Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир»»
Развитие речи и окружающий мир
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Занятий по окружающему природному миру формируют у обучающихся представления о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Целью обучения по предмету «Развитие речи и окружающий мир» является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи: проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы; овладение опытом действий с предметами, объектами живой и неживой природы; сформированность представлений об объектах живой и неживой природы; накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов; представления о течении времени; представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; представление о стране проживания Россия; представление о городе проживания – Санкт-Петербург; представление о собственном теле.
Темы уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Русский язык», «Ручной труд», «Тифлографика», «Устная речь», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» направлено на достижение следующих задач в 2018-2019 учебном году:
формировать элементарные представления об объектах живой природы;
формировать элементарные представления об объектах и явлениях неживой природы;
формировать элементарные представления о растительном мире;
формировать элементарные представления о животном мире;
формировать элементарные представления о времени на примере смены сезонов;
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать элементарные представления о себе, как ребенке и девочке;
формировать элементарные представления о родственных отношениях в семье;
формировать элементарные представления о праздниках;
формировать элементарные представления о стране и городе проживания.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2018\19 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Человек. Представления о себе. Идентификация себя со своим именем. | 1 | Комбинированный | Называние имени ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Соня?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Соня?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Рассматриваем рельефное изображение имени. |
2 | Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. | 1 | Комбинированный | Прослушивание аудиофайлов с записями «посланий» от членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и фотографию. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. |
3 | Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: осень | 1 | Комбинированный | Понятие осень, листопад. Обследование пальцами рук листьев различных деревьев. Ученик пробует самостоятельно обследовать природный материал. Аппликация «Осеннее дерево». Слушание мелодии А.Вивальди Времена года. Упражнение «Листопад» - ученик пробует выполнить сам, при необходимости учитель помогает. Прослушивание потешки «Дует ветер нам в лицо» с последующим выполнением действий. |
4 | Человек. Представление о строении человека. Я-ребенок. | 1 | Обобщающий | Работа с рельефными изображениями частей тела человека. Называние и показ частей тела человека. Чтение сказки о назначении частей тела. |
5 | Человек. Представления о себе. Части тела: голова, туловище, руки, ноги. | 1 | Комбинированный | Показывание на себе частей тела: голова, спина, живот, руки, ноги. Работа с рельефными изображениями частей тела. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части тела: голова, живот, спина, руки, ноги. Сопоставление рельефных изображенияй частей тела с соответствующей частью тела на человеке. |
6 | Человек. Представление о лице человека. Лицо: глаза, брови, нос, лоб, рот. | 1 | Комбинированный | Показывание на себе частей лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Работа с рельефными изображениями частей лица. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Сопоставление рельефных изображений части лица с соответствующей частью лица на человеке. |
7 | Семья. Представление о профессиональной деятельности членов семьи «Мама и папа на работе». | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиофайл с «посланиями» от членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и изображение. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей. |
8 | Резервный урок | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Животный мир. Представления о диких животных: лиса. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование игрушки лисы. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у лисы. Работа с рельефным изображением лисы. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь лису в ее домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про лису с выполнением действий под музыку. |
2 | Животный мир. Представления о диких животных: волк. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование игрушки волка. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у волка. Работа с рельефным изображением волка. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь волка в его домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про волка с выполнением действий под музыку. |
3 | Животный мир. Представления о диких животных: лиса, волк. | 1 | Обобщающий | Обследование игрушки лисы и волка. Работа с рельефным изображением лисы и волка. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь волка в его домик». Дидактическое упражнение «Покажи лису», «Покажи волка». Чтение фрагментов сказок про лису и волка. |
4 | Объекты природы. Вода. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Понятие: вода. Ученик пробует различить холодную и горячую воду. Дидактические игры и упражнения с водой. Ученик пробует намочить различные предметы в тазике с водой. |
5 | Объекты природы. Песок. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Понятие: песок. Ученик пробует различить песок сухой и мокрый. Дидактические игры и упражнения с песком. Дидактические игры и упражнения с кинетическим песком. |
6 | Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: зима. | 1 | Комбинированный | Понятие зима, снег. Обследование пальцами рук снега, льда. Работа с рельефным изображением снежинки. Ученик при помощи учителя вырезает снежинку из бумаги. Работа с художественным материалом по зимней тематике. |
7 | Традиции, обычаи. Представление о празднике: Новый год. | 1 | Комбинированный | Понятие: праздник, Новый год, ель. Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху, рассматривает ее. Работа с рельефными изображениями символов Нового года: ель, мандарины. Ученик обследует пальцами рук новогодние игрушки, рассматривает их, выделяет среди них игрушки шарообразной формы. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Животный мир. Представления о диких животных: заяц | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование игрушки зайца. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у зайца. Работа с рельефным изображением зайца. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь зайца в его домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про зайца с выполнением действий под музыку. |
2 | Животный мир. Представления о диких животных: медведь | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование игрушки медведя. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у медведя. Работа с рельефным изображением медведя. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь медведя в его домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про медведя с выполнением действий под музыку. |
3 | Животный мир. Представления о диких животных: заяц, медведь | 1 | Обобщающий | Обследование игрушки зайца и медведя. Работа с рельефным изображением зайца и медведя. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь медведя в его домик». Дидактическое упражнение «Покажи медведя», «Покажи зайца». Чтение фрагментов сказок про зайца и медведя. |
4 | Животный мир. Представления о водоплавающих птицах: утка | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование игрушки утки. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у утки. Работа с рельефным изображением утки. Ученик совместно с учителем изображает птицу с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про утку с выполнением действий под музыку. |
5 | Животный мир. Представления о водоплавающих птицах: гусь | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование игрушки гуся. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у гуся. Работа с рельефным изображением гуся. Ученик совместно с учителем изображает птицу с помощью природных материалов. Слушание стихотворений про гуся с выполнением действий под музыку. |
6 | Животный мир. Представления о водоплавающих птицах: утка, гусь | 1 | Обобщающий | Обследование игрушки утки и гуся. Работа с рельефным изображением утки и гуся. Дидактическое упражнение «Покажи утку», «Покажи гуся». Чтение фрагментов сказок про утку и гуся. |
7 | Традиции, обычаи. Международный женский день. | 1 | Комбинированный | Я-девочка. Ученик обследует пальцами рук несколько видов цветов, рассматривает их, сравнивает их по запаху. Ученик совместно с учителем составляет букет из полевых цветов. Творческая работа «Открытка маме». Слушание детских песенок. Чтение стихотворений. |
8 | Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: весна. | 1 | Комбинированный | Природа просыпается. Ученик при помощи учителя обследует на веточке почки и молодые зарождающиеся листочки. Аппликация «Весеннее дерево». Игра «Улыбнемся солнышку» - ученик пробует улыбнуться когда учитель говорит про солнце. |
9,10 | Резервный урок | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Страна. Моя страна – Россия. | 1 | Изучение нового материала | Ученик обследует рельефное изображение карты России, знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург. |
2 | Страна. Природа моей страны. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик совместно с учителем создает макет страны с размещением на ней водоемов и лесов. Понятия: водоем, лес. |
3 | Растительный мир. Дерево. | 1 | Изучение нового материала | Обследование руками макета дерева. Строение дерева: ствол, корень, ветки, листья. Ученик с помощью учителя пробует найти различные компоненты дерева. Прослушивание потешек про дерево с выполнением действий. |
4 | Растительный мир. Сирень. | 1 | Изучение нового материала | Обследование тактильно и обонятельно веточки сирени. Ученик пробует ответить на вопрос «Это сирень?». Ученик с пробует выбрать веточку сирени среди веточек других кустов по запаху. Прослушивание песенок про сирень и весну. |
5 | Традиции, обычаи. Праздник День Победы. | 1 | Комбинированный | Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Чтение фрагментов детских произведений о войне. Творческая работа «Подарок ветерану». |
6 | Страна. Санкт-Петербург. | 1 | Комбинированный | «Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон. |
7,8 | Резервный урок | 2 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.