Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Человек»»
Человек
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является формирование у ребенка представлений о себе и своем ближайшем окружении, формирование навыков самообслуживания, которое происходит на занятиях по предмету «Человек».
Целью занятий по предмету является формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных навыков самообслуживания. Формирование представлений о себе, о своем теле. Формирование представлений о ближайшем окружении.
Темы уроков по предмету «Человек» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Адаптивная физкультура», «Окружающий социальный мир», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Человек» направлено на достижение следующих задач в 2020-2021 учебном году:
формировать представления о себе, как о ребенке, как о девочке;
формировать представления о строении собственного тела;
развивать навыки: пить из кружки, есть ложкой, пользоваться салфеткой;
развивать навыки гигиенического ухода за руками и лицом;
формировать навыки бережного отношения к одежде и уходу за ней;
повышать доступный уровень самостоятельности в процессе самообслуживания.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2020/2021 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Представления о себе. Я расту. | 1 | Обобщающий | Ученик рассматривает две куклы отображающие маленькую и большую девочку, сравнивает их. Беседа о возрасте, взрослении. |
2, 3 | Представления о себе. Части тела: голова, туловище, руки, ноги. | 2 | Комбинированный | Показывание на себе частей тела: голова, спина, живот, руки, ноги. Работа с пиктограммами частей тела. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части тела: голова, живот, спина, руки, ноги. Сопоставление пиктограммам частей тела с соответствующей частью тела на человеке. |
4 | Представления о себе. Рука: кисть, локоть, пальцы. | 1 | Комбинированный | Показывание на себе частей руки: кисть, локоть, пальцы. Работа с пиктограммами частей руки. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части руки: кисть, локоть, пальцы. Сопоставление пиктограммам частей руки с соответствующей частью тела на человеке. |
5, 6 | Представления о себе. Лицо: глаза, брови, нос, лоб, рот. | 2 | Комбинированный | Показывание на себе частей лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Работа с пиктограммами частей лица. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Сопоставление пиктограммам части лица с соответствующей частью лица на человеке. |
7 | Прием пищи. Питье из кружки, еда ложкой. | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений с кружкой и ложкой. Ученик показывает имитационные движения: есть ложкой, пить из кружки. |
8 | Прием пищи. Правила поведения за столом. | 1 | Комбинированный | Чтение сказки о поведении за столом с элементами театрализации. Игра «Накорми куклу». |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9, 10 | Прием пищи. Питье из кружки, еда ложкой. | 2 | Комбинированный | Выполнение упражнений с кружкой и ложкой. Ученик показывает имитационные движения: есть ложкой, пить из кружки. |
11, 12 | Прием пищи. Салфетка. | 2 | Изучение нового материала | Понятие салфетка, сухая и влажная. Изучение свойств салфетки: мягкая, мнется, сгибается. Действия с сухой и влажной салфеткой. Сравнение сухой и влажной салфетки. Сворачиваем салфетку. Достаем из упаковки влажную салфетку. Вытираем руки и рот. |
13 | Представления о других. Мои друзья. | 1 | Комбинированный | Беседа о дружбе, о друзьях ученика. Ученик пробует узнать своих друзей по голосу. |
14 | Представления о других. Моя семья. | 1 | Обобщающий | Ученик прослушивает аудиозаписи с голосами членов семьи и отвечает на вопрос «это мама?», «это папа?». |
15 | Обращение с одеждой и обувью. Одежда для меня и для куклы. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: одежда. Рассматривание одежды для куклы и для ученика. Сравнение одежды по размеру: большая-маленькая. Ученик пробует ответить на вопросы «Это куртка?», «Это футболка?». Ученик с помощью учителя пробует одеть куклу на прогулку. |
16 | Обращение с одеждой и обувью. Стирка одежды для куклы. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: одежда для куклы, стирать. Рассматривание одежды для кукол. Ученик с помощью учителя пробует постирать одежду для кукол в тазике при помощи мыла (намочить, намылить, прополоскать, отжать). Взаимодействие с водой, мылом, вспоминаем их свойства. После стирки ополаскиваем руки и вытираем полотенцем. |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
17 | Обращение с одеждой и обувью. Одежда для меня и для куклы. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: одежда. Рассматривание одежды для куклы и для ученика. Сравнение одежды по размеру: большая-маленькая. Ученик пробует ответить на вопросы «Это куртка?», «Это футболка?». Ученик с помощью учителя пробует одеть куклу на прогулку. |
18 | Обращение с одеждой и обувью. Стирка одежды для куклы. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: одежда для куклы, стирать. Рассматривание одежды для кукол. Ученик с помощью учителя пробует постирать одежду для кукол в тазике при помощи мыла (намочить, намылить, прополоскать, отжать). Взаимодействие с водой, мылом, вспоминаем их свойства. После стирки ополаскиваем руки и вытираем полотенцем. |
19, 20 | Обращение с одеждой и обувью. Вывешивание белья на просушку. | 2 | Изучение нового материала | Понятие: сушить, прищепка. Обследование пальцами рук прищепки, рассматривание глазами, знакомство с ее функциональным назначением и свойствами. Обследование пальцами рук веревки для просушки белья, рассматривание глазами, знакомство с ее назначением и свойствами. Работа с одеждой для кукол: мокрая и сухая одежда. Упражнение «Покажи мокрую кофту», «Возьми сухую кофту». Ученик с помощью учителя вешает одежду на веревку, закрепляет ее прищепкой. |
21, 22 | Обращение с одеждой и обувью. Липучки. | 2 | Изучение нового материала | Понятие: липучка. Обследование липучки. Ученик пробует брать липучку со стола. Ученик пробует совместно с учителем расстегивать и застегивать липучку на дидактическом пособии. |
23, 24 | Обращение с одеждой и обувью. Молния. | 2 | Изучение нового материала | Понятие: молния. Обследование молнии. Ученик пробует брать молнию со стола. Ученик пробует совместно с учителем расстегивать и застегивать молнию на дидактическом пособии. |
25, 26 | Обращение с одеждой и обувью. Кнопки. | 2 | Изучение нового материала | Понятие: кнопки. Обследование кнопок. Ученик пробует брать кнопки со стола. Ученик пробует совместно с учителем расстегивать и застегивать кнопки на дидактическом пособии. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27, 28 | Гигиена тела. Мытье рук. | 2 | Комбинированный | Формирование последовательности действий при мытье рук. Ученик с помощью учителя закатывает рукава. Ученик пробует взять в руки мыло и намочить его в тазике с водой. Ученик пробует положить мыло в мыльницу. Упражнения, имитирующие мытье рук. Ученик с помощью учителя моет руки. Ученик пробует вытереть руки полотенцем. Знакомство с краном для воды. Ученик пробует с помощью учителя открывать и закрывать кран. |
29, 30 | Гигиена тела. Умывание. | 2 | Комбинированный | Ученик при помощи учителя пробует умыть лицо руками, после – вытереть полотенцем. Перед умыванием лица ученик моет руки. |
31 | Гигиена тела. Чистим зубы. | 1 | Комбинированный | Понятие: зубы, чистить, зубная щетка, зубная паста. Обследование пальцами рук зубной щетки и тюбика с зубной пастой, рассматривание предметов гигиены рта. Ученик пробует нанести зубную пасту на зубную щетку. |
32, 33 | Уход за телом. Крем для рук. | 2 | Изучение нового материала | Ученик знакомится с кремом для рук — тактильные ощущения от прикосновения, его функции. Ученик с помощью учителя пробует открыть тюбик с кремом, выдавить крем на ладошку, втереть крем в руки. |
34 | Уход за телом. Крем для лица. | 1 | Изучение нового материала | Ученик знакомится с кремом для лица — тактильные ощущения от прикосновения, его функции. Ученик с помощью учителя пробует открыть тюбик с кремом, выдавить крем на ладошку, нанести крем на лицо. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.