточки из цветных ниток

1

Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека

5.04

40

Плетение косички

1

Формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека

6.04

41

Лепка по образцу к сказке «Колобок»

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

12.04

42

Лепка по образцу. Скамейка

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

13.04

43

Лепка по образцу. Грибы

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

19.04

44

Лепка к сказке «Репка» (коллективная работа)

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах

20.04

45

Аппликация. Овощи

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

26.04

46

Аппликация. Фрукты

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

27.04

47

Аппликация. Цветы

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

3.05

48

Аппликация. Орнамент в полосе.

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

4.05

49

Аппликация. Орнамент в круге.

1

Формировать умение пользоваться ножницами, резать по линии сгиба

10.05

50

Упражнения по вдеванию нитки в иголку

1

Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток)

11.05

51

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

1

Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток)

17.05

52

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур. Круг

1

Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток)

18.05

53

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур. Квадрат.

1

Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток)

24.05


Экскурсия на пришкольный участок.

1

Закрепление знаний о природных материалах и их художественно- выразительных свойствах


54

Вышивание по готовым проколам контуров овощей

1

Уметь прошивать строчки

25.05


Вышивание по готовым проколам контуров фруктов

1

Уметь прошивать строчки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!