СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир»»

Развитие речи и окружающий мир



Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Занятий по окружающему природному миру формируют у обучающихся представления о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Целью обучения по предмету «Развитие речи и окружающий мир» является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основные задачи: проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы; овладение опытом действий с предметами, объектами живой и неживой природы; сформированность представлений об объектах живой и неживой природы; накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов; представления о течении времени; представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; представление о стране проживания Россия; представление о городе проживания – Санкт-Петербург; представление о собственном теле.

Темы уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Русский язык», «Ручной труд», «Тифлографика», «Устная речь», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» направлено на достижение следующих задач в 2018-2019 учебном году:

  • формировать элементарные представления об объектах живой природы;

  • формировать элементарные представления об объектах и явлениях неживой природы;

  • формировать элементарные представления о растительном мире;

  • формировать элементарные представления о животном мире;

  • формировать элементарные представления о времени на примере смены сезонов;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • формировать элементарные представления о себе, как ребенке и девочке;

  • формировать элементарные представления о родственных отношениях в семье;

  • формировать элементарные представления о праздниках;

  • формировать элементарные представления о стране и городе проживания.




ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2018\19 учебный год



1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Человек. Представления о себе. Идентификация себя со своим именем.

1

Комбинированный

Называние имени ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Соня?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Соня?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Рассматриваем рельефное изображение имени.

2

Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье.

1

Комбинированный

Прослушивание аудиофайлов с записями «посланий» от членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и фотографию. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

3

Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: осень

1

Комбинированный

Понятие осень, листопад. Обследование пальцами рук листьев различных деревьев. Ученик пробует самостоятельно обследовать природный материал. Аппликация «Осеннее дерево». Слушание мелодии А.Вивальди Времена года. Упражнение «Листопад» - ученик пробует выполнить сам, при необходимости учитель помогает. Прослушивание потешки «Дует ветер нам в лицо» с последующим выполнением действий.

4

Человек. Представление о строении человека. Я-ребенок.

1

Обобщающий

Работа с рельефными изображениями частей тела человека. Называние и показ частей тела человека. Чтение сказки о назначении частей тела.

5

Человек. Представления о себе. Части тела: голова, туловище, руки, ноги.

1

Комбинированный

Показывание на себе частей тела: голова, спина, живот, руки, ноги. Работа с рельефными изображениями частей тела. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части тела: голова, живот, спина, руки, ноги. Сопоставление рельефных изображенияй частей тела с соответствующей частью тела на человеке.

6

Человек. Представление о лице человека. Лицо: глаза, брови, нос, лоб, рот.

1

Комбинированный

Показывание на себе частей лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Работа с рельефными изображениями частей лица. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Сопоставление рельефных изображений части лица с соответствующей частью лица на человеке.

7

Семья. Представление о профессиональной деятельности членов семьи «Мама и папа на работе».

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиофайл с «посланиями» от членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и изображение. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей.

8

Резервный урок

1




II четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Животный мир. Представления о диких животных: лиса.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование игрушки лисы. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у лисы. Работа с рельефным изображением лисы. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь лису в ее домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про лису с выполнением действий под музыку.

2

Животный мир. Представления о диких животных: волк.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование игрушки волка. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у волка. Работа с рельефным изображением волка. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь волка в его домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про волка с выполнением действий под музыку.

3

Животный мир. Представления о диких животных: лиса, волк.

1

Обобщающий

Обследование игрушки лисы и волка. Работа с рельефным изображением лисы и волка. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь волка в его домик». Дидактическое упражнение «Покажи лису», «Покажи волка». Чтение фрагментов сказок про лису и волка.

4

Объекты природы. Вода.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Понятие: вода. Ученик пробует различить холодную и горячую воду. Дидактические игры и упражнения с водой. Ученик пробует намочить различные предметы в тазике с водой.

5

Объекты природы. Песок.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Понятие: песок. Ученик пробует различить песок сухой и мокрый. Дидактические игры и упражнения с песком. Дидактические игры и упражнения с кинетическим песком.

6

Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: зима.

1

Комбинированный

Понятие зима, снег. Обследование пальцами рук снега, льда. Работа с рельефным изображением снежинки. Ученик при помощи учителя вырезает снежинку из бумаги. Работа с художественным материалом по зимней тематике.

7

Традиции, обычаи. Представление о празднике: Новый год.

1

Комбинированный

Понятие: праздник, Новый год, ель. Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху, рассматривает ее. Работа с рельефными изображениями символов Нового года: ель, мандарины. Ученик обследует пальцами рук новогодние игрушки, рассматривает их, выделяет среди них игрушки шарообразной формы. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками.

8

Резервный урок.

1





III четверть – 10 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Животный мир. Представления о диких животных: заяц

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование игрушки зайца. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у зайца. Работа с рельефным изображением зайца. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь зайца в его домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про зайца с выполнением действий под музыку.

2

Животный мир. Представления о диких животных: медведь

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование игрушки медведя. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у медведя. Работа с рельефным изображением медведя. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь медведя в его домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про медведя с выполнением действий под музыку.

3

Животный мир. Представления о диких животных: заяц, медведь

1

Обобщающий

Обследование игрушки зайца и медведя. Работа с рельефным изображением зайца и медведя. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь медведя в его домик». Дидактическое упражнение «Покажи медведя», «Покажи зайца». Чтение фрагментов сказок про зайца и медведя.

4

Животный мир. Представления о водоплавающих птицах: утка

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование игрушки утки. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у утки. Работа с рельефным изображением утки. Ученик совместно с учителем изображает птицу с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про утку с выполнением действий под музыку.

5

Животный мир. Представления о водоплавающих птицах: гусь

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование игрушки гуся. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у гуся. Работа с рельефным изображением гуся. Ученик совместно с учителем изображает птицу с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про гуся с выполнением действий под музыку.

6

Животный мир. Представления о водоплавающих птицах: утка, гусь

1

Обобщающий

Обследование игрушки утки и гуся. Работа с рельефным изображением утки и гуся. Дидактическое упражнение «Покажи утку», «Покажи гуся». Чтение фрагментов сказок про утку и гуся.

7

Традиции, обычаи. Международный женский день.

1

Комбинированный

Я-девочка. Ученик обследует пальцами рук несколько видов цветов, рассматривает их, сравнивает их по запаху. Ученик совместно с учителем составляет букет из полевых цветов. Творческая работа «Открытка маме». Слушание детских песенок. Чтение стихотворений.

8

Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: весна.

1

Комбинированный

Природа просыпается. Ученик при помощи учителя обследует на веточке почки и молодые зарождающиеся листочки. Аппликация «Весеннее дерево». Игра «Улыбнемся солнышку» - ученик пробует улыбнуться когда учитель говорит про солнце.

9,10

Резервный урок

2





IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Страна. Моя страна – Россия.

1

Изучение нового материала

Ученик обследует рельефное изображение карты России, знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург.

2

Страна. Природа моей страны.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем создает макет страны с размещением на ней водоемов и лесов. Понятия: водоем, лес.

3

Растительный мир. Дерево.

1

Изучение нового материала

Обследование руками макета дерева. Строение дерева: ствол, корень, ветки, листья. Ученик с помощью учителя пробует найти различные компоненты дерева. Прослушивание потешек про дерево с выполнением действий.

4

Растительный мир. Сирень.

1

Изучение нового материала

Обследование тактильно и обонятельно веточки сирени. Ученик пробует ответить на вопрос «Это сирень?». Ученик с пробует выбрать веточку сирени среди веточек других кустов по запаху. Прослушивание песенок про сирень и весну.

5

Традиции, обычаи. Праздник День Победы.

1

Комбинированный

Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Чтение фрагментов детских произведений о войне. Творческая работа «Подарок ветерану».

6

Страна. Санкт-Петербург.

1

Комбинированный

«Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон.

7,8

Резервный урок

2




Учитель _____________ Клюева Т.Ю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!